О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пилотов попросят сообщать о своих ошибках добровольно

Российские авиационные власти собираются заставить авиакомпании внедрить у себя практику, когда пилоты будут делать доклады начальству после полетов. Причем не только обязательные, но и добровольные, которые пилоты смогут делать на конфиденциальной основе

Российские авиационные власти собираются заставить авиакомпании внедрить у себя практику, когда пилоты будут делать доклады начальству после полетов. Причем не только обязательные, но и добровольные, которые пилоты смогут делать на конфиденциальной основе. Это позволит выявлять потенциально опасные факторы и будет способствовать профилактике авиационных происшествий, считают чиновники.

Пилоты смогут добровольно сообщать начальству о совершенных в ходе выполнения полета ошибках, и в этом случае к ним не будут применяться дисциплинарные санкции. Правда, это только в том случае, если не будут выявлены умышленные нарушения или незаконные действия, например употребление алкогольных напитков.

После получения сообщений в компаниях должны проанализировать информацию и разработать комплекс мероприятий, которые позволят предотвратить подобные ошибки в будущем.

Вторая сторона этой инициативы заключается в том, что пилоты смогут сообщать не только о собственных недостатках в работе, но и об ошибках, допущенных другими членами экипажа. При этом анонимность им гарантируют. А значит, нельзя исключить, что это может создать дополнительную психологическую дисгармонию внутри экипажей.

Пока механизм добровольных сообщений применяют только крупнейшие российские авиакомпании, такие как "Аэрофлот", "Трансаэро" или UTair. Впрочем, один из действующих пилотов "Аэрофлота" сообщил "Известиям", что в его летной практике такого случая еще не было - хотя инструкции такие доклады предписывают.

- Если есть отклонения в работе, допустим, первого пилота, то второй пилот, конечно, обязан будет доложить об этом вышестоящему начальнику, поскольку речь идет о безопасности полетов, - отметил собеседник "Известий".

Положение о добровольных докладах авиационного персонала предлагается включить в федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации". Соответствующий проект приказа Минтранса сейчас проходит согласование в ведомствах.

Подобный механизм уже работал в системе советского "Аэрофлота", но широкого распространения так и не получил.

- Добровольные сообщения - это хорошая система. Ее только надо реанимировать, чтобы она заработала. На Западе она дает положительные результаты, потому что позволяет определить узкие места в авиакомпании и в целом в гражданской авиации, - считает председатель профсоюза летного состава РФ Мирослав Бойчук.

По его словам, даже в тех российских авиакомпаниях, где она уже есть, она пока работает не очень эффективно.

В "Трансаэро" отказались говорить об эффективности конфиденциальных сообщений. Но подтвердили, что в соответствии с международными стандартами такая система в компании уже действует. Она регламентируется внутренним руководством по управлению безопасностью полетов.

Заместитель министра транспорта Валерий Окулов (в прошлом гендиректор "Аэрофлота") в конце октября на совещании по безопасности полетов с руководителями авиапредприятий обращался к летным директорам с призывом не бояться вводить механизм добровольных сообщений.

- Работает данный механизм и серьезно будет помогать вам в вашей же работе. При этом по собственному опыту могу сказать, что большинство тех сообщений, которые предоставляют командиры, пилоты, даже не подтверждается. Субъективное впечатление о том, что посадка была грубая, а выясняется, что не такая уж и грубая. Но это точно свидетельствует о том, что командир не замыливает инцидент, происшествие, которые имели место, - говорил Окулов.

Рекомендации о внедрении системы добровольных сообщений были сделаны в руководстве по предотвращению авиационных происшествий Международной организации гражданской авиации (ИКАО). При этом особо подчеркивалось, что важным элементом успешности такого механизма является соблюдение принципа невиновности добровольного информатора.

"Доверие к такой системе может быть быстро подорвано, если будут выявлены любые симптомы того, что она используется в целях выявления виновных, а не для извлечения уроков. В связи с этим в систему должны быть заложены гарантии обеспечения, при необходимости, анонимности лица, представляющего доклад", - говорится в документе ИКАО.

Пионером конфиденциальных сообщений в 1975 году стали США. Еще через год уже Австралия ввела конфиденциальную систему добровольных сообщений о предпосылках к летным происшествиям. Появились аналогичные системы в Канаде, в Великобритании и еще ряде других стран. В СССР такая система была введена только в середине 1980-х годов. По мнению некоторых специалистов, она не получила широкого распространения из-за неприятия в обществе такой формы добровольно-анонимного информирования....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка