О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Правила игры

Все комментарии по поводу судьбы "роялти" в рамках соглашений по ВТО расплывчаты и сводятся к тому, что вопрос будет урегулирован - вот только неизвестно, когда и как

Всю прошлую неделю мы упорно выясняли, в чем же конкретно заключаются условия, на которых Россию принимают в ВТО. Несмотря на то что соглашение заключено, комментарии по наиболее острым вопросам были скупы - информацию пришлось тянуть клещами. И если в области автопрома нам более или менее удалось расставить точки над i, то в другой проблемной отрасли, авиации, туман так и не рассеялся. Между тем именно здесь цена вопроса может быть очень высока. Ведь речь идет не только о таможенных пошлинах на самолеты, которые по большей части уже отменены, но и о так называемых роялти, или пролетных - системе платежей иностранных авиакомпаний "Аэрофлоту" за полеты над Россией по транссибирскому маршруту (ТСМ).

Уровень платежей редко раскрывается - это делает только Евросоюз, который вступил в активную борьбу с "роялти" в 2005 году, после системного кризиса в мировой авиации. В 2010 году Еврокомиссия оперировала цифрой $420 млн в год, в 2011 году мои источники, близкие к переговорам, говорили о выплате $600-700 млн по итогам 2010 года, а общую сумму платежей за 40 лет существования системы оценивали в $8 млрд.

"Роялти" возникли в 1969-1970 годах. На первом этапе за предоставление иностранцам прав полетов по ТСМ с обязательной посадкой в Шереметьево "Аэрофлот" (выступавший в роли государственного внешнеторгового объединения) получал право свободной продажи авиабилетов за рубежом и выполнения коммерческих полетов из других государств в третьи страны (это право так и не было реализовано). Заключенные соглашения о коммерческих условиях эксплуатации ТСМ предусматривали обязательное участие "Аэрофлота" в авиаперевозках совместно с иностранными авиакомпаниями и эксплуатацию линий на условиях так называемого пула. В рамках него партнеры по итогам выполнения перевозок перераспределяют между собой часть доходов. Именно договоры о "пульном" сотрудничестве дают две трети доходов от использования ТСМ.

"С современной правовой точки зрения система платежей имеет довольно искусственный характер и призвана, используя всевозможные коммерческие и юридические "трюки", легализовать плату иностранных авиакомпаний за использование более выгодного, короткого и безопасного маршрута",- считает участник отрасли, хорошо знакомый с условиями соглашений.

Переговоры о возможной отмене "роялти" шли очень трудно. Фактически, говорит один из собеседников "Ъ", они с 2007 года заблокировали диалог России и ЕС в области авиации. Стороны рассчитывали достичь прогресса на авиасаммите в Петербурге в середине октября, но значимых результатов у него не было, хотя, по данным источников "Ъ", именно в это время и сформировалось окончательное решение о вступлении России в ВТО.

Все комментарии по поводу судьбы "роялти" в рамках соглашений по ВТО расплывчаты и сводятся к тому, что вопрос будет урегулирован - вот только неизвестно, когда и как. Более того, уверяют источники "Ъ", ни чиновники Минтранса, ни сотрудники Еврокомиссии толком сами не понимают, как сейчас устроены соглашения "Аэрофлота" с иностранными перевозчиками и можно ли вообще их отменить. "Аэрофлот" постарался как можно больше платежей перевести на чисто коммерческую основу, так что, вполне вероятно, ВТО его иностранным партнерам не поможет",- говорит один из собеседников "Ъ". Я, как и все, знаю как минимум одного человека, способного внести ясность,- экс-главу "Аэрофлота", а ныне заместителя министра транспорта Валерия Окулова. Однако он почему-то помалкивает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка