О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проиграли второй раз подряд

Российский ударный вертолет Ми-28НЭ "Ночной охотник" выбыл из тендера на поставку 22 боевых винтокрылов, проводившегося Министерством обороны Индии. С середины 2010 года отечественный геликоптер боролся за победу с американским AH-64D Apache Longbow

Российский ударный вертолет Ми-28НЭ "Ночной охотник" выбыл из тендера на поставку 22 боевых винтокрылов, проводившегося Министерством обороны Индии. С середины 2010 года отечественный геликоптер боролся за победу с американским AH-64D Apache Longbow.

К сожалению, индийцы отдали предпочтение заокеанской машине, а не детищу ОКБ Миля. Это уже второе поражение, которое потерпел наш авиапром с начала 2011 года в конкурсах, организуемых традиционным и давним партнером России в сфере военно-технического сотрудничества.

Вроде бы ничего страшного…

ВВС Индии объявляли тендер, чтобы выбрать устраивающий их по всем параметрам ударный вертолет, дважды. В первый раз - в 2008 году. Заявки на участие тогда подали шесть компаний. Но поскольку американские фирмы Bell Helicopter и Boeing не сумели подготовить к назначенному сроку необходимые документы, конкурс был отменен. Вторично он стартовал в 2009-м, и пожелала представить на нем свои изделия та же шестерка.

Претендовали на получение индийского заказа упомянутые выше Bell Helicopter и Boeing, европейский консорциум Eurocopter, итальянская AgustaWestland и Рособоронэкспорт. Они предложили потенциальному покупателю вертолеты AH-1Z Viper, AH-64D Apache Longbow, EC 665 Tiger HAD, A129 Mangusta и Ми-28НЭ "Ночной охотник" соответственно. На протяжении года индийские военные знакомились с документацией и изучали машины, а летные испытания назначили на вторую половину 2010 года.

До поры до времени обстановка на тендере для российского винтокрыла складывалась удачно. В конце 2009-го отозвал заявку Bell Helicopter по той причине, что его AH-1Z еще не получил оценку готовности к боевому применению в США, а следовательно, является "сырой" машиной. В начале 2010-го из конкурса по собственному желанию выбыл Eurocopter. Он объяснил принятое решение тем, что не успевает завершить сборку Tiger HAD к началу летных испытаний в Индии. В середине 2010 года AgustaWestland также объявила, что покидает тендер в связи с отсутствием пригодных для испытаний вертолетов.

Таким образом, финалистами конкурса без особых усилий стали Apache Longbow и "Ночной охотник", летные испытания которых состоялись в конце 2010-го. 25 октября 2011 года Министерство обороны Индии сообщило, что отдает предпочтение американскому винтокрылу: он сумел показать превосходство по таким характеристикам, как всепогодность и возможности применения. В свою очередь Ми-28НЭ проиграл, ибо не смог удовлетворить 20 пунктам в списке требований тендера. Более подробно причины выбора индийская сторона пока не разъяснила, но подчеркнула, что никакой политической подоплеки нет.

Вероятно, политика тут действительно ни при чем. Дело в том, что Ми-28Н (Ми-28НЭ - экспортная модификация вертолета) еще "необкатанная" машина, первый полет которой состоялся в 1996 году, а серийное производство началось лишь в 2008-м. С тех пор ВВС России получили 50 таких вертолетов. Вдобавок некоторые эксперты говорили, что хотя на Ми-28Н установлена обновленная авионика и используется ряд новых решений в области бортового оборудования, он по сути "Ночным охотником" не является: для него все еще разрабатываются система ночного видения и радар, который должен разместиться над несущим винтом в специальном обтекателе.

Между тем Apache - машина проверенная и не раз усовершенствованная. Первый полет вертолет совершил в 1975-м, а его серийное производство ведется с 1986 года. Винтокрыл в отличие от Ми-28Н побывал на многих войнах, а каждая его модернизация производилась с учетом опыта боевого применения. К настоящему времени в США построено около 1180 AH-64. С апреля 2011-го в США ведется серийный выпуск последней модификации Apache - AH-64D Block III. Эта машина имеет композитные лопасти, новые и более мощные двигатели, практически полностью обновленное бортовое оборудование и авионику. Вертолет может взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами и осуществлять управление ими.

Нельзя также не отметить следующее. На протяжении нескольких минувших лет в Министерстве обороны Индии принимается во внимание распоряжение руководства ведомства о диверсификации закупок ВВТ за рубежом. А ведь доля российской авиатехники в вооруженных силах южноазиатской державы - около 60 процентов. При этом наши машины составляют 64 процента индийского вертолетного парка. Кроме того, Индия должна получить 80 винтокрылов Ми-17В5. В стране также налажено лицензионное производство самолетов Су-30МКИ (их количество в войсках планируется довести до 250 единиц, около 190 поставлено). Дели ожидает поступления нескольких десятков МиГ-29К/КУБ и планирует приобрести 250 истребителей пятого поколения FGFA (совместная с Россией разработка на базе Т-50).

РФ - лидер по поставкам вооружения и военной техники Индии и будет оставаться им еще долгие годы. Казалось бы, что значит поражение в незначительном по объему тендере (покупка 22 вертолетов с возможностью заказать еще 22 такие же машины), когда Россия и без того экспортирует в страну ВВТ на миллиарды долларов.

Череда неудач

Поводов для расстройства как будто действительно нет. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, даже то, что Ми-28НЭ участвовал в индийском тендере, уже само по себе большое достижение. Ведь еще сравнительно недавно Россия не смогла бы предложить на подобный конкурс сколько-нибудь конкурентоспособную машину, так как вертолетов уровня Apache Longbow или "Ночной охотник" просто не существовало. Можно, конечно, вспомнить Ка-50Ш "Черная акула" с новой радиолокационной станцией и различными системами, предназначенными для выполнения операций в темное время суток. Но этот винтокрыл, как и Ка-50 в целом, в масштабное серийное производство не пошел (выпуск Ка-50 прекращен в январе 2009-го).

Но вместе с тем Россия уже второй раз с начала 2011 года проигрывает в индийских тендерах на поставку боевой техники. В апреле из конкурса MMRCA на закупку 126 многоцелевых средних истребителей общей стоимостью около 12 миллиардов долларов выбыла РСК "МиГ", предлагавшая индийским ВВС МиГ-35. Машина проиграла по той же причине, что и Ми-28НЭ, - "сырость" некоторых компонентов. В частности, радар "Жук-МАЭ" с активной фазированной антенной решеткой, находящийся в разработке, в ходе испытаний смог обнаружить цели на меньшей дальности, чем требовали условия тендера. Помимо этого двигатели РД-33МК, установленные на МиГ-35, не сумели выйти на обусловленную заданием тягу.

Кстати, на MMRCA отечественный авиапром также предложил одно из самых последних своих изделий. Во всяком случае другие средние истребители помимо МиГ-35 в нашей стране сейчас не создаются, а существующие МиГ-29 в различных вариантах индийских военных, по-видимому, уже не устраивают. В настоящее время летчики ВВС Индии выполняют полеты на 69 МиГ-29, а ВМС - на 12 МиГ-29К/КУБ.

Не следует забывать и о том, что Россия терпит поражение на индийском рынке, на котором традиционно доминировала. А это уже, безусловно, является симптомом развивающегося кризиса. Особенно если учесть: российской стороне с каждым годом становится все труднее обеспечивать послепродажное обслуживание военной техники, что на тендерах также принимается в расчет.

ВВС Индии в последнее время объявили множество международных тендеров на поставку различных запчастей для самолетов и вертолетов российского производства, поскольку не смогли договориться с основным поставщиком - Рособоронэкспортом. В настоящее время в Индии действуют 25 конкурсов, предусматривающих закупку различных комплектующих, включая трансформаторы для МиГ-29 и основные шасси для Су-30МКИ. Индийцы занимаются поиском на международном рынке запчастей для транспортников и самолетов-заправщиков Ил-76 и Ил-78, вертолетов Ми-26 и Ми-17, различных наземных радиолокационных станций советско-российского производства, включая РЛС противоракетной обороны П-19 (1РЛ134) "Дунай".

Об этой проблеме в феврале 2011 года рассказал директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев. Он заявил, что иностранные заказчики предъявляют много претензий к поставленной военной технике российского производства. "Еще во времена СССР недооценивалась очень важная составляющая нашей деятельности - ремонт техники, модернизация, поставка запчастей, инструментов и принадлежностей. Мы это, к сожалению, унаследовали, и преодолеть это наследие оказалось не так просто", - пояснил Дмитриев, подчеркнув, что параллельно с ростом цен на военную продукцию такое положение вещей отрицательно сказывается на конкурентоспособности российской оборонной продукции.

В этом свете представляется, что все российские прорывы - крупномасштабная поставка танков, истребителей и даже совместная разработка FGFA - на самом деле серьезными достижениями не являются. Ведь большая часть из заказанной в рамках упомянутых контрактов техники будет собираться и собирается по лицензии на территории Индии, а значит, и запчастями она себя сможет обеспечить.

Сегодня в Индии проводятся еще два тендера на поставку вертолетной техники: 12 тяжелых транспортных винтокрылов и 197 легких многоцелевых. По итогам этих конкурсов будут подписаны контракты общей стоимостью 2,5-4 миллиарда долларов. В первом финалистами стали российский вертолет Ми-26Т2 и американский CH-47F Chinook, а во втором - Ка-226Т и Eurocopter AS550 Fennec.

Эксперты оценивают шансы Ка-226Т как невысокие, полагая, что победит европейская машина. Российский вертолет совершил первый полет в 1997 году, а его серийное производство ведется с начала 2000-х. В общей сложности к настоящему времени выпущено всего 16 машин разных версий. В свою очередь Fennec изготавливается со второй половины 90-х годов и уже используется военными и гражданскими операторами в десяти странах мира, включая Аргентину, Францию, Мексику и Пакистан.

Нужно напомнить, что тендер с целью выбора легкого вертолета продолжается в Индии уже 12 лет. В феврале 2007-го Министерство обороны страны определило победителя - им оказался Fennec, который обошел в финале состязания американский Bell 407. Однако в середине того же 2007 года итоги конкурса признаны недействительными - индийские контрольные органы нашли ряд нарушений при проведении тендера. Вдобавок Eurocopter заподозрили в даче взяток (однако каких-либо доказательств представлено не было).

Зато в тендере на поставку тяжелых транспортных вертолетов у России есть все шансы на победу. Ми-26Т2 представляет собой модернизированную версию самого большого серийно выпускаемого винтокрыла в мире - Ми-26, к производству которого приступили в начале 80-х годов. Машина активно использовалась в ходе афганской войны 1979-1989 годов, в карабахской войне 1992-1994 годов, а также в первой и второй чеченских кампаниях. Несколько таких геликоптеров в настоящее время эксплуатируется НАТО в Афганистане для эвакуации поврежденной техники.

CH-47F, построенный по продольной схеме и достаточно сложный в управлении, выпускается серийно с первой половины 60-х годов. Он также принял участие в ряде военных конфликтов. Тем не менее грузоподъемность CH-47F - около десяти тонн - вдвое меньше аналогичного показателя Ми-26.

В настоящее время Министерство обороны Индии реализует программу обновления парка вооружения и военной техники, общий объем финансирования которой определен на уровне 200 миллиардов долларов. Вот почему многие страны развернули жесткую борьбу за довольно емкий рынок. В этом свете дальнейшие поражения России в индийских тендерах, если таковые последуют, станут индикатором какого-то глубокого системного кризиса в российском оборонно-промышленном и экспортном комплексе. Во всяком случае ссылаться на досадные случайности будет уже сложно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка