О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" сбрасывает балласт - 2

Похоже, что планы интеграции в "большой "Аэрофлот" шести авиакомпаний, ранее контролируемых "Ростехнологиями", радикально меняются

Похоже, что планы интеграции в "большой Аэрофлот" шести авиакомпаний, ранее контролируемых "Ростехнологиями", радикально меняются. Изначально предполагалось, что реструктурированный холдинг кроме, собственно, "Аэрофлота" будет включать в свой состав еще пять авиакомпаний. Планировалось создать двух крупных региональных перевозчиков: одного - на базе "Донавиа", "Кавминводыавиа" (КМВ) и "Саратовских авиалиний", во второй должны были войти активы "Владивосток Авиа" и "Сахалинских авиатрасс". ГТК "Россия" сохраняла свой статус, "Оренбургские авиалинии" преобразовывались в чартерную авиакомпанию, а сертификат "Саратовских авиалиний" получал вновь образуемый бюджетный перевозчик.

"Аэрофлот" сбрасывает балласт - 2
Планы создания "крупного регионального перевозчика" в южных регионах и лоу-костера фактически уже похоронены. КВМ в конце сентября прекратила свою деятельность, а "Саратовские авиалинии" проданы.

Похоже, что такая же судьба ожидает и дальневосточный проект "Аэрофлота". Появилась информация, что "Сахалинские авиатрассы" (САТ) будут проданы. В качестве наиболее вероятного покупателя называется местная администрация.

Однако САТ - компания сравнительно небольшая. Ее парк состоит из грузовых Ан-12 (2 ед.), Ан-24 (3), а также взятых в лизинг Boeing 737 (3 ед.) и региональных турбовинтовых Dash 8 (5 ед.). По неофициальной информации, немалую часть доходов САТ приносит обслуживание шельфовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Еще один самолет находится в постоянной аренде под обслуживание местной администрации и выполнение санитарных рейсов. Дальше Хабаровска на запад "Сахалинские авиатрассы" не забираются. Рейсы САТ в Японию, Корею и Китай больших авиаперевозчиков тоже, в общем, не интересуют - по сути, это международный каботаж.

Иное дело - "Владивосток-Авиа". Компания имеет неплохую маршрутную сеть, значительная часть которой весьма привлекательна. Однако финансовое состояние ведущего дальневосточного авиаперевозчика России оставляет желать лучшего. Неплатежи за лизинг воздушных судов (ВС) могут привести к тому, что "Владивосток-Авиа" потеряет значительную часть своего парка.

В частности, претензии к авиакомпании предъявляет "Ильюшин Финанс" (ИФК). В 2005 и 2008 гг. "Владивосток-Авиа" получила от ИФК в лизинг шесть самолетов Ту-204-300 (четыре и два ВС соответственно) на срок 15 лет.

11 октября 2010 г. "Ильюшин Финанс" подала в Арбитражный суд г. Москвы шесть исков к "Владивосток-Авиа" по взысканию задолженностей по лизинговым платежам и неустоек. Общая сумма претензий оценивается в $11,5 млн.

Два иска уже удовлетворены. Суд вынес решение о взыскании с ОАО "Владивосток-Авиа" в пользу "Ильюшин Финанс" $3,97 млн. Из этой суммы задолженность по лизинговым платежам за Ту-204-300 RA64045 составила $3,47 млн (включая 18% НДС), еще полмиллиона - неустойка. При этом в исковом заявлении "Ильюшин Финанс" была указана сумма $4,47 млн, но суд счел размер неустойки завышенным, и уменьшил его вдвое.

Задолженность авиакомпании накопилась за декабрь 2010 г. (частично), а также за период с января по октябрь 2011 г. Месячный лизинговый платеж можно оценить в $330 тыс.

Удовлетворен и второй иск из шести поданных ОАО "Ильюшин Финанс". Правда, его сумма значительно меньше - $204 тыс. Остальные иски будут рассмотрены в течение января-февраля. Скорее всего, решения тоже будут не в пользу "Владивосток-Авиа".

Конфликтом с "Ильюшин Финанс" проблемы дальневосточной авиакомпании не исчерпываются. По информации СМИ, в конце декабря американская корпорация International Lease Finance (ILFC) пригрозила остановить полеты пяти самолетов Airbus, эксплуатируемых "Владивосток-Авиа". Причина все та же - задолженность по лизинговым платежам. Свои потери компания из Лос-Анджелеса оценивает в $5 млн.

Опыт подобного общения с российскими авиакомпаниями у ILFC уже есть. Осенью прошлого года компания обратилась в суд с иском о взыскании просроченных лизинговых платежей с лоу-костера "АвиаНова". Так что можно не сомневаться, что соответствующий иск американцы сумеют предъявить, обосновать и защитить в суде.

Шансы на то, что "Владивосток-Авиа" сумеет рассчитаться с долгами, невелики. По результатам трех кварталов 2011 г. компания имела чистый убыток в размере 834,7 млн руб. ($26,2 млн - здесь и далее пересчет валют идет по текущему курсу). В 2010 г. убыток составил 957,2 млн руб. ($30 млн). Авиаперевозчику не удалось компенсировать потери ни за счет роста тарифов, ни за счет увеличения пассажиропотока.

По состоянию на 30 сентября 2011 г. сумма непокрытого убытка "Владивосток-Авиа" вплотную приблизилась к отметке два миллиарда рублей ($62,7 млн). Кредиторская задолженность - 5,2 млрд руб. ($163 млн). При этом остаточная стоимость основных средств компании составляет около 1,2 млрд руб. ($37,7 млн). Из них более половины (680 тыс. руб.) приходится на самолеты и вертолеты. Однако в собственности компании находятся только три Як-40, которые вряд ли удастся реализовать, и несколько вертолетов Ми-8.

Скорее всего, "Владивосток-Авиа" лишится значительной части своего парка - причем самолетов иностранного производства. "Ильюшин Финанс" уже объявила, что продолжит сотрудничество с авиакомпанией, так что Ту-204-300 летать будут. Отечественные самолеты летают из Владивостока только в Красноярск, Екатеринбург, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Международные рейсы - в Денпасар (Индонезия), Пекин, Харбин и Ташкент. Однако все эти направления Ту-204 перекрывают не полностью - на перечисленных маршрутах работают и машины Boeing. Так что потеря импортных лизинговых самолетов грозит "Владивосток-Авиа" невозможностью соблюдать существующее расписание.

Интересна реакция на иски лизинговых компаний - причем со стороны как дальневосточного перевозчика, так и его материнской компании. "Аэрофлот" заявил, что его провозных возможностей достаточно, чтобы выполнить обязательства "Владивосток-Авиа". Сама же компания утверждает, что "выполнит в полном объеме свои обязательства перед пассажирами в соответствии с зимним расписанием полетов 2011-2012 гг".

Появление подобного заявления наводит на мысль, что дольше зимнего расписания "Владивосток-Авиа" может и не прожить. Тогда ее маршруты перейдут к "Аэрофлоту". Возможно, что материнская компания сумеет за счет дочерней частично решить свои проблемы с нехваткой летного состава. На долю дальневосточников, в лучшем случае, останутся региональные перевозки, а также обслуживание самолетов "Аэрофлота" во Владивостоке.

Проведенный осенью аудит показал, что присоединяемые к "Аэрофлоту" компании обладают суммарным долгом в $800 млн. Примерно треть этой суммы ($260 млн) приходится на обязательства по финансовому лизингу.

Уже тогда было ясно, что подобная ноша будет "Аэрофлоту" не под силу. Тем не менее, процедура реорганизации была продолжена. Если сценарий с банкротством "Владивосток-Авиа" все же реализуется, то можно будет говорить о том, что "Аэрофлоту" удалось избежать больших убытков. Однако какой смысл был в проведении заведомо убыточной сделки, непонятно до сих пор....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка