О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дело летчиков получило продолжение

Таджикистан не желает расставаться с конфискованными Ан-72

Авиакомпания Rolkan Investments LTD, самолеты которой были конфискованы в Таджикистане в рамках "дела летчиков", надеется вернуть лайнеры Ан-72. В конце минувшей недели суд Хатлонской области республики, не успев приступить к рассмотрению кассационной жалобы генерального директора компании Сергея Полуянова, вернул ее на доработку. Рассчитывать на то, что Россия вновь вмешается в судебный процесс, не приходится, поскольку самолеты были сняты с учета ВВС РФ и проданы компании, зарегистрированной на Виргинских островах.

В канцелярии Хатлонского суда сообщили, что кассационная жалоба, поданная генеральным директором авиакомпании Rolkan Investments Ltd Сергеем Полуяновым, не соответствует требованиям Процессуального кодекса Таджикистана, в тексте обращения допущены ошибки. Однако это не означает, что суд отказывается рассматривать жалобу. После исправления ошибок, отметили в канцелярии, Полуянов вновь может обратиться в суд. Об этом сообщает таджикское информационное агентство "Азия плюс".

Разбирательство тянется уже 10 месяцев. Напомним, самолеты Ан-72 компании Rolkan Investments Ltd были задержаны в марте 2011 года в Таджикистане, в аэропорту "Курган-Тюбе". Командиров двух лайнеров - российского летчика Владимира Садовничего и его эстонского коллегу Алексея Руденко - признали виновными в незаконном пересечении границы (они летели из Афганистана в Россию и запросили экстренную посадку в аэропорту "Курган-Тюбе"), в нарушении правил международных перевозок и в контрабанде авиационных запчастей. Суд Курган-Тюбе приговорил каждого летчика к 10,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Оба самолета Ан-72 и авиационный двигатель конфискованы в пользу Таджикистана. Дело получило международную огласку и вышло на межгосударственный уровень. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил дипломатам и юристам разобраться. Только после вмешательства высших должностных лиц России и Таджикистана в Хатлонский областной суд была подана кассационная жалоба и дело рассмотрено вновь. Садовничему и Руденко скостили срок до 2,5 года лишения свободы и освободили по амнистии в зале суда. Однако самолеты остались под арестом: суд признал их "вещественным доказательством". Хотя, как утверждает адвокат летчиков Гулом Бобоев, оба самолета были осмотрены таджикскими таможенниками, ими же составлен акт об отсутствии на борту контрабандных и запрещенных предметов, в том числе наркотических веществ и оружия.

Представитель авиакомпании Rolkan Investmens Ltd Валерий Пфефер ранее заявлял об уникальности самолетов. "Эти самолеты эксклюзивные, они в Арктику летали, на Северный полюс летали. Тут, в Таджикистане, они могут на любое хлопковое поле сесть и взлететь. Аналогов даже у американцев нет. Очень они кому-то понравились. А летчики попали как заложники, как предмет шантажа", - говорил журналистам Валерий Пфефер.

Главный редактор "Независимого военного обозрения" Виктор Литовкин подтвердил уникальность самолетов этой модели. "Ан-72 хороши тем, что могут садиться на любую необорудованную площадку. Их двигатель находится над крыльями, поэтому грязь, сор, камни, которые могут быть на этой площадке, двигателем не засасываются. Кроме того, лайнер может выполнять функции как грузового самолета - поднимать на борт до 7 тонн груза, так и быть пассажирским", - сказал "НГ" Литовкин. При этом военный эксперт высказывает сомнения в том, что российские власти вновь приложат максимум усилий, как это было сделано в отношении летчиков, чтобы вернуть самолеты владельцу. "Я не уверен, что Россия будет сражаться за эти самолеты, тем более что они ей не принадлежат. Это будет спор хозяйствующих субъектов", - считает Литовкин. Как известно, оба самолета были сняты с учета ВВС России и проданы компании Rolkan Investments Ltd, которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах.

Видимо, этими обстоятельствами объясняется торг, который изначально шел вокруг этих самолетов. Как рассказал журналистам Валерий Пфефер, таджикские следователи предлагали посреднические услуги по их продаже. Первоначально таджикская сторона предложила продать ей самолеты по 700 тыс. долл. при реальной стоимости в 1,5 млн. Однако с каждым днем цена снижалась и дошла до 1 долл. в обмен на свободу капитанов Садовничего и Руденко.

Руководство авиакомпании отказалось от подобной сделки, но намерено вернуть самолеты на законных основаниях. В конце минувшего года была подана очередная кассационная жалоба в Хатлонский областной суд. Представлять интересы компании в суде будет тот же адвокат Гулом Бобоев, который защищал летчиков. По словам адвоката, руководство компании считает, что "органами предварительного следствия Республики Таджикистан указанные самолеты были ошибочно признаны вещественным доказательством, поскольку они до настоящего времени являются собственностью компании, а командиры экипажей лишь выполняли на самолетах порученную им работу". В жалобе руководства компании также указывается, что "оба самолета являются собственностью компании Rolkan Investments Ltd и по нормам международного права не могут быть конфискованы при отсутствии вины со стороны владельца в совершении какого-либо правонарушения, в том числе и уголовного. Наша компания в отношении Республики Таджикистан не совершила никаких противоправных действий с использованием указанных самолетов". По словам Бобоева, руководство авиакомпании в этой связи настаивает на "протесте на приговор Курган-Тюбинского городского суда от 8 ноября 2011 года в части конфискации самолетов"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка