О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Манас не будет воевать

Новые власти Киргизии подтвердили намерение избавиться от американской военной базы в Бишкеке

Новый президент Киргизии Алмазбек Атамбаев официально объявил, что американская авиабаза в Манасе будет закрыта в 2014 году, договор не будет продлен. Военная база может стать мишенью для террористов, пояснил он. США к этому решению были готовы - они давно ищут запасной аэродром в Центральной Азии.

Алмазбек Атамбаев, избранный в воскресенье президентом Киргизии, объявил о скором закрытии американского центра транзитных перевозок в аэропорту Манас. "Наш аэропорт гражданский и должен заниматься гражданскими делами, - цитирует слова Атамбаева ИТАР-ТАСС. - Вызывает нехорошие ассоциации, когда приземляешься на аэродром, а на нем находятся военные самолеты". Он опасается того, что "какая-либо из противостоящих США стран" может нанести "по нам удар".

Пресс-секретарь президента Кадыр Токтогулов в разговоре с "Газетой.Ru" уточнил, что о преждевременном закрытии объекта речи не идет: договор об аренде истекает в 2014 году, он просто не будет продлен.

По его словам, официально американской стороне об этом еще не объявили. С Россией, добавил Токтогулов, также не консультировались. "Атамбаев всегда говорил, что базу нужно закрыть, - он просто подтвердил свою позицию", - объяснил собеседник "Газеты.Ru".

Американская база, дислоцированная в аэропорту Бишкека в соответствии с мандатом ООН и в рамках проводимой коалиционными силами антитеррористической операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане, не раз использовалась как повод для политического торга между властями Киргизии, США и России, в свою очередь не раз заявлявшей о желании расширить свое присутствие в стране в рамках сотрудничества по линии ОДКБ. Сейчас у России есть только авиабаза Кант неподалеку от Бишкека.

Киргизские власти во главе с президентом Курманбеком Бакиевым регулярно предъявляли претензии США - то в связи с "преступным поведением" американских военнослужащих, то в связи с неустраивающими Бишкек объемами оплаты. Аналитики связывали эти реплики с попытками Москвы вытеснить американцев из стратегически важного для Москвы региона.


В итоге Бакиев умело славировал между Москвой и Вашингтоном, добившись увеличения американской помощи и переименования в 2009 году базы в "транзитный центр". Москва же получила продление сроков аренды своей базы в Канте на 49 лет, но за эти бенефиции ей пришлось предоставлять Бишкеку кредит на $2 млрд.

Это была фактически плата за вывод американцев, но "Бакиев базу не закрыл, а просто переименовал", считает глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. "Киргизия - зона приоритетного влияния России. Ей всегда не нравилась активность США в регионе, хотя прямо об этом никто не говорил, - говорит Минченко. - Россия всю эту кампанию благоволила к Атамбаеву. Он несколько раз приезжал в Москву - закрытие базы наверняка обсуждалось вместе с остальными темами".

После революции в апреле прошлого года и свержении Курманбека Бакиева новые власти Киргизии продолжили намекать американцам на "нецелесообразность сохранения американского военного присутствия". Однако в ходе визита в Бишкек госсекретаря США Хиллари Клинтон в декабре сторонам удалось договориться продлить срок работы транзитного центра до 2014 года. Тогда временный президент Киргизии Роза Отунбаева согласилась, что военное присутствие НАТО жизненно необходимо Киргизии с учетом активизации исламских террористов в Афганистане.

США были сильно ограничены в маневрах. После очередного похолодания в отношениях между соседним Узбекистаном и Западом (в Вашингтоне резко отреагировали на жестко подавленные Исламом Каримовым акции протеста в мае 2005 года) аналогичная база США на узбекской территории - в Ханабаде - была закрыта. Это сделало базу в Киргизии ключевым элементом в логистике военной операции в Афганистане. На пике ее деятельности в 2006-2008 годах там размещались до полутора тысяч военнослужащих, в первую очередь американских.

С тех пор США начали искать запасные аэродромы - в прямом и переносном смысле слова. В сентябрьском интервью "Газете.Ru" замглавы Пентагона Александр Вершбоу не стал делать трагедии из закрытия транзитного центра в Манасе. "Никто не может сказать, каковы будут наши потребности в 2014-м или 2015 году, но наше присутствие будет существенно сокращено, так что наша потребность в Манасе также будет сокращена, если не отпадет полностью", - сказал он, напомнив, что база важна "для безопасности не только Афганистана, но и России, и центральноазиатских стран, и США", но подтвердил, что американское присутствие там "является временным". Вершбоу не выразил сомнений, что нынешнее соглашение с киргизскими властями, дающее американцам право использовать Манас до 2014 года, не будет расторгнуто.

В свою очередь, соседние республики поспешили воспользоваться моментом. Еще в 2009 году, когда правительство Бакиева грозило закрыть базу в Манасе, Казахстан объявил, что готов предоставить свою территорию для афганского транзита - правда, невоенных грузов. В течение следующих двух лет к афганскому транзиту подключились все страны Центральной Азии, а также Москва, переживавшая в отношениях с Вашингтоном "перезагрузку".

С тех пор изменилось отношение к американскому военному присутствию официального Ташкента. Закрытие базы в Ханабаде не повлекло прекращения работы логистического центра НАТО в Тебризе, а к 2009 году режим Ислама Каримова вовсю давал понять, что готов к улучшению отношений с западными партнерами. К осени 2011 года Вашингтон снял ограничения на предоставление военной помощи Узбекистану, введенные в 2004 году, а госсекретарь Клинтон совершила в конце октября среднеазиатское турне, которое зафиксировало новые дружеские отношения Вашингтона и Ташкента. Через Узбекистан поступают 90% грузов "северной распределительной сети" (т. е. северного маршрута афганского транзита, проходящего в том числе через территорию России), и в будущем это направление, очевидно, будет иметь приоритетное направление - с учетом ухудшающихся американо-пакистанских отношений....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка