О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Все последние резонансные катастрофы объясняются какими-то фантастическими ошибками

Писатель и журналист Игорь Мальцев о том, почему министру транспорта стоит еще поработать

Два дня назад при заходе на посадку в одном заграничном аэропорту самолет, коснувшись задними шасси на несколько секунд полосы, вдруг с ревом ушел свечой в небо, перепрыгнув другую машину, которая не успела убраться с полосы. Неприятно, но по сути - повезло.

Глядя в иллюминатор, как машина делает новый заход, я подумал: "Ну а не успей летчик принять решение - очередное транспортное происшествие, да еще и за границей".

И долго МАК будет принимать решение, кто виноват - то ли иностранец, который не убрал хвост с посадочной, то ли техники, у которых не вышло шасси, то ли Берлускони, то ли Обама. И конечно, тут же бы возникла тема: "А что у нас делает министр транспорта? Долой!"

Я сам после трагедии "Булгарии" не удержался - столько было ярости. Но глядя на то, что происходит на транспорте, начинаешь задумываться о "синдроме прапорщика".

Вот нам говорили, что ожидается технический коллапс и самолеты будут падать только потому, что они изношены, а летчики будут их ронять потому, что плохо подготовлены и мало зарабатывают. Но все последние "резонансные" катастрофы, будь то на воде или на воздушном транспорте, странным образом объясняются какими-то фантастическими ошибками отдельного человека или целого экипажа. Донецк, Смоленск, Петрозаводск. Трудно сегодня говорить про Ярославль, потому что общественный гнев и горе таковы, что если ты озвучишь единственную оставшуюся объяснимую версию - "ошибку блондинки", не снятый стояночный тормоз, то тебя порвут вместе с Левитиным и, может быть, даже с Медведевым. А ведь компания использовала очень надежный самолет.

Что мы имеем?

Старпом не счел возможным заставить экипаж закрыть иллюминаторы по нижней палубе - волна захлестывает пароход - сотни трупов. Командир, убоявшийся штрафа за перерасход топлива, идет на грозу - сотни трупов. Каждый раз оказывается, что в огромной структуре находится слабое звено - не обязательно на уровне упомянутого прапорщика, который не закрутил кран на баке с окислителем межконтинентальной ракеты с ядерным зарядом. Уровень может быть и выше - но эксцесс исполнителя налицо.

Но вот что интересно: каждый раз раздается требование снять министра (сегодня это г-н Левитин).

Я склонен проводить параллель между ним и новым министром обороны, который не из военных, но только в одном: они оба получают то, что было заложено до них. Постаревший летный состав? Да. Только он не сегодня постарел - вот уже лет 15 источником пополнения его остается военно-транспортная авиация. А новых не готовили. Только сейчас, когда появились деньги, училищам начали покупать оборудование, тренажеры.

У нас же расходы на транспорт - 2,2% ВВП. А в Китае - 6%. Потому Китай развивается и покрывает уже весь мир тихо и неуклонно, а мы пытаемся решить проблему криком "Долой Левитина!". Как-то слишком просто. Решение на кухонном уровне. По такой логике каждый раз, когда у нас "Булава" не долетает до Корякского автономного округа, у нас должен быть новый министр обороны. Что Левитин, что Сердюков не разваливали систему, они ее получили as it is и пытаются шаг за шагом реформировать.

Но мне любопытно, как сторонники увольнения всех и вся предлагают контролировать авикомпании, которые сажают на Як-42 вполне подготовленных летчиков, но подготовленных на другой машине? Устраивать летучки в Белом доме или переписать сразу Конституцию РФ, чтобы ее первый параграф гласил "Стояночный тормоз при движении должен быть снят"? Говорят, есть страны ближнего зарубежья, у которых первый параграф конституции гласит "Обои надо клеить встык" - мы хотим докатиться до такого уровня?

У нас сегодня пассажирских 986 самолетов и плюс еще 152 грузовых. И у каждого есть парковочный тормоз. И каждый - потенциальный источник опасности (см. текст ПДД). Есть вариант приставить к каждому командиру корабля (воздушного или обычного) по министру. Но, как каждый служивший в армии человек, я уверен, что обязательно найдется матросик, который забудет ветошь в пусковой шахте.

Министерству надо выстраивать масштабные экономические планы - смотреть за тем, как замещается парк воздушных судов. Из регионального парка ушло почти 400 бортов за счет Ту-134 и Як-40. И сейчас самолеты иностранного производства - 46% парка. Рьяные патриоты будут вопить, что про...али великое авиастроение и теперь нас покорят враги. Но даже патриоты почему-то хотят ездить на иномарке а не на УАЗ "Патриот", так что эта тема скользкая, легко превращаемая в чистую демагогию.

Тем не менее машины семейства Ту-204/214 вполне конкурентоспособны. Особенно при господдержке. А вот такие задачи, как развитие системы образования пилотов, новые тренажеры, сертификация - как раз уровня министра.

А наказывать за то, что не доглядел за боцманом - глупо и смешно. Только смеяться не хочется....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка