О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Авиалинии Дагестана": в зоне турбулентности

В компании утверждают о предвзятости действий Росавиации. Или о возможном скрытом рейдерстве

Не знаю, может, это и к счастью, но мне не часто приходится летать самолетами. Однако в позапрошлом году, перед самым крушением Ту-154 "Авиалинии Дагестана" в Домодедово, пришлось. Ох, подумал я, услышав об этой аварии, пронесло, и вспомнил свою посадку во Внуково. Пилот дагестанского воздушного судна выполнил ее тогда просто блестяще и даже безукоризненно. Я еще записал все это на видео. Сцепление с землей сопровождалось тогда бурными аплодисментами восторженно благодарных пассажиров.

Казнить нельзя, помиловать

Именно потому вопрос, как удалось на неработающих двигателях, без навигации посадить в тот злополучный декабрьский день на твердый грунт практически неуправляемый самолет, у меня не возникал. Пилоты оказались классными. Им бы ордена за это. Удивило другое - последствия той посадки.

Страшная картина. Разбитый борт в море авиационного керосина и пассажиры, выносящие друг друга из салона под взгляды профессиональных спасателей, опасающихся взрыва. Тогда ведь любая искра могла привести к нему. Один из пассажиров того рейса, боец спецназа, позже у нас в редакции рассказывал, как собственноручно выносил из разбитого самолета людей. Он не пожелал комментировать действия спасателей. Не хотел, наверное, говорить нехорошие слова, а проще - материться, хотя уж кому-кому, а ему бы мы это простили, ведь он тогда обе ноги в керосине прожег. Повезло, взрыва не было.

Научи дурака молиться…

Но все же случившееся 4 декабря 2010 года в Домодедово детерминировало позже. В череде крушений отечественных воздушных судов руководство страны усмотрело злой и недопустимый тренд. Президент Дмитрий Медведев предложил укрупнить авиакомпании и потребовал повысить их ответственность за безопасность пассажиров, создавать условия для здоровой конкуренции. Но, как говорится, научи дурака молиться, он и лоб себе расшибет. Впрочем, в истории лишения компании "Авиалинии Дагестана" лицензии - это всего лишь одна из существующих версий. В компании утверждают о предвзятости действий Росавиации. Или о возможном скрытом рейдерстве. Напомню, за время простоя своего авиапарка компания "Авиалинии Дагестана" терпит огромные убытки. Ей грозит банкротство, массовые увольнения. И что тогда? Понятное дело, тогда ее можно будет просто купить за гроши!

В ответ на вопрос, в чем может быть причина аннулирования лицензии компании, возраст которой достигает 85 лет, помощник генерального директора "Авиалиний Дагестана" Иосиф Лихтман демонстрирует увесистую папку документов, в которой, с его слов, нет самого главного. А именно: предписания на устранение выявленных у компании недостатков, на основании чего Росавиация и выносит свое столь суровое решение. И.Лихтман утверждает, что подобного акта не было по итогам всех четырех проверок, проведенных Росавиацией в аэропорту Махачкалы в последние месяцы минувшего года.

По итогам всех (подчеркну - всех) четырех проверок комиссиями были даны положительные заключения на продление лицензии компании "Авиалинии Дагестана", но в итоге под самый конец 2011 года радиограммой, ссылками на несуществующие пункты предписаний, судя по утверждению и документам "Авиалиний Дагестана", главной из которых стало плачевное финансовое состояния авиакомпании, лицензию все же аннулировали.

Свой, чужой

Итак, долги у дагестанской компании. Но ведь у той же авиакомпании "Кубань", самолеты которой ныне перевозят пассажиров, которые купили билеты ранее у дагестанской компании, долгов тоже очень много. Так много, что их воздушные суда, бывает, не принимают аэропорты страны. Кстати, в день моего визита в "Авиалинии Дагестана" один из Яков "Кубани" как раз из-за долгов и не заправили топливом. Ого, подумал я, наверное, будет задержка, и оказался прав.

Позже у начальника ЦУП В. Тихомирова выяснилось, что ныне задержкой рейсов в Махачкалинском аэропорту никого не удивишь. Согласно отчету ЦУП, они случаются регулярно - на 30-40 минут, впрочем, частенько пассажиры теряют и значительно больше. Так, к примеру, авиакомпания "Татарстан" 27.12.11 задержала свой рейс аж на 8 часов 47 минут, а авиакомпания "Кубань" 28.12.11 - на 2 часа 37 минут. И такие случаи, говорят здесь, не единичны.

В общем, если судить по таблице нарушений регулярности движения воздушных судов за месяц работы вышеназванных компаний и сравнить график выполнения рейсов хадж-кампании 2011 года, обслуживаемых "Авиалиниями Дагестана", то гости конкуренцию явно не выдерживают. Ну никак! К примеру, из 149 полетов, совершенных с 01 по 31.10.11, у "Авиалиний Дагестана", согласно документу, всего 4 задержки, и то самая большая - 43 минуты.

Но тогда, может, тарифы у залетных компаний привлекательнее, чем были некогда у дагестанской авиакомпании. Оказалось, нет. А как же конкуренция? Где результат? Как говорит начальник отдела электронной коммерции компании Арсен Агададашев, если у "Авиалиний Дагестана" нижний предел тарифов начинался с 3800 рублей, то у авиакомпании Татарстана, ныне также обслуживающей отмененные рейсы дагестанской компании в столицу страны, нижний предел тарифа равен 5800 руб. У компании "Руслайн" вообще линейка начинается с 6075 рублей, есть билеты и по 9375 рублей.

Я в Интернете поискал минимальную цену авиабилетов в Москву на 14 января 2012 года. Вот что у меня вышло. У "Кубани" - 7600 рублей, это на самолет Як-42. У авиалиний Татарстана место на Боинге стоит - 7 400 рублей. Интересно, что из Москвы в Нальчик авиакомпания "Кубань" доставляет пассажиров всего за 3500 рублей, а в Краснодар вообще за 2 тысячи. Так только ли в расстоянии тут дело? Вот вопрос.

Поменяли орла на гуся?

Ну если у "Татарстана" хоть самолеты приличные, так ведь "Кубань" за полеты на Яках тоже немало запрашивает. Цены взлетают, если по факту отправки на борту остаются свободные места помимо уже закупленных или забронированных билетов дагестанских пассажиров в своей компании. Вот вам и здоровая конкуренция!

Сильно сомневаюсь, что подобные изменения отвечают намерениям Президента страны, призвавшего навести порядок в авиационной отрасли России. Возможно, и не все так однозначно, как пытаются это преподнести нам в "Авиалиниях Дагестана". Но ведь что получается? Заменили орла (герб на крыльях "Авиалиний Дагестана") на гуся. И уж точно журавлем хромой борт Як-42 авиакомпании "Кубань" (на фото), что несколько дней не может вылететь из Махачкалы, назвать никак нельзя. У него повреждено переднее шасси. Вот и стоит на приколе.

Как потенциального пассажира меня беспокоит еще один всплывший в разговоре с руководителями "Авиалиний Дагестана" факт. Росавиация, лишив лицензии дагестанскую компанию, радея, казалось бы, при этом за безопасность пассажиров, напротив, угроз им прибавила. Дело в том, что вместе с самолетами компании права на вылеты лишились и его вертолеты, используемые спасателями. Теперь, если что случись, Росавиация намеревается гонять спасателей аж из аэропортов соседних республик. Так что тьфу, тьфу, не дай Бог что случится!

P.S.

Сама же сегодняшняя ситуация вокруг "Авиалиний Дагестана" очень схожа с аварийной посадкой ее борта в Домодедово. Руководство компании пытается спасти дагестанский бренд, но, чтобы посадить его в итоге на безопасный грунт, как некогда сумели это сделать со своим Ту-154 пилоты "Авиалиний Дагестана", им, видимо, еще долго придется планировать в полосе турбулентности. А если этого не добиться, взрыва, похоже, не миновать. Имею в виду неизбежность социальной проблемы. Ведь под сокращения пойдут более 500 высокопрофессиональных специалистов авиационной отрасли, и это в то время, когда республика буквально бьется над созданием новых рабочих мест.

Лишится Дагестан и существенных поступлений в свой и без того дотационный бюджет, чего уж там говорить об интересах пассажиров, уже теряющих свои кровные на завышенной стоимости билетов из-за драконовских решений Рос-авиации. Обратилась компания с просьбой восстановить справедливость к Президенту Дагестана, а также к В.Путину, в Общественную палату России к Николаю Сванидзе. Подтверждает свою просьбу документами. Пока результатов нет. Но есть надежда, что апелляция компании "Авиалинии Дагестана" в Арбитражный суд и широкое общественное обсуждение создавшейся ситуации, на что рассчитывают в компании, помогут сделать эту посадку мягче. И, вероятно, гостей на дагестанской земле, ожидаемых в ближайшие годы во множестве, в этом случае будет приветствовать все же наша, дагестанская авиакомпания. Как и полагается, на правах хозяина....
Авторские права на данный материал принадлежат «Дагестанская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка