О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Правила игры

Существует реальный риск того, что из-за отмены "роялти" после вступления России в ВТО европейские авиакомпании, уже летающие по оптимальным маршрутам из Европы в Азию над Сибирью, потеряют больше, чем сэкономят

Когда неделю назад мы писали о польской авиакомпании LOT, которая накануне вступления России в ВТО заключила с Минтрансом и "Аэрофлотом" соглашения о полетах по транссибирским маршрутам, главный вопрос так и остался открытым. Он очевиден: зачем LOT сама настойчиво захотела платить "Аэрофлоту" "роялти", хотя уже есть договоренность России и ЕС о том, что с января в рамках ВТО все подобные соглашения будут бесплатными, а с 2014 года их и вовсе отменят? Никто из участников отрасли и чиновников ответа так и не дал. Но теперь ситуация начинает понемногу проясняться.

История с LOT стала первым явным признаком того, на что давно намекали в кулуарах авиационных переговоров Москвы и ЕС: европейские перевозчики, имеющие соглашения с "Аэрофлотом", не стремятся их разрывать, скорее наоборот, хотя и платят более $400 млн в год. Вслух об этом впервые, по сути, заговорили 1-2 декабря в Брюсселе в ходе III Международной конференции "Воздушный транспорт России и ЕС: сегодня и завтра".

Например, глава Infomost Борис Рыбак, признав наличие у России и ЕС базовых договоренностей по отмене "роялти" (механизм и перспектива выполнения которых, впрочем, неясны), задал вопрос: а что дальше? Как именно европейские авиакомпании получат доступ к транссибирским маршрутам после отмены нынешней схемы? Означают ли договоренности, что после, допустим, 1 января 2014 года любой перевозчик заявит, что хочет выполнять 50 рейсов в неделю из Европы в Токио или Гонконг, десять других компаний - по 14 рейсов в Сеул, а российские чиновники будут просто визировать заявки? А если нет, то как?

Вопросы не праздные. Ведь очевидно, что пропускная способность транссибирских маршрутов небезгранична. По некоторым данным, даже при условии модернизации системы управления воздушным движением количество полетов можно увеличить не более чем на 40%. А перевозки по этим направлениям растут примерно на 10% в год. На всех желающих частот может просто не хватить.

Но никто не объясняет, как будет происходить распределение. Сохранят ли свои права перевозчики, которые уже сорок лет платят за них, или частоты раздадут с чистого листа? И по какому принципу? Вот на конференции, например, то ли в шутку, то ли всерьез возникла идея об аукционах. В результате в условиях открытой острой конкуренции цена рейсов над Россией может даже возрасти. Но как оформить эти платежи, чтобы они были легитимны в рамках ВТО, кто будет получателем? Служба организации воздушного движения? Или бюджет в форме, например, нового экологического сбора?

То есть существует реальный риск того, что из-за отмены "роялти" после вступления России в ВТО европейские авиакомпании, уже летающие по оптимальным маршрутам из Европы в Азию над Сибирью, потеряют больше, чем сэкономят. Поэтому они наряду с "Аэрофлотом" могут стать лоббистами максимальной консервации существующей схемы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка