О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пассажиры смогут брать жидкости на борт самолета"

Генсек Международной организации гражданской авиации ООН рассказал о новых мерах авиационной безопасности и бутылках в салоне

- Как вы оцениваете нынешние взаимоотношения между Россией и ИКАО?

- Сотрудничество ИКАО с Россией налажено замечательно. Оно продолжается уже много лет. Российская Федерация - неизменный член Совета ИКАО с 1971 года. Мы поддерживаем постоянный контакт с российским Представительством при ИКАО в Монреале, и это очень помогает в работе. Мы очень рады, что Россия согласилась провести у себя эту конференцию, поскольку таким образом мы смогли продемонстрировать, что Россия играет стратегическую роль в обеспечении авиационной безопасности в Европе. Мы ожидаем, что результатом двух дней дискуссий здесь станет европейский ответ глобальному вызову терроризма. Терроризм - глобальная проблема, которая требует такого же по масштабам ответа, но этот ответ должен сложиться из решений, сформулированных в каждом регионе. Здесь, в Москве, мы говорим о Европе.

- В марте 2011 года ИКАО провела проверку соблюдения норм авиационной безопасности в России. Какие рекомендации ИКАО выдала по итогам этой проверки, и как идет их исполнение?

- Существует всемирная программа ИКАО по аудиту авиационной безопасности. Аудиту подвергаются все страны, в том числе и Россия. Я хотел бы напомнить, что ни одна страна мира не имеет "иммунитета" от терактов. Мы видели их в Европе, и не только в сфере авиации. В Англии мы видели их в метро, в Испании - на железной дороге, были и другие случаи, в том числе недавно - в России. Я не хочу углубляться в слишком конфиденциальные детали, поэтому скажу лишь, что в России есть прочная система обеспечения авиационной безопасности, Россия выделяет на нее большие ресурсы, а мы ее постоянно тестируем, поскольку характер террористической угрозы сам по себе постоянно эволюционирует. Независимо от нынешней конференции по авиационной безопасности, мы непрерывно поддерживаем контакт с российскими властями по этим вопросам. Через три месяца мы проведем в Монреале совещание сотни ведущих экспертов мира по авиационной безопасности, и среди них будут российские представители. А в сентябре следующего года, также с участием России, мы созываем всемирную конференцию по этой проблеме, где рассчитываем на достижение консенсуса в мировом масштабе.

- Какие темы нынешней конференции в Москве вам представляются наиболее важными?

- Во-первых, это методы досмотра, которые будут применяться в будущем. Порядок специального контроля пассажиров и багажа в аэропортах должен развиваться. Объем воздушных перевозок в мире стремительно растет, и мы просто не можем сохранить нынешние методы досмотра неизменными. С ними мы не сможем обеспечить устойчивое функционирование системы воздушного транспорта. Мы должны искать новые технологии, которые смогут предоставить нам более достоверную информацию.

Вторая тема - это перевозки грузов воздушным путем. Процедуры специального контроля авиагрузов весьма трудоёмки. Но в то же время грузовые перевозки имеют большое экономическое значение, которое мы не можем ставить под удар. Следовательно, нам надо найти компромисс между поддержанием авиационной безопасности в наилучшем состоянии и обеспечением быстрого движения грузов.

Третья тема, которую я бы выделил, это "практичность" наших систем безопасности, упрощение их организации. 30% расходов аэропортов сейчас прямо или косвенно связаны с обеспечением авиационной безопасности. Это огромные деньги. В будущем мы должны искать методы, которые были бы проще для пассажира, но, одновременно, гарантировали бы нам наивысший возможный уровень авиационной безопасности. Конечно, мы должны отдавать себе отчет в том, что 100%-ная безопасность недостижима.

- Все, кто летают самолетами, ждут - не дождутся, когда же будет отменен запрет провозить напитки и другие жидкости в ручной клади. Когда можно на это надеяться?

- Мы наблюдаем весьма многообещающее развитие технологий дистанционного анализа жидкостей, которые позволят пассажирам снова брать жидкости с собой. Однако наши надежды на них не будут оправданы в полной мере до тех пор, пока у нас не будет по-настоящему эффективных методов обнаружения жидких взрывчатых веществ не только в лабораторных условиях, но в аэропортах. Думаю, что этого нам придется подождать еще несколько лет.

- С начала 2012 года для авиации в Европейском союзе вводится в действие новый режим квотирования выбросов, который вызывает резкие протесты многих других стран, в том числе и России. Как ИКАО относится к этой проблеме, и что намерена предпринять?

- Европейский режим торговли квотами на выбросы парниковых газов для авиации создается уже в течение нескольких лет. 1 января 2012 года этот механизм будет запущен. Недавно Совет ИКАО осудил введение этой системы, хотя европейские страны-члены совета остались при своем особом мнении. Я представил Совету "дорожную карту" для разработки глобальных рамок применения рыночных мер - MBM (Market Based Measures). Мы должны разработать глобальное, а не сепаратное европейское, решение проблемы парниковых выбросов, которое было бы основано на применении рыночных мер, внедрении альтернативных видов топлива, принятии государствами национальных планов действий. Все это мы вынесем на обсуждение Совета ИКАО в конце 2012 года. Директива ЕС, на основании которой вводятся квоты, содержит ссылку на роль ИКАО, а также условия, при которой эта директива может быть изменена. Наша задача: сформулировать к концу следующего года такое глобальное решение, которое было бы принято, в том числе и странами Европейского союза.

- Несколько дней назад Россия объявила о "перестройке" своего верхнего воздушного пространства, изменив вертикальное расстояние между эшелонами с 500 м, предписанных еще советскими нормами, на 300 м, как это принято в Европе. Как вы оцениваете степень интеграции нынешних стандартов, принятых в российской гражданской авиации, с мировыми?

- Это очень большой шаг в общем движении России к принятию международных стандартов. Все знают, что Россия несколько отставала в этом смысле несколько лет назад, и приложила огромные усилия, чтобы достичь нынешнего положения. Разумеется, это усилия нельзя считать завершенными. Осталось сделать еще многое в сфере организации воздушного движения. Но я оцениваю ситуацию так: Российская Федерация добилась большого прогресса. Одним из показателей этого служит число центров управления воздушным движением, которое сократилось. Установленное аэронавигационное оборудование качественно улучшилось. "Зазор" между российскими стандартами в этой области и международными сокращается. И это служит к пользе международной гражданской авиации в глобальном масштабе.

- Организация зимней Олимпиады-2014 в Сочи потребует, в частности, расширения сотрудничества в развитии воздушного сообщения со странами-соседями России в этом регионе. ИКАО традиционно служит площадкой для подобных международных контактов. Рассматриваете ли вы вопросы, связанные с авиационным обеспечением сочинской Олимпиады?

- Как раз несколько минут назад я говорил на эту тему с вице-премьером Сергеем Ивановым. Мы сошлись на том, что ИКАО окажет любую помощь, о которой Россия нас попросит.

Справка

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization (ICAO) - специализированое агентство ООН, созданное в 1944 году. Организация призвана способствовать безопасному и упорядоченному развитию международной гражданской авиации по всему миру. Она формулирует стандарты и рекомендации, касающиеся авиационной безопасности, эффективности и надежности эксплуатации воздушных судов, а также защиты окружающей среды. Членами ICAO состоят сегодня 191 государство (тогда как ООН насчитывает 193 страны-члена)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка