О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Своя ноша

Авиаперевозки грузов значительно сократились по всему миру, что говорит о приближающемся экономическом спаде. В России, однако, они растут. Эксперты видят причину в том, что российские компании с успехом используют транзитные возможности нашей территории

Авиаперевозки грузов значительно сократились по всему миру, что говорит о приближающемся экономическом спаде. В России, однако, они растут. Эксперты видят причину в том, что российские компании с успехом используют транзитные возможности нашей территории, перехватывая европейские перевозки грузов в Азию.

Генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлер вчера назвал состояние дел в грузовой авиации "темой месяца". IATA, объединяющая 230 крупнейших авиакомпаний мира, силами которых выполняется 93% регулярных международных авиаперевозок на планете, сообщила, что в октябре совокупный грузопоток оказался на 4,7% ниже, чем в том же месяце прошлого года. "С середины года рынок сжался почти на 5%, что соответствует более чем однопроцентному сокращению мировой торговли", - прокомментировал эти данные Тони Тайлер.

Согласно статистике IATA, по воздуху перемещаются не самые тяжелые, но относительно дорогие товары, такие, например, как электроника, часы, свежая рыба и другие. По стоимости они составляют порядка 20% общего объема мировой торговли.

Другие показатели авиаотрасли пока не демонстрируют таких тревожных тенденций, а объем пассажирских авиаперевозок даже увеличивался. Например, в октябре он вырос на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако снижение грузовых перевозок по воздуху, как считает IATA, служит предвестником стагнации в мировой экономике. "В преддверии ослабления экономической активности происходит переход к более дешевым и медленным видам транспорта", - отмечается в заявлении ассоциации. Как пояснил Тайлер, авиаперевозки грузов страдают в числе первых, когда снижается уверенность предпринимателей в перспективах развития бизнеса.

На этом фоне события в России развиваются вопреки общемировым тенденциям. Росавиация еще не подбила итоги работы отечественных авиакомпаний в октябре, однако данные за сентябрь свидетельствуют, что грузооборот вырос на 4,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а если мерить только по весу (без учета дальности перевозки, которая входит в комплексный показатель грузооборота), то рост получается еще заметнее - на 6,9%. Сводные данные за три квартала 2011 года показывают рост в 4,9% к аналогичному периоду прошлого года.

Руководитель аналитического отдела "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов объясняет внушительный рост российских грузовых авиаперевозок эффектом "низкой базы". "Эти перевозки сильно "провалились" в начале 2000-х годов, - поясняет эксперт, - и отрасль до сих пор выбирается из образовавшейся тогда ямы". Статистика Росавиации отчасти это подтверждает. Согласно данным ведомства, наиболее впечатляюще выглядит рост грузоперевозок на местных авиалиниях, которые в абсолютных цифрах составляли и составляют крайне незначительную долю от общего объема грузоперевозок нашей авиации. В сентябре 2011 года грузооборот на этих линиях подскочил на 65,7%, составив при этом всего 17 млн тонно-километров против 10 млн годом раньше. Для сравнения: международные перевозки грузов силами российской авиации измеряются в цифрах, больших на два порядка, - 2,88 млрд т/км в сентябре. Но в процентах рост на этих линиях оказался гораздо скромнее, чем на местных, - 3,8%.

Однако другие эксперты считают, что нетипичные результаты российских авиаторов объясняются не столько низким стартовым уровнем, сколько особенностями отечественной экономики и географии. "Наши крупнейшие регулярные грузоперевозчики "Эйрбриджкарго" и "Аэрофлот" успешно "оседлали" маршрут из Европы в Японию, Китай и другие страны Азии через территорию России", - говорит главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. Пользуясь статусом российских авиакомпаний, они могут предлагать клиентам более низкие тарифы, чем иностранные конкуренты. "Кроме того, сырьевой характер российской экономики создает спрос на авиаперевозку грузов для внутреннего рынка, - продолжает эксперт. - Пока мы гоним за рубеж нефть, а потребительские товары импортируем, всегда будет смысл везти некоторые из них, самые компактные и дорогостоящие, по воздуху".

Руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев в свою очередь считает, что когда российские грузовые самолеты следуют из Европы в Азию с промежуточной посадкой дома, для них логично прихватить товары, предназначенные для России. "Это улучшает коммерческую загрузку самолетов, стабилизирует работу компании. Правда, если спрос на грузовые авиаперевозки в мире будет и дальше падать, российские авиаперевозчики, работающие на других рынках, неизбежно это почувствуют", - добавляет эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка