О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Соколы" осваивают "Ансат"

Новый казанский вертолет превращают в удобную "летающую парту" для будущих военных летчиков страны

На ОАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ) началась приемка представителями Сызранского филиала военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" очередной партии из пяти легких многоцелевых вертолетов "Ансат-У", сообщили корреспонденту "Красной звезды" в управлении этого военного вуза. С 9 октября прошлого года здесь уже получено восемь винтокрылых машин нового типа. Все они поступили в учебную авиационную группу учебной авиабазы, на известный училищный аэродром Сокол в Саратовской области, где проходят первую летную практику будущие пилоты вертолетов всех силовых структур России и курсанты из зарубежья.

Напомним, что еще в 2006 году на встрече с офицерами Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков бывший тогда министром обороны Сергей Иванов пообещал после окончания государственных испытаний нового вертолета "Ансат-У" его поступление в качестве учебной машины для первоначального обучения курсантов. Акт о завершении с положительными результатами его государственных совместных испытаний был подписан главнокомандующим ВВС генерал-полковником Александром Зелиным 26 декабря 2008 года. Была выдана рекомендация о пригодности вертолета и всех его составных частей для принятия на снабжение Минобороны России и постановки на серийное производство. Пока эти винтокрылые машины нового типа официально на снабжение Вооруженных Сил не приняты и находятся в опытной эксплуатации. Она осуществляется в Сызранском филиале военного учебно-научного центра ВВС, 344-м центре боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в городе Торжке и 929-м Государственном летно-испытательном центре Министерства обороны имени В.П. Чкалова.

На учебной авиабазе Сокол, которой командует подполковник Николай Бизяев, полеты на вертолетах "Ансат-У" по программе их опытной эксплуатации совершают летчики-инструкторы. Пилоты с Сокола - самые заинтересованные в том, чтобы получить от промышленности надежные, современные, удобные учебно-тренировочные машины, поскольку отвечают за подготовку будущих командиров винтокрылых машин и безаварийную эксплуатацию новых вертолетов.

Одними из первых освоили новый тип винтокрылой машины заместитель начальника Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков по летной подготовке, летчик-снайпер полковник Александр Панцев и заместитель командира учебной эскадрильи военный летчик 2-го класса майор Андрей Онофрейчук. Они и их товарищи принимали и перегоняли "Ансаты" на аэродром Сокол и уже налетали на них по 250 часов и более. Опытные авиаторы отмечают преимущества силовой установки нового вертолета, которая в два раза мощнее, чем на старом Ми-2, стоящем на вооружении уже почти полвека. Практически невозможна потеря оборотов несущего винта, что очень важно для безопасного пилотирования. На "Ансате" принципиально новая электронная бустерная система управления вертолетом. Она не имеет времени запаздывания на отклонение органов управления - вертолет реагирует на действия летчика моментально. "Соколы" Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков, летая на вертолетах Ми-2, Ми-8 и Ми-24, привыкли чувствовать нагрузку на органы управления и прилагать усилия для выполнения элементов полета, а на "Ансатах" это отсутствует. Авиаторы с удовольствием отмечают, что новый вертолет легкий и маневренный. Эргономика и компоновка кабины, размещение приборов для удобства работы экипажа реализованы по-новому. Принципиально отличается система индикации приборов работы силовой установки и систем вертолета. Она отображается на дисплеях системы индикации БИСК. Авиаторы с Сокола считают, что электронная система индикации значительно упрощает им восприятие параметров работы систем. На мильевских машинах за одну минуту пилот вертолета должен зрительно отследить показания 20-30 стрелочных приборов, а у "Ансата" все табло горят разным цветом, указывая на состояние различных органов управления: зеленый - все нормально, желтый - проверь, а красный - предпринимай определенные действия.

"Ансат" в переводе с татарского языка - "легкий, простейший". Действительно, работа пилота на нем упрощается. При освоении новой техники сызранские "соколы" не испытывали трудностей независимо от опыта летной работы. Однако, по мнению опытных авиаторов, освоить эту машину курсантам будет все же сложнее, чем вертолет Ми-2.

Период опытной эксплуатации новой машины, естественно, не может обойтись без замечаний. Как от летчиков-инструкторов, так и от специалистов инженерно-авиационной службы, которых возглавляет врио главного инженера Сызранского филиала военного учебно-научного центра ВВС подполковник Владимир Садырин. В частности, ими выявлены некоторые из еще не устраненных конструктивных и эксплуатационных недоработок, которые по итогам совместных государственных испытаний были названы летчиками-испытателями и инженерами ГЛИЦ - Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны имени В.П. Чкалова. Так, оказалось, что вертолет чувствителен к перепаду температур. Это негативно отражается на работе электроники. Авиаторы с Сокола считают, что сотрудники конструкторского бюро и производственники Казанского вертолетного завода предпримут все меры, чтобы как можно более полно устранить замечания, сделанные в ходе государственных испытаний и опытной эксплуатации нового вертолета.

"Ансат-У" имеет высокие летно-технические характеристики. Его достоинством в качестве учебной машины является топливная экономичность по сравнению с вертолетами Миля и простота пилотирования. Но авиационных инженеров пока не удовлетворяют высокие общие расходы на его эксплуатацию, техническое обслуживание и плановые ремонты. Если конструкция вертолетов Ми-2 и Ми-8 позволяла держать их на летном поле аэродрома, под открытым небом и в субтропиках, и в Заполярье, то "Ансат" с его чуткой электроникой - это машина так называемого гаражного хранения. Собранные в Канаде, за океаном двигатели "Ансатов" Pratt&Whitney PW-207К имеют заметные преимущества по сравнению со старыми советскими вертолетными моторами, произведенными в Запорожье. Но закономерен вопрос: во сколько военному бюджету России будет обходиться ремонт этих двигателей из заокеанской страны - члена НАТО? Как говорят в народе: "За морем телушка - полушка, да перевоз - алтын".

В России действует "Стратегия развития авиапромышленности до 2015 года", одна из задач которой - налаживание полного цикла производства вертолетных двигателей на российской территории. Именно в Казани собирались наладить лицензионное производство вертолетных двигателей. В Сызрани и Соколе надеются, что в недалеком будущем на этом новом вертолете Министерства обороны появятся свои, отечественные двигатели.

Вот как ход освоения подчиненными вертолета "Ансат-У" оценил по просьбе "Красной звезды" начальник Сызранского филиала военного учебно-научного центра ВВС Герой Российской Федерации полковник Николай Ярцев:

- Впервые за многие десятилетия наш военный вуз получил вертолеты нового поколения. В марте 2010 года 6 летчиков прошли теоретическое переучивание на них в центре боевой подготовки в Торжке. За минувший год в нашем учебном полку на вертолет "Ансат-У" переучились 24 летчика, которые летают на нем днем и ночью в простых метеоусловиях. Наши летчики не испытывают затруднений в его освоении и технике пилотирования. Правда, в ходе опытной эксплуатации на новой машине выявлен ряд конструктивных и эксплуатационных недоработок. Мы выходим с предложениями по их устранению на Казанский вертолетный завод. Большинство выявленных недоработок связано с эксплуатацией электронного авиационного оборудования - так называемой авионики. Часть из них уже устранена, над другими продолжается работа силами специалистов завода. Летный и технический состав накапливает опыт обслуживания нового вертолета и выполнения полетов на нем, систематизирует статистку отказов и недоработок, изучает новшества, особенности "Ансата-У". Преподаватели учебного отдела готовы к теоретическому обучению на этом вертолете наших курсантов. По окончании опытных испытаний комиссия, назначенная главнокомандующим ВВС, сделает заключение о целесообразности, сроках начала обучения курсантов и дальнейшей эксплуатации вертолета "Ансат-У" в Вооруженных Силах.

Как известно, каждый из заказанных Министерством обороны России первых серийных вертолетов "Ансат-У" обошелся бюджету примерно в 100 млн. рублей. Поэтому важно слушать представителей промышленности, которые дорабатывают эту стоящую немалые деньги винтокрылую машину и превращают ее в удобную "летающую парту" для будущих военных пилотов России.

А вот какой комментарий дал корреспонденту "Красной звезды" заместитель главного конструктора ОКБ ОАО "Казанский вертолетный завод" Виктор Овчинников, который от имени казанских разработчиков и производителей курирует ее освоение в летных частях:

- "Ансат" - первый вертолет нового типа, созданный в России после распада СССР. Договор на разработку его модификации "Ансата-У" был заключен между КВЗ и Министерством обороны в 2002 году. Впервые в нашей стране вертолет для Вооруженных Сил сделан на базе гражданского, а не наоборот. Например, одним из требований военных была установка колесного, а не полозкового шасси, чтобы можно было учить курсантов рулению по взлетной полосе.

Нам "Ансат" было сложно проектировать и собирать. Стремились использовать продукцию отечественных производителей. Но на российском рынке выбор ограничен, большие проблемы с элементной базой и ее надежностью. Российская электроника пока далека от совершенства, но другой нет, и мы берем то, что есть. Альтернатива - не делать вертолеты. Для обеспечения надлежащего качества нового вертолета вынуждены частично приобретать комплектующие у зарубежных производителей.

Выявленные в ходе опытной эксплуатации литерной партии "Ансат-У" недостатки нашими специалистами устранены. Все вертолеты на Соколе готовы к полетам. Хотя летчики-инструкторы фактически только летом начали летать, налет у них на "Ансатах" больше 200 часов у каждого. Когда период опытной эксплуатации завершится, выйдет приказ министра обороны: вертолет принять на снабжение. А совершенствование конструкции вертолета - процесс непрерывный. Он не закончится, пока "Ансат" будет находиться в эксплуатации...

Как обычно, в апреле у курсантов Сызранского филиала военного учебно-научного центра ВВС начнется первая летная практика. Офицеры этого военного вуза хотят, чтобы к этому времени новый многоцелевой адаптивный вертолет "Ансат-У" успешно прошел все этапы освоения, а после устранения промышленностью выявленных недостатков был принят на снабжение Вооруженных Сил и допущен для использования в качестве учебно-тренировочного вертолета первоначального обучения курсантов. Ему предстоит стать полноценной заменой труженика Ми-2 - простой, надежной, удобной и дешевой в эксплуатации учебной машиной для пилотов всех силовых структур России. А в роли учебного вертолета "Ансат-У" отчасти заменил бы и более тяжелые Ми-8....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка