О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Монополия на воздух

Эпопея, которую можно назвать "битвой за саратовский аэропорт", вот уже почти полгода занимает внимание саратовцев. Все замерли в ожидании, чем же она закончится. Авиакомпании "ЮТэйр" и "РусЛайн" пытаются разрушить монополию "Саравиа"

Эпопея, которую можно назвать "битвой за саратовский аэропорт", вот уже почти полгода занимает внимание саратовцев. Все замерли в ожидании, чем же она закончится. Авиакомпании "ЮТэйр" и "РусЛайн" пытаются разрушить монополию, местная "Саравиа" не сдает свои позиции, министерство транспорта Саратовской области заняло довольно невнятную позицию.

Внимание депутатов Саратовской областной Думы привлекло ценообразование на услуги единственного регио¬нального авиаперевозчика - ОАО "Саравиа". Компания по сути является монополистом на рынке пассажирских авиаперевозок. По данным специально созданной рабочей группы при фракции ЕР в областной Думе, тарифы на рейсы в Москву у "Саравиа" слишком высоки. Например, билет эконом-класса обойдется в 6,2 тысячи рублей. Бизнес-класс - и того больше: 12 тысяч рублей.

Тариф не завышен?

Представители "Саравиа" утверждают, что это базовый тариф, а цены на конкретные рейсы устанавливаются отдельно. К тому же генеральный директор ОАО "Саравиа" Александр Боков заявил, что базовые тарифы других авиакомпаний гораздо выше. Тем не менее, рабочая группа депутатов во главе с Олегом Галкиным не согласилась с таким утверждением и заказала билеты на рейсы в Москву из соседних регионов. Картина оказалась не в пользу "Саравиа". Например, добраться из Москвы в Оренбург можно было за 4,4 тысячи рублей на самолете авиакомпании "Скай Экспресс", максимальная цена на полет оказалась у авиакомпании S7 - 5,7 тысячи рублей. Расстояние от Москвы до Оренбурга больше, чем до Саратова, и составляет 1,1 тысячи километров.

Александр Боков пояснил, что тариф на авиабилеты складывается из нескольких составляющих и 42,3% в нем занимает стоимость авиационного топлива. По его словам, цены на керосин выросли на 26,6% с начала 2011 года. На услугу авиакомпании отводится от 8,9% до 39%, остальное уходит на налоги. При этом, как утверждает генеральный директор "Саравиа", тарифы ими не повышались.

Депутат Саратовской областной Думы Олег Галкин не согласился с утверждением, что тарифы авиакомпании не завышены. "За эти деньги из Москвы я могу улететь в Милан, Барселону, Париж, Мюнхен и еще целый ряд европейских городов", - отметил он, выступая на заседании депутатской рабочей группы, специально созданной для того, чтобы разобраться в последствиях монопольного положения, которое сложилось в саратовском аэропорту. Депутаты намерены найти приемлемый для всех - и для перевозчиков, и для пассажиров - путь решения этой проблемы.

Из проблемы с тарифами Александр Боков выводит и проблему с закупкой новых самолетов и ремонтом здания аэровокзала. По его словам, тарифы не позволяют вкладывать деньги в капитальный ремонт помещений, их хватает только на плановый. Депутатов областной Думы очень возмущал тот факт, что в зоне регистрации вылетов пассажиров нет туалета. Люди, прошедшие досмотр, вынуждены терпеть до взлета. 17 октября на сайте авиакомпании "Саравиа" появилось объявление о конкурсе на проектирование и монтаж туалета.

"А мы и сами справимся"

По мнению генерального директора "Саравиа", для закрытия потребности Саратова в авиаперевозках достаточно шести самолетов класса Як-42. К тому же самым интенсивным направлением является Москва, сезонные рейсы в Адлер для компании убыточны.

Наиболее существенный вопрос, кроме приобретения новых самолетов и высоких тарифов на авиабилеты, - это отсутствие конкурентов у монополиста. Проблема заключается в том, что "Саравиа" является владельцем аэровокзала и официально эксплуатирует аэродром.

Как сообщили "Времени" в пресс-службе ОАО "Саравиа", их позиция остается прежней. Они не могут открыть аэропорт для авиакомпаний "ЮТэйр" и "РусЛайн", поскольку типы их воздушных судов якобы не соответствуют тем, к приему которых у саратовского аэродрома имеется допуск. "Мы их права не ущемляем. У нас нет документов, которые бы разрешали нам принимать что-то, кроме Як-42", - подчеркнули в пресс-службе.

Тем не менее, последние действия руководства "Саравиа" опровергают эти утверждения. Недавно представители "ЮТэйр" и саратовского авиаперевозчика принимали участие в переговорах с участием зампреда правительства области Александра Стрелюхина. По поступившим из правительства региона сведениям, предметом переговоров стало выделение слотов для "ЮТэйра". Александр Стрелюхин в своем комментарии "Времени" подчеркнул, что аэропорт "Саратов (Центральный)" соответствует требованиям по обслуживанию пассажиров и грузовых перевозок на внутренних и международных авиалиниях с малоинтенсивным движением. К объективным причинам качества оказываемых услуг он отнес короткую взлетно-посадочную полосу и требующий реконструкции аэровокзальный комплекс.

Кстати, приведенный областными депутатами пример пензенского аэропорта Александр Боков парировал тем, что там реконструкция аэровокзала была проведена за счет регионального бюджета, а взлетно-посадочная полоса была отремонтирована за счет федерального. "Саравиа", по его словам, не получала финансовой поддержки от региональной власти. Заместитель министра развития транспортного комплекса Саратовской области Галина Петрова отметила, что поскольку аэропорт принадлежит частной компании, бюджет не может спонсировать его реконструкцию.

В настоящий момент, согласно расчетам авиакомпании, саратовский аэродром может обслуживать 20 взлет/посадок в сутки и 40 пассажиров в час. Ссылаясь на это, саратовский авиаперевозчик не спешит налаживать отношения с другими авиакомпаниями. Кроме того, причиной отказов называется отсутствие специальной машины - деайсера, предназначенного для защиты самолетов ото льда и рассчитанного на использование двухкомпонент¬ного антиобледенителя. В настоящий момент, по словам Александра Бокова, такая машина заказана и должна прибыть. Общий объем денежных вливаний, необходимых для открытия аэропорта "ЮТэйру" и "Руслайну", по расчетам руководства "Саравиа", составит 20 млн рублей. При этом сроков, в которые саратовский аэропорт будет готов к приему самолетов других марок, в "Саравиа" не называют, уклончиво отвечая на любые прямые вопросы, в том числе и от корреспондентов "Времени".

Руководитель территориального управления ФАС по Саратовской области Николай Ремезов подчеркнул, что одновременно в управлении рассматривались два заявления, которые обвиняют "Саравиа" в монополизме. Обе авиакомпании настроены решительно и готовы идти до конца. Александр Стрелюхин считает, что конкуренция в сфере авиаперевозок является основой для развития рынка и повышения качества обслуживания. Он также признает, что работа нескольких авиакомпаний на аэродроме "Саратов (Центральный)" позволит значительно снизить тарифы на внутренних и международных рейсах.

Как сказал "Времени" депутат облдумы Олег Галкин, созданная ими рабочая группа готова обращаться в Государственную Думу, Правительство РФ, к собственникам саратовской авиакомпании, чтобы повлиять на ее действия и допустить конкуренцию на региональный рынок. "Вся беда - в монополизме. Им придется стать гибкими, или их сомнут", - отметил Олег Александрович.

P.S. Когда верстался номер, стало из¬вестно, что последний бастион "Саравиа" устоял. Комиссия УФАС по Саратовской области решила, что отказ предоставить саратовский аэропорт для пользования авиакомпании "ЮТэйр" правомерен. Как сообщила "Времени" заместитель руководителя УФАС Людмила Борисова, по ответу на запрос Росавиации следует, что у аэропорта "Саратов (Центральный)" в настоящий момент нет допуска на прием судов класса Bombardier Q400. Но также известно, что "Саравиа" не подавала заявок на предоставление им разрешения на прием и отправку воздушных судов иного типа, кроме Як-42. При этом инициатива "ЮТэйр", представители которой предлагали организовать рейсы в Саратов самолетами той же марки, ответной реакции "Саравиа" не вызвала. Неужели руководство саратовского перевозчика намерено снова тянуть время, надеясь, что еще один потенциальный конкурент откажется от расширения географии своей работы?...
Авторские права на данный материал принадлежат «СарИнформ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка