О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Торговля за "Транссиб"

Россия начинает переговоры с европейскими странами об отмене платежей за пролет по транссибирским маршрутам между Европой и Азией зарубежными компаниями. Однако на их полную ликвидацию иностранцам не стоит надеяться

Россия начинает переговоры с европейскими странами об отмене платежей за пролет по транссибирским маршрутам между Европой и Азией зарубежными компаниями. Однако на их полную ликвидацию иностранцам не стоит надеяться. Платежи поддерживают финансовую устойчивость крупнейшего отечественного авиаперевозчика - "Аэрофлота", и Россия постарается сохранить хотя бы их часть.

Американская газета The Wall Street Journal опубликовала вчера оптимистическую статью о скором разрешении проблемы транссибирских платежей. "В письме еврокомиссару по торговле Карелу де Гюхту, датированном 7 ноября, министр экономического развития России Эльвира Набиуллина обещала привести в действие соглашение 2006 года, до недавних пор казавшееся мертвым", - сообщил корреспондент газеты, которому удалось познакомиться с посланием госпожи министра. "Еще месяц назад идея, что все это разрешится через 30 дней, казалась невозможной", - поделился своим мнением с изданием анонимный европейский чиновник, близкий к переговорам. Отмена платежей сэкономит европейским авиакомпаниям более $400 млн в год, которые пока Россия взимает с них за право беспосадочного пролета в Китай и другие страны Азии по самому короткому пути, пишет The Wall Street Journal. Между тем разъяснения российских официальных лиц, сделанные вчера, заставляют думать, что американские журналисты и их европейские собеседники оказались чрезмерно большими оптимистами.

Система транссибирских платежей, роялти, представляет собой крайне выгодный для России анахронизм, унаследованный от советской эпохи. В 70-е и 80-е годы прошлого века, на излете холодной войны, она была придумана, чтобы побудить Советский Союз открыть свое воздушное пространство для западных авиаперевозчиков. Хотя речь шла, по сути, о межгосударственных отношениях, решение проблемы было оформлено в виде "коммерческих соглашений о компенсациях" со стороны иностранных авиакомпаний в пользу единственной на тот момент советской - "Аэрофлота". Соглашения остались в силе и после того, как "Аэрофлот" стал лишь одним из игроков российского рынка авиаперевозок, хотя и самым крупным. Точные объемы сборов не публиковались, за исключением одного случая, когда они были выделены отдельной строкой в одном из регулярных отчетов "Аэрофлота" вскоре после прихода нынешнего гендиректора Виталия Савельева. Известно, что часть этих сумм компания передает государству на развитие авиационной инфраструктуры, часть оставляет себе, но точная пропорция этого распределения не разглашается.

Российские власти всегда противились попыткам европейцев перекрыть этот "золотой ручеек", хотя и не отрицали, что он не очень вписывается в современную практику мировой гражданской авиации. Проще говоря, ни в одной другой стране мира ничего подобного сегодня нет. В 2006 году стороны приняли так называемые "согласованные принципы" решения проблемы. Именно это соглашение упоминает The Wall Street Journal. Оно, в частности, фактически заморозило спор до момента приема России в ВТО. Но и теперь, когда эта задача решена, российские власти говорят не о полной ликвидации "транссибирских роялти", а лишь об их "модернизации". "Переговоры по пересмотру двусторонних авиасоглашений со странами ЕС начнутся в январе и должны закончиться в течение шести месяцев. Речь не идет об отмене всех сборов за транссибирские перелеты. Россия сможет сохранить те сборы, которые основаны на стоимости услуг, транспарентны и не ведут к дискриминации между европейскими перевозчиками", - сообщил вчера директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков.

Замминистра транспорта Валерий Окулов также сообщил "МН" о скором начале переговоров с европейскими авиационными властями "по изменению правил эксплуатации транссибирских маршрутов". Он только допустил, что они продлятся дольше, чем думают в МЭРТ. По словам Окулова, эти переговоры мы должны завершить к 1 января 2014 года.

По мнению старшего аналитика ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, полная ликвидация роялти нанесла бы серьезный, но не критичный ущерб финансовой стабильности "Аэрофлота", который начал готовиться к такому повороту событий с 2009 года, после прихода Савельева. "По моим расчетам, роялти сейчас составляют порядка $150-200 млн в год. Если эти суммы изъять, то "Аэрофлот" покажет чистый убыток в этом году и, вероятно, в следующем, но при нынешних темпах роста объемов перевозок вернет себе прибыльность в 2013 году"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка