О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Очень они кому-то понравились"

Русские летчики попали под суд в Таджикистане из-за двух уникальных самолетов, уверены в авиакомпании

Русских летчиков в Таджикистане могли арестовать из-за двух уникальных самолетов Ан-72, уверены в авиакомпании. Во вторник суд огласит решение по этому делу. В авиакомпании почти потеряли надежду на оправдательный приговор, но представители посольства еще верят в справедливое разбирательство.

Во вторник, 8 ноября, судья таджикского города Курган-Тюбе вынесет приговор двум летчикам - россиянину Владимиру Садовничьему и гражданину Эстонии Александру Руденко, которые перегоняли из Афганистана два самолета Ан-72. Позиция обвинения категорична: пилоты, командиры воздушных судов, виновны в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде запчасти от самолета - полуразобранного двигателя. За это прокурор попросил суд назначить обвиняемым по 13 лет лишения свободы. При этом никаких доказательств вины летчиков на суде не было, говорят их адвокаты и представитель авиакомпании. "Ни один свидетель не подтвердил вины пилотов! - заявил "Газете.Ru" защитник Гулом Бобоев. - Выступили таможенники, которые подтвердили, что никакой контрабанды на борту не было".

"Но прокурор встает и мямлит себе под нос, опустив глаза: "Их вина по всем трем статьям документально доказана".

А какой документ подтверждает вину? Только обвинительное заключение. Больше ни одного документа против летчиков нет, - кипятится представитель российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd Виктор Пфефер, находящийся в Таджикистане. - Это как? Здесь просто правовой произвол. Страшное дело, что творится!"

В авиакомпании уверены, что знают истинную причину интереса таджикских силовиков к русским летчикам.

По мнению Пфефера, кто-то из чиновников "положил глаз" на два самолета Ан-72.

"Очень они кому-то понравились, - говорит представитель авиакомпании. - Эти самолеты эксклюзивные, они в Арктику летали, на Северный полюс летали. Тут, в Таджикистане, они могут на любое хлопковое поле сесть и взлететь. Аналогов даже у американцев нет". К авиакомпании они попали легально, добавляет Пфефер. По его словам, гендиректор Rolkan Investmens Ltd Сергей Полуянов - известный российский летчик-испытатель, который вместе со знакомыми решил основать авиакомпанию. "Армия продавала излишки техники, и владельцы авиакомпании взяли кредит и купили эти самолеты", - объясняет собеседник.

По словам Пфефера, в Таджикистане хорошо знали указанные самолеты. "Они работали тут, в республике, больше года назад на министерство обороны, - говорит собеседник. - Хорошо работали, всем понравилось". Потом летчики отправились в Афганистан, так как был заключен соответствующий контракт. "Компания Rolkan Investmens Ltd - только собственник самолетов, не эксплуатант, она сдает самолеты в аренду, - говорит Пфефер. - Был заключен официальный контракт с частной фирмой Aerospace Consortium, которая находится в Арабских Эмиратах. А у этой фирмы есть контракт с крупной американской логистической фирмой Supreme, которая обслуживает ООН и американские войска во всем мире. Летчики перевозили в Афганистане продукты питания, вещи, все, кроме оружия и запрещенных грузов".

В марте контракт закончился, и "начались непонятки". Представитель авиакомпании утверждает, что их пригласили обратно в Таджикистан.

"Пригласили - летите, как к себе домой! - говорит он. - Там три ведомства хотело, чтобы на них эти самолеты работали. Это министерство обороны, президентская гвардия и пограничные войска - Комитет национальной безопасности, местная ФСБ".

Авиакомпания решила перебраться в Курган-Тюбе - "туда много самолетов из Кабула прилетают, отстаиваются, обслуживаются и опять летят на работу в Кабул". "Они в Курган-Тюбе тоже хотят деньги зарабатывать", - добавляет Пфефер. Все разрешения были получены, они были у летчиков, а также были переданы в авиационные службы Кабула, клянутся в авиакомпании. Но при подлете к Курган-Тюбе диспетчеры заявили пилотам, что не могут найти номера разрешений, и посоветовали разворачиваться. "Пилоты посмотрели на расход топлива и запросили экстренную посадку, никто не возражал, - говорит Пфефер. - Это соответствует международным нормам и воздушным нормам Таджикистана. Их тут же встретили пограничники, таможенники, были составлены акты о том, что ничего запрещенного на борту нет. Но потом появились представители комитета национальной безопасности".

Экипажи - на каждом самолете было по 4 человека - были посажены под арест в гостиницу.

"Их охраняли вооруженные люди! - поясняет Пфефер. - Хотя законодательство Таджикистана не предусматривает такой меры пресечения". Спустя месяц часть людей отпустили, а на двух командиров возбудили уголовное дело. "Если это дело читать, то начинаешь со смеху падать - бред сивой кобылы, - невесело говорит Пфефер. - Контрабанда с прорывом таможенной границы. Это как понять? Они что, с боем прорывались? Стреляли из автоматов, гранатометов?" На директора их авиакомпании Сергея Полуянова тоже возбуждено уголовное дело. Однако, в чем его суть, неясно, компания не может добиться от таджикской прокуратуры каких-либо уточняющих документов, говорит представитель Rolkan Investmens Ltd.

Комментируя позицию МИД России, который первое время не спешил на помощь соотечественнику, Пфефер пояснил, что дипломаты, видимо, решили, что это банальный криминал, а потом разобрались. "Владимир Садовничий - заслуженный летчик, 23 года работал в стратегической авиации СССР, служил в Афганистане, рисковал жизнью, - говорит Пфефер. - Потом вышел на пенсию, перешел в нашу авиакомпанию. Александр Руденко - гражданский пилот, заканчивал авиационный институт в Ахтубинске".

Советник посольства России в Таджикистане Дмитрий Кабаев, разговаривавший с Садовничьим в СИЗО, также описывает его как гордого человека, полковника. На содержание в изоляторе тот не жаловался. Даже не хотел, чтобы его семья приезжала в Таджикистан. "Гордый, не хотел, чтобы его в наручниках за решеткой видели", - говорит Кабаев.

Вторник может стать последним днем условной свободы для летчиков.

В авиакомпании хоть и надеются на чудо, но уже не верят в оправдательный вердикт: "Тогда надо наказывать кого-то из своих".

"Их могут осудить по всем трем статьям, выписать штраф где-то по 30 тысяч долларов на каждого пилота, выпустить, а самолеты конфисковать, - предполагает Пфефер. - Для них это лучший вариант, но нас он не устраивает. Самолеты отнимать не за что, и штраф платить не за что". Пфефер говорит, что подобные прецеденты уже были, и приводит пример с авиакомпанией "Ист Эйр", у которой летом этого года внезапно сменился гендиректор. Владельцы компании утверждали, что это был рейдерский захват. А представители республики говорили, что по их законам гендиректором авиаперевозчика должен быть гражданин Таджикистана. "В итоге бывший гендиректор Александр Янчук позвонил пилоту Airbus, приземлившегося в Москве, и сказал лететь обратно, но у Бишкека в Киргизии запросить экстренной посадки, - пояснил Пфефер. - Пилот так и сделал. Так владельцы спасли самолет".

Дипломаты более осторожны в высказываниях и более позитивны.

Советник Кабаев сразу пояснил, что не хотел бы углубленно комментировать процесс, чтобы неосторожным словом не повредить судьбе летчиков. "Но мы считаем пилотов невиновными, - тем не менее заявил он. - Суд - независимый орган даже в Таджикистане, и я до последнего надеюсь, что он будет справедливым и гуманным". Кабаев добавил, что посольство с самого начала плотно работало с властями Таджикистана и Комитетом национальной безопасности республики, вело переписку. Дипломат отметил, что даже если вердикт будет не в пользу обвиняемых, то посольство будет продолжать бороться за летчиков. "Впрочем, сейчас в республике идет праздник - Курбан-байрам, а это праздник милосердия, люди жертвуют страждущим", - добавил Кабаев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка