Автор: Сергей Новиков
Опубликовано: 20.10.2011, 16:32
 

Пилотов заставят дышать в трубочку

Российские самолеты гражданской авиации оснастят алкотестерами


[image]

Минтранс, Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет в целях повышения безопасности полетов предлагают ввести уголовную ответственность за употребление алкоголя членами экипажа. Кроме того, для проверки пилотов на опьянение предлагается закупить персональные алкотестеры, которые будут установлены прямо в кабинах лайнеров.

Стоимость профессионального алкотестера составляет около 1500 долларов. Этот прибор способен определить содержание алкоголя за три секунды по короткому выдоху. Если оснащать приборами каждый самолет, на закупку алкотестеров может потребоваться до 1,7 млн. долларов. Аналогичные приборы, устанваливаемые на автомобилях при обнаружении в выдыхаемом водителем воздухе следов алкоголя просто блокируют систему зажигания и нетрезвый автовладелец просто не сможет завести двигатель.

Как уже сообщал Gudok.ru, по предложению Министерства транспорта, всем авиакомпаниям могут открыть доступ к базе данных пилотов. То есть любая авиакомпания сможет в любое время получить информацию не только об обучении, переподготовке, трудовом стаже командиров воздушных судов, но и об их профессиональной несостоятельности. В базе данных выделят специальный пункт о нарушениях, которые допустили летчики за время своей карьеры.

"Если пилот провинился в одной авиакомпании, это будет сигналам руководителям других о необходимости серьезно подумать, прежде, чем взять его на работу", - отметил Игорь Левитин.

Министр также поручил Росавиации и Ространснадзору подготовить предложения по введению выборочного послеполетного медосмотра. Сейчас экипажи воздушных судов проходят только предполетный медицинский осмотр.

В Минтрансе в свою очередь заявили, что нарушения летной деятельности характерны в первую очередь для небольших авиакомпаний, испытывающих финансовые проблемы. Именно поэтому зачастую они вынуждены экономить на безопасности. При этом в крупнейших российских авиакомпаниях за последние годы не было зафиксировано ни одного авиационного происшествия.

Авиакатастрофы по вине нетрезвых пилотов, к сожалению, перестают быть редкостью. В сентябре Межгосударственный авиационный комитет завершил расследование крушения самолета Ту-134 под Петрозаводском. Согласно выводам экспертов, причиной падения послужили сложные метеорологические условия и пьяный штурман.

Как отмечается в окончательном отчете МАК, экипаж в условиях низкой облачности должен был уйти на второй круг, однако не сделал этого. Кроме того, ошибкой экипажа называется то, что часть обязанностей командира судна была возложена на штурмана, проявлявшего "повышенную активность". Однако в ходе расследования авиакатастрофы было установлено, что штурман при этом находился в состоянии легкого алкогольного опьянения.

Ранее руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил, что штурман Ту-134 Аман Атаев был пьян. Непосредственно перед вылетом он выпил стакан водки. Спустя два дня после катастрофы некоторые СМИ сообщили о том, что один из членов экипажа Ту-134, штурман Атаев, был нетрезв. Однако тогда, менее чем через час, Следственный комитет России опроверг эти сообщения и заявил, что эксперты только приступили к исследованию тел погибших пилотов, поэтому информации о наличии алкоголя в крови летчиков пока нет.

Президент межрегиональной общественной организации "Российское общество авиастроителей" Александр Батков напомнил Gudok.ru, что согласно итогам аналитических исследований компании "Авиационная промышленность", уровень безопасности полетов в России сегодня в три раза ниже, чем в среднем в мире. "При этом до 80% летных авиационных происшествий в нашей стране происходит из-за ошибок экипажа. Для обеспечения безопасности полетов необходимо изменить программу подготовки летчиков. Так, их сегодняшняя подготовка не предусматривает обучения поведению при возникновении нештатных ситуаций. Для этого нужны летательные аппараты со специальным оборудованием, имитирующим отказы техники".

В октябре 2009 года администрация аэропорта Франкфурта-на-Майне отстранила от управления воздушным судном члена экипажа авиакомпании "Сибирь" в связи с обнаружением алкоголя в его крови.

Летом того же года комиссия Межгосударственного авиакомитета назвала причины катастрофы самолета Boeing 737-500 компании "Аэрофлот-Норд", который разбился в Перми в сентябре 2008 года. В частности, участники расследования пришли к выводу, что катастрофа произошла из-за потери командиром воздушного судна Родионом Медведевым ориентации в пространстве. В крови погибшего пилота эксперты обнаружили алкоголь. Кроме того, одна из пассажирок послала знакомым смс-сообщение, в котором говорилось, что Родион Медведев разговаривал как "совершенно пьяный человек".

23 апреля 2006 года на Ставрополье разбился самолет Ан-2 ростовской авиакомпании "Юг-Авиа". Погибли четыре человека. По информации следствия, в момент катастрофы самолетом управляла жена пилота, находившаяся в нетрезвом состоянии.

1 марта 2007 года в аэропорту Анапы был на шесть часов задержан рейс в Москву. В ходе предполетного медосмотра выяснилось, что весь экипаж Ту-134 был в состоянии "легкого алкогольного опьянения".

4 февраля 2008 года в аэропорту шведского города Мальме был задержан вылет российского грузового самолета Ан-12. Тесты показали повышенное содержание алкоголя в крови у радиста и бортинженера судна.

15 августа 2008 года в Манчестере были задержаны два пилота "Аэрофлота", которые должны были переправить в Москву пустой пассажирский Boeing 767. Сотрудники службы безопасности аэропорта заявили, что россияне источали сильный запах алкоголя и неуверенно держались на ногах. Позднее пилоты признались, что накануне выпили по четыре кружки пива. Суд приговорил каждого к штрафу.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 октября 2011 года | Дайджест публикаций за 20 октября 2011 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Левитин Игорь, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Аэрофлот - российские авиалинии, Нордавиа - региональные авиалинии, "Авиаавтоматика" имени В.В. Тарасова, Ан-12БК, Ан-2, АН-12, Авиационная промышленность, Пилот Ай Си, Федеральное агентство воздушного транспорта, Маркин Владимир, Ту-134, Юг-Авиа (в процессе тестирования)