О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российские пилоты переучиваются на Superjet с помощью итальянского тренажера

В учебном центре компании "Сухой" в Жуковском начали переобучать пилотов на Sukhoi Superjet 100. Обучение происходит на новейшем полнополетном тренажере, аналога которому в мире пока нет

В учебном центре компании "Сухой" в подмосковном Жуковском начали переобучать пилотов на самолеты Sukhoi Superjet 100.

Обучение происходит на новейшем полнополетном тренажере, аналога которому в мире пока нет. Тренажер изготовлен в Италии и недавно привезен в Россию.

Густая облачность и перегрузки всем телом

- Взлетаем из аэропорта Лхасы, - произнес инструктор Олег Кирпиченко. Щелкнул по клавиатуре - и в объемных окнах пилотской кабины выросли скалы, а впереди обозначилась взлетная полоса.

Пилот двинул рычаг управления двигателями (РУД), и раздался характерный свист готовящегося ко взлету лайнера. Самолет плавно тронулся с места, и бетонка поплыла навстречу.

Очень натурально. Настолько, что когда кабина "оторвалась от земли" и начала набирать высоту, захотелось вцепиться в ручку кресла. Эффект присутствия создает реалистичная картинка на панорамном мониторе, геометрически повторяющем лобовое стекло кабины самолета, а также специальная система амортизаторов. Ощущения настолько ярки, что начинаешь испытывать знакомое чувство легкой тревоги, как всегда при взлете.

А тут еще инструктор Кирпиченко поддает: вылететь из Лхасы можно только через одно ущелье.

- Усложним задачу. Добавим облачность, - не щадит нервов журналиста инструктор.

Шевелит мышкой - и окна сделались белесыми, а горы стали видны урывками сквозь рваную облачность. Пилоты занервничали. Началась тихая, но очень напряженная работа с приборами. Вдруг мониторы погасли и выдали пилоту "неуд". Наш "полет" закончился на склоне горы.

Инструктор покачал головой:

- Отрабатываем ошибку с этого же места.

- На самом деле такой ситуации в реальности быть не может, - рассказал немного позже пилот Олег Новиков. - Самолет SSJ100 - самый безопасный в мире. Он снабжен такой защитной системой, что автопилот просто не позволит врезаться в скалу и самостоятельно подкорректирует курс. Я пробовал специально кренить самолет до критической отметки, но автопилот снова возвращал все на место.

Олег рассказал, что начинал летать на вертолете, продолжил на "Яке", затем переучился на пилота аэробусов A320.

Сейчас осваивает Superjet, за которым, по его мнению, будущее.

- Этот тренажер хорош тем, - вмешался в разговор инструктор, - что на нем ошибку можно отрабатывать с той же самой точки, на которой ее совершил, что практически невозможно на учебном самолете. Плюс пилот всем телом ощущает перегрузки и вообще все, что происходит с машиной.

К тому же, по словам Кирпиченко, на тренажере обучаться гораздо дешевле, поскольку он не требует топлива.

Летать станет безопаснее

Как известно, в последнее время практически все катастрофы в России происходят по вине человеческого фактора.

- Старая школа обучения у нас утеряна, - говорит "Вечёрке" известный летчик-испытатель Владимир Герасимов. - А новой нет. Да и быть не может, поскольку в летных школах летать по-прежнему учат на давно устаревших "Яках".

Но это полбеды. Вечная нехватка топлива не дает курсантам полноценно отработать базовые налеты даже на Яке, а об отработке аварийных ситуаций речи зачастую вообще не идет. Отсюда и человеческий фактор. Невысокую оценку системе летной подготовки в России дают и иностранные специалисты.

- Статистика авиакатастроф в России в пять раз хуже, чем в Европе, - говорит "Вечёрке" генеральный директор итальянской компании SuperJet International Карло Лольи (он же создатель жуковского тренажера). - Россия не предоставляет официальных данных по условиям обеспечения безопасности полетов. Это единственная в мире страна, которая не ведет официальной статистики в этой области, пытаясь, видимо, за счет этого выглядеть лучше, чем есть на деле.

По словам Лольи, наша беда в том, что мы не придерживаемся международных стандартов, в том числе и в обучении пилотов.

Во всех странах, где применяются международные стандарты, авиакатастроф и авиационных инцидентов на порядок меньше.

- Теперь с помощью этого тренажера русские летчики впервые смогут научиться управлять самолетом на уровне мировых учебных центров, - успокаивает "ВМ" синьор Лольи.

В Росавиации согласны, что тренажер доступнее заграничных курсов, хотя и дешевым его не назовешь - 12 млн долларов.

Что касается пассажиров, то они, безусловно, выиграют, уверены эксперты. Летать с обученными на таком тренажере пилотами будет куда безопаснее, поскольку на нем отрабатываются практически все аварийные ситуации.

За один год учебный комплекс способен переподготовить 180 авиаторов. Конечно, в масштабах страны это немного.

- Но в этом году мы планируем установить еще два таких комплекса, - пообещал "Вечёрке" Лольи. - Один появится в аэропорту "Шереметьево", другой - в Венеции....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Москва». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка