О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" сбрасывает балласт

"Аэрофлот Финанс" продало частным инвесторам 51% акций "Саравиа". Уровень и структура бизнеса "Саратовских авиалиний" не вписываются в планы "Аэрофлота" по становлению глобальным игроком рынка авиаперевозок

ООО "Аэрофлот Финанс" продало частным инвесторам 51% акций ОАО "Саравиа". В сообщении "Аэрофлота" говорится, что "решение о продаже акций "Саратовских авиалиний" объясняется расхождением текущего локального статуса этой авиакомпании со стратегией развития группы компаний "Аэрофлот". Уровень и структура бизнеса "Саратовских авиалиний" не вписываются в планы "Аэрофлота" по становлению глобальным игроком рынка авиаперевозок".

Действительно, бизнес саратовской авиакомпании не впечатляет. По итогам 2010 года выручка ОАО "Саравиа" составила чуть меньше полутора млрд рублей. Чистая прибыль - 20 млн рублей, прибыль от продаж - 5,7 млн рублей. Уровень рентабельности - 0,4%. Дебиторская задолженность - 100,5 млн рублей, кредиторская - 166,1 млн рублей.

По состоянию на начало года парк авиакомпании состоял из десятка самолетов Як-42, из которых в состоянии летной годности было семь. Еще один борт этого типа был арендован у ЗАО "АТ Лизинг". Уровень исправности воздушных судов за 2010 год составил 53%.

Отметим, что даже те показатели, которых достигли "Саратовские авиалинии", основывались на методах, далеких от рыночных. По итогам прошлого года в "своем" регионе компания занимала 99,9% (!) рынка. Попытки других перевозчиков начать полеты из Саратова неизменно наталкивались на отказ в обслуживании со стороны местного аэропорта. Жалобы в Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Саратовской области вязли и вязнут в бюрократических пучинах.

По неофициальной информации, первоначально в АФЛ планировали создать на базе "Саравиа" бюджетного перевозчика. Однако такая модель бизнеса в России явно нежизнеспособна. Подтверждением этому является ликвидация двух единственных в стране low-cost авиакомпаний - Sky Express и "Авианова".

Стратегический план "Аэрофлота", утвержденный дирекцией компании в июле 2011 года, предусматривал, в частности, создание крупного регионального перевозчика в южной части страны. Для этого должны были объединиться активы трех авиакомпаний - "Донавиа" (она уже входит в состав "Аэрофлота"), "Саратовских авиалиний" и "Кавминводыавиа" (КМВ).

Планам этим сбыться уже не суждено. КВМ в конце сентября потеряла лицензию авиаперевозчика и прекратила свою деятельность. В свете этих событий приобретение компании "Аэрофлотом" выглядит откровенной нелепостью. Зачем нужно было приобретать явного кандидата на банкротство? Финансовое состояние КВМ не отличалось стабильностью уже давно. Например, в прошлом году "Национальный резервный банк" подал в арбитраж два иска к компании на сумму, немного не дотягивающую до полумиллиарда рублей. Топ-менеджмент "Аэрофлота" этого не знал?

История с "Саратовскими авиалиниями" внешне выглядит вполне благопристойно. Действительно, продажа контрольного пакета - это не ликвидация. Однако вряд ли "Аэрофлот" получил за "Саравиа" много денег. Актив этот высокодоходным никак не назовешь. Кроме того, бизнес авиакомпании весьма специфический. Его успех во многом зависит от монополизма в Саратове. Если поддержать его не удастся, выручка "Саратовских авиалиний" может заметно упасть.

Кто является миноритарием(-ями) ОАО "Саравиа", неизвестно - как неизвестно и название организации, купившей у "Аэрофлота" акции саратовской авиакомпании в количестве 25962 штук. Не исключено, что это одно и то же лицо.

Но кем бы ни был новый владелец "Саратовских авиалиний", задача перед ним стоит непростая. Парк компании все труднее поддерживать в летном состоянии. Кроме того, не факт, что все самолеты "Саравиа" оборудованы системами обеспечения безопасности полетов, без чего регулярная эксплуатация с 1 января будет незаконной. Наконец, монополизм в аэропорту Саратова не удастся поддерживать вечно - рано или поздно сюда придут конкуренты.

Тем не менее, даже шанс на спасение - это лучше, чем определенность ликвидации. Так что пожелаем успеха новому владельцу "Саратовских авиалиний"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка