О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Неясные цели и непонятные задачи

Ожидать ли Вооруженным Силам РФ поставок современных дронов? Или вновь придется жалеть о бесцельно потраченных миллиардах?

Пусть не удивляет читателей еженедельника публикация в этом номере на данном развороте двух статей на одну и ту же тему. Во-первых, она чрезвычайно актуальна и, во-вторых, материалы постоянных авторов "ВПК", кое в чем дублируя, во многом взаимно дополняют друг друга, представляя целостную картину до сих пор, к сожалению, не снятой с повестки дня проблемы.

Итак, случилось давно ожидаемое событие - российское Минобороны сделало решительный шаг и, признав, что за беспилотниками будущее, выбрало исполнителей по проектам создания беспилотных авиационных комплексов (БАК) с аппаратами взлетной массой в одну и пять тонн. Ожидать ли Вооруженным Силам РФ поставок современных дронов? Или вновь придется жалеть о бесцельно потраченных миллиардах?

Светлое вчера и темное настоящее

Как это ни фантастично звучит сегодня, но каких-то 30 лет назад отечественный оборонно-промышленный комплекс занимал одно из ведущих мест в мире в области разработки беспилотной авиатехники, а наши военные лидировали в сфере ее практического применения. Более того, Советский Союз реально претендовал на главенствующую роль в создании БПЛА. Кстати, командование вооруженных сил США в конце 70-х - начале 80-х годов ввиду ряда нерешенных технических и технологических проблем едва не поставило крест на беспилотниках (их тогда у нашего вероятного противника, можно сказать, и вовсе не было, а на 2000 год в распоряжении американских ВВС и сухопутных войск имелось лишь 50 беспилотников). Именно в ту пору в СССР для нужд собственной армии и по экспортным заказам только аппаратов типа Ту-143 было построено 950 единиц.

Однако наступили 90-е годы, Советский Союз распался, начались парад суверенитетов и гонка за накоплением первичного капитала. Естественно, ни о каком серьезном развитии БАК в такой ситуации не могло быть и речи - у Минобороны денег не хватало даже на зарплату и пайковые для военнослужащих, на топливо и запчасти для самолетов и вертолетов.

В итоге сегодня только американская армия эксплуатирует несколько тысяч БПЛА, тогда как во всех российских Вооруженных Силах численность парка беспилотников хорошо если перевалит за сотню (не будем брать в расчет разведчики "Рейс", быть может, где-то еще оставшиеся, и тому подобное "наследство павшего режима"). Причем первый российский, а не советский дрон - "Пчела-1Т" в составе БАК "Строй-П" был принят на вооружение только в июне 1997 года. Ныне такие аппараты, как "Пчела" или БПЛА-05 из поступившего в войска десять лет спустя комплекса "Типчак", ничего, кроме улыбки, уже не вызывают (несмотря на то, что за "Пчелу" в 1998 году и присудили премию правительства РФ). Ведь тот же "Типчак" с шестью БПЛА возят аж четыре автомашины!

Странная логика

В высокой эффективности БАК при решении широкого круга задач никто из грамотных специалистов не сомневается: их можно использовать с аэродромов или наземных площадок без специальной подготовки инфраструктуры, применять многократно даже в весьма ограниченный период времени, они резко повышают оперативность принятия решения на бой и темп самих боевых действий, а также позволяют существенно снизить потери личного состава. Признавали это и военачальники.

- В Вооруженных Силах разработана программа развития комплексов с БПЛА, в которой определены их роль и место, основные типы и этапы развития, - заявил как-то в интервью главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин.

Замечу попутно, что его предшественник - генерал армии Владимир Михайлов горячо убеждал российскую общественность: бояться временного отставания России в области создания БПЛА не стоит - наши разработчики быстро наверстают упущенное.

- В 90-х годах, когда другие страны активно занимались беспилотниками, мы этот вопрос несколько упустили. Но жалеть об этом не надо: на их примере мы увидели, что и как надо делать, - отметил он в 2007 году. А первый заместитель председателя ВПК при правительстве РФ Владислав Путилин подчеркнул на проходившем в марте того же года заседании комиссии в Егорьевске, что снабжение дронами военных - "задача на 2011-2015 годы, когда мы выйдем на серийные поставки ровно того количества, которое нам необходимо".

Однако в реальности длительное время какие-либо серьезные работы по данной теме не велись, а потенциальный заказчик - Минобороны в лице своих высокопоставленных представителей регулярно выдавало совершенно противоречивую информацию: то беспилотники жизненно необходимы, то для них не просматривается реальных задач в Вооруженных Силах РФ, то "управлять" БПЛА будут ВВС, то их надо подчинить сухопутчикам.

Что касается США, на опыт которых любят ссылаться представители нашего военно-политического руководства, то там крупные разведывательные и разведывательно-ударные дроны находятся в ведении ВВС и ЦРУ. А вот армейское командование получило первые разведывательно-ударные беспилотники "Грей Игл" совсем недавно. Зато американская армия может похвастаться численным превосходством в малых БПЛА, располагая более 3700 "ручными" аппаратами типа RQ-11 компании "АэроВайронмент" массой менее двух килограммов и дальностью полета около 10 километров. Стоимость каждого такого дрона - всего 35 000 долларов, эти БПЛА идут как расходный материал.

С математикой туго?

Да что там задачи для беспилотников, военные не могут определиться, сколько же средств они вложили в данную тематику. Владимир Поповкин, находясь на посту первого заместителя министра обороны, назвал в пять раз различающиеся суммы, которые, по его словам, военное ведомство затратило на развитие беспилотников, не получив взамен нормальных, удовлетворяющих требованиям эксплуатантов систем. Так, в марте 2009 года прозвучала цифра один миллиард рублей, а в апреле 2010-го - пять миллиардов.

Уместно спросить: руководство Минобороны неспособно подсчитать объем выделенных на ту или иную программу средств? Или же все эти заявления просто так, ради красного словца и поднятия интриги? Вообще есть ли в военном ведомстве полноценная, тщательно проработанная с привлечением экспертов - только без приставки "псевдо" - программа развития беспилотной авиатехники хотя бы на три-пять лет?

Возникает стойкое ощущение, что нет и все действия в данной сфере предпринимаются исходя из неких сиюминутных конъюнктурных или корпоративно-клановых интересов. В итоге - растущее отставание от ведущих зарубежных стран, а генерал-полковник Александр Зелин в 2009 году вынужден был заявить, что авиаторы не возьмут ни один из представленных отечественных БПЛА: "Мы не получили ни скорость, ни высотность, ни разрешительные способности, поэтому в настоящее время имеем то, что имеем. Принимать на вооружение такие беспилотники - это просто преступление".

Осталось, правда, разъяснить, куда смотрели контролирующие лица, когда разработчики осваивали выделенные средства и создавали в ответ "беспилотный хлам"? Имеются вопросы и к отечественным предприятиям, в том числе самый главный: почему пусть даже за миллиард рублей, а по нынешнему курсу около 32 миллионов долларов (а ранее и того больше), они не смогли создать что-либо стоящее?

В пользу того, что это возможно, свидетельствует такой пример: австрийская компания "Шибель" в 2003-2005 годах на собственные средства сконструировала и построила беспилотный вертолет, который сегодня под именем "Камкоптер" S-100 заинтересовал нескольких заказчиков, поставлен в лицензионное производство в ОАЭ и принят в качестве корабельного БПЛА на германских фрегатах проекта К130. Плюс к тому он стал первым дроном, который включили - причем дважды - в летную программу крупнейшей международной аэрокосмической выставки Paris Air Show. А ведь фирма до этого на протяжении десятков лет выпускала электронные компоненты к различной бытовой технике (типа стиральных машин), с середины 80-х годов - миноискатели и металлодетекторы, а беспилотниками занялась только в 90-е. И вот вам результат - без мощной господдержки. Причем на момент вывода на рынок модели S-100 компания насчитывала 150 человек, а ее годовой оборот не превышал десяти миллионов евро.

Разведывательно-ударные БПЛА

В августе-сентябре 2010 года на Алабинском и Гороховецком полигонах прошли организованные в интересах Сухопутных войск сравнительные испытания БАК с аппаратами ближнего действия (до 25 км) и малой дальности (до 100 км). 27 компаний и предприятий представили 50 БПЛА. Но в первом реальном "экзамене", где необходимо продемонстрировать уже не "бумажные", а работающие образцы, смогли участвовать только 12 фирм с 22 дронами. После первых апробаций "на ристалище" остались девять комплексов, до финиша же дошли всего четыре образца. И вот очередная новость - подведение результатов тендера, в котором речь уже идет и об ударных задачах.

Напомним: работы по разведывательно-ударному БПЛА у нас начались еще в 80-х годах - речь о проекте Ту-300 (также "изделие 300" или "Коршун"). Данный беспилотник взлетной массой 3-3,5 тонны должен был войти в состав фронтового БАК "Строй-Ф" и мог бы стать ударным дроном. Причем совсем недавно - в марте 2007 года на упоминавшемся заседании ВПК в Егорьевске, где проводился также показ различных образцов беспилотной техники, главный конструктор БАК в ОКБ им. Туполева Леонид Куликов говорил: "Ту-300 прошел государственные испытания, и мы можем смело сказать: он готов к применению. Дальше заказчик должен определиться, что делать". Заказчику, как видим, потребовались четыре года и августовская война в 2008-м, чтобы "определиться", причем "изделие 300" оказалось уже в аутсайдерах.

Конкурс на проведение ОКР стоимостью более двух миллиардов рублей на проектирование и постройку опытного беспилотника с взлетной массой около одной тонны выиграла компания "Транзас". В конкурсе за право заняться НИР (один миллиард рублей) по разработке дрона взлетной массой до пяти тонн - с изготовлением демонстратора технологий - победило казанское ОКБ "Сокол". Причем "Транзас" займется системой управления и целевой нагрузкой для БПЛА, а "Сокол" - созданием планеров и "наземки". Работы по комплексам возглавит Николай Долженков, работавший в 1998-2001 годах первым замгендиректора ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева", но затем перешедший в ОКБ Сухого - директором программы БПЛА и представлявший на МАКСе-2003 линейку суховских БПЛА различного назначения. Впрочем, затем тема БПЛА в ОКБ Сухого как-то отошла на задний план, а Николай Долженков вновь вернулся в ОКБ Яковлева, но в октябре 2009 года вновь покинул ОКБ, где на тот момент занимал должности первого заместителя гендиректора, генерального конструктора и технического директора. Сегодня на сайте ОКБ есть информация по двум БПЛА: "Эксперт" - аппарат самолетного типа с взлетной массой 40 килограммов, а также "Альбатрос" - 450-килограммовый конвертоплан.

Решение победителей пойти на широкую кооперацию и разделить объем задач по двум проектам вполне оправданно: хоть "Транзасу" и удалось создать ряд весьма хороших беспилотников, включая 600-килограммовый "Дозор-600", все же его главная специализация - электроника, системы управления, тренажеры и различная полезная нагрузка, а не конструирование. Зато казанский "Сокол" имеет в данной области весьма богатый опыт - специалисты созданного в 1959 году предприятия десять лет занимались разработкой и постройкой планеров, а с 1968-го - беспилотных самолетов-мишеней на базе серийных реактивных МиГ-17, МиГ-21 и L-29. В последнее время компания предлагала комплексную систему мониторинга "Данэм", в состав которой включен БПЛА с дальностью полета 2400 километров и массой полезной нагрузки 100 килограммов. Впрочем, активного интереса данный аппарат, схожий "идейно" с устаревшими БПЛА Ту-143/Ту-243, не вызвал. Равно как и его разведывательно-ударный вариант "Дань-БАРУК" (взлетная масса - около 500 кг).

Возникает вопрос: как могут выглядеть будущие однотонный и пятитонный БПЛА? Вероятнее всего первый будет в целом схож с "Дозором-600", имеющим весьма хороший планер. А что касается второго, то тут несколько вариантов.

Не исключено, основой для этого аппарата послужит американский разведывательно-ударный дрон "Рипер" компании "Дженерал атомикс", который находится в той же "весовой категории". Либо разработчики воспользуются двухбалочной схемой, которая очень популярна у израильских конструкторов БПЛА. Другой вариант - под руководством имеющего богатый опыт проектирования беспилотных и пилотируемых ЛА Николая Долженкова может быть создан новый планер, в чем-то даже отличающийся от "Рипера". Тем более что те же американцы уже имеют разведывательно-ударный дрон следующего поколения - "Эвенджер". Наконец, третий вариант - представить уменьшенный вариант 10-тонного БПЛА "Прорыв", который пять лет назад находился в разработке в ОКБ Яковлева.

Впервые подробная информация о данной программе появилась в статье главного конструктора яковлевцев Юрия Янкевича в марте 2006 года в журнале "Полет". В рамках единой системы намечалось создать три БПЛА: боевой "Прорыв-У", разведывательный "Прорыв-Р" и радиолокационного дозора "Прорыв-РЛД" (все с унификацией на 60-70%). А в целях снижения стоимости и сокращения сроков разработки использовать отработанные на УБС Як-130 системы и агрегаты. Заявлялась степень унификации БПЛА и УБС на уровне 40 процентов. Боевой беспилотник строился по малозаметной схеме "летающее крыло" без хвостового оперения, с внутренним размещением вооружения и одним двигателем с воздухозаборником в верхней головной части фюзеляжа. Основные ЛТХ: взлетная масса - 10 тонн, масса полезной нагрузки - 1000-3000 килограммов, максимальная скорость - 1100 километров в час, практический потолок - 16 000 метров.

Примечательно, что в 2005 году объявлено о заключении договора с итальянской компанией "Алениа Эрмакки" о совместных работах по перспективным БАК, а на авиашоу в Ле Бурже в 2007-м президент корпорации "Иркут" и гендиректор ОКБ им. А. С. Яковлева Олег Демченко подчеркнул: "Два года назад мы с итальянскими компаниями "Финмекканика" и "Алениа" подписали соглашение о создании на базе Як-130 беспилотного летательного аппарата. На сегодня уже получены все разрешительные документы от Министерств обороны России и Италии. Сейчас начинается практическая работа по реализации этого проекта".

Впрочем, в последующем проект "затух" - в том числе и потому, что Минобороны не могло определиться с тем, нужны ли ему "большие" БПЛА, и если да, то какие именно. Вполне вероятно, что "Прорыв" может ждать реинкарнация. Особенно его схема эффективна для создания ударного БПЛА, тогда как для разведывательно-ударного дрона большой продолжительности полета лучше подойдет двухбалочная схема.

Проигрыш закономерен?

В конкурсе также участвовали РСК "МиГ", концерны "Вега" и "Туполев". Что предлагал "МиГ", особенно в классе пятитонника, неизвестно (вполне возможно, уменьшенный вариант тяжелого 10-тонного БПЛА "Скат"), а вот один из претендентов в классе до тонны - беспилотник "Луч" от концерна радиостроения "Вега" можно было видеть на МАКСе-2011. В качестве основы для этого аппарата взяли легкий самолет, который специалисты концерна доработали и оснастили соответствующим оборудованием. Конечно, "Луч" выглядит намного симпатичнее "Аиста", который предлагался в этом же классе в варианте разведывательного и разведывательно-ударного БПЛА и своей "угловатостью" вызывал просто недоумение, однако все же априори должен был уступить по своим ЛТХ аналогичным зарубежным да и российским (типа "Дозор-600") образцам. О том, что отрицательное заключение по "Лучу", вероятно, дадут профильные организации, предупреждал недавно в "ВПК" и главный редактор портала UAV.RU Денис Федутинов. Так и произошло.

Причина этого, как представляется, в том, что многие российские разработчики БПЛА, пытаясь получить бюджетное финансирование, начинают заниматься совершенно незнакомым и несвойственным им делом. К примеру, тот же концерн "Вега" создал весьма хорошую мобильную малогабаритную систему получения, обработки и доведения информации - машину "Вега 01", а теперь еще и улучшенный вариант - "Вега 02". Представленная впервые на МАКСе-2009 "Вега-01" уже серьезно доработана: увеличены количество, типаж и номенклатура БПЛА (благодаря открытой архитектуре на машину можно "завязать" беспилотники разных производителей), система доведения информации от БПЛА стала высокозащищенной цифровой, применена новая система обработки данных, построенная на основе отечественных клас-терных вычислительных систем с параллельной обработкой информации, высокоточным определением координат и последующей передачей результатов по трем каналам различным потребителям, комплекс может ставиться на 12 типов шасси или в стационарном исполнении и пр.

Вот на что надо делать ставку, а задачу разработки самого беспилотника поручить компании, имеющей опыт создания ЛА (в области малых дронов концерн, кстати, предпринял вполне успешные попытки скооперироваться с рядом российских компаний). Тем более что разработка беспилотников массой от 400-500 килограммов и выше - задача более серьезная и комплексная, чем создание малых БПЛА. Однако вновь попытались "поехать в Тулу со своим самоваром" - результат получился вполне закономерный и с "Аистом", и с "Лучом".

Вместо эпилога

Благодаря бездействию со стороны военного ведомства и безответственному отношению к поставленным задачам отдельных предприятий отечественного ОПК наряду с попустительством со стороны представителей заказывающих управлений госструктур Россия в настоящее время на годы, если не на десятилетия отстает в области разработки и серийной постройки беспилотных авиационных систем. Особенно беспилотников взлетной массой более 100 килограммов. Проведение тендера по БПЛА размерности до одной и пяти тонн - первая попытка переломить ситуацию, причем военные, видимо, решили больше не ставить на "традиционных" исполнителей, а отдать предпочтение тому, кто предложит действительно прорывной продукт.

Но мало создать сам аппарат и эффективную целевую нагрузку для него, еще более сложная задача - создание защищенной надежной системы управления ими и передачи необходимых данных на КП с последующей обработкой и отправкой конечным потребителям.

Комплексность данной задачи наглядно продемонстрирована совсем недавно в ходе двух инцидентов, связанных с эксплуатацией беспилотников ведущей военной машиной мира - американской: сначала вирус проник в систему управления беспилотными авиационными системами центра боевого применения разведывательных и разведывательно-ударных беспилотников, расположенного на военно-воздушной базе "Крич" (штат Невада), а совсем недавно в Сомали "свалились" сразу три американских БПЛА - вероятно, именно по причине неполадок в системе управления. Вряд ли были сбиты сразу три аппарата, тем более что Сомали, в общем-то, не воюет с США, либо же это просто "утка", распространенная телеканалом Press TV, где, собственно, и промелькнула впервые данная информация.

Еще раньше, летом 2009 года вредоносную программу, позволяющую перехватывать информацию в канале "БПЛА - наземный КП", американские военные обнаружили в Ираке в компьютере одного из повстанцев. В отсутствие комплексной программы развития беспилотной авиационной техники военного назначения решить все проблемы и застраховаться от подобных неприятных случаев будет просто невозможно - это, наоборот, может привести к печальным последствиям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка