О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Керимов приглашает на посадку

Военный аэродром в Кубинке уже в этом году должен начать принимать бизнес-джеты. Как аэропорт для деловой авиации, он имеет шанс стать популярным. Но как бизнес-проект Сулеймана Керимова, инвестирующего в него миллиард долларов, он не окупится

Военный аэродром в подмосковной Кубинке уже в этом году должен начать принимать бизнес-джеты. Как аэропорт для деловой авиации, он имеет шанс стать популярным, особенно среди жителей Рублево-Успенского шоссе. Но как бизнес-проект Сулеймана Керимова, инвестирующего в него миллиард долларов, он не окупится.

Бизнес-терминал во Внуково считается одним из крупнейших в Европе и самым большим в России центром деловой авиации. Но накануне Нового года там было не протолкнуться. "Фальконы", "Боинги" и "Гольфстримы" стояли в многочасовой очереди, ожидая разрешения на взлет, а их владельцы, люди из первой сотни списка журнала "Форбс", устраивали "аукционы", торгуясь за ближайшее время вылета. "Суммы за внеочередной слот доходили до 45 000 евро", - поведал "Ко" вице-президент Объединенной национальной ассоциации деловой авиации Евгений Бахтин.

Каждый столичный аэропорт имеет свой бизнес-терминал, но проблемы возникают из-за общей загруженности аэродромов, где преимущество отдается регулярным рейсам. Исправить положение для VIP-клиентов пытается владелец "Нафта Москва" Сулейман Керимов. Полтора года назад он стал владельцем военного аэродрома, где теперь строится первый в нашей стране частный аэропорт для бизнес-авиации.

Оборона Кубинки

Слухи о выселении военных летчиков с Кубинки появились в разгар мирового кризиса. Правда, Россию тогда еще продолжали именовать "островком стабильности". ЗАО "Аэропорт Кубинка" компания "Нафта Москва" зарегистрировала 12 марта 2008 г. Спустя полгода в Министерстве обороны заговорили о том, что базирующиеся на аэродроме пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи" переподчинят Липецку, а остальные полки расформируют.

Чуть позднее стало известно, что Сулейман Керимов собирается создавать на базе военного аэродрома аэропорт бизнес-авиации. К 1 июня 2009 г. базировавшиеся в Кубинке военно-транспортные самолеты должны были быть отправлены на подмосковный аэродром Чкаловский. Офицеров начали переводить - кого в Питер, кого в Екатеринбург. Но летчики пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи" отказывались переезжать.

Не сдавалось без боя и Минобороны. Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин в конце апреля 2009 г. объявил, что аэродром Кубинка остается в ведении ВВС, а накануне Дня Победы министр обороны Анатолий Сердюков подтвердил в интервью "Российской газете", что Кубинка как была, так и останется военным аэродромом, а "Стрижи" и "Витязи" передислоцированы не будут. "Если появятся какие-то серьезные предложения со стороны бизнеса, мы готовы рассматривать их в части совместной эксплуатации", - отметил Сердюков.

ВВС продолжали сопротивляться выселению летчиков. А в конце июня 2009 г. премьер-министр Владимир Путин своим распоряжением исключил военный аэродром Кубинка из списка аэродромов двойного базирования. Это решение означало, что там не должно находиться каких бы то ни было летательных аппаратов, кроме военных.

Совместное базирование

И все-таки Минобороны продавили. Под натиском Минэкономразвития и Минфина, а также из-за висевшей над министром реформы ведомства Анатолию Сердюкову пришлось уступить. На организованном в июле 2010 г. аукционе, как и предполагалось, авиабазу выкупил Сулейман Керимов.

За 46 га на территории военного аэродрома Кубинка с находящимися на них 24 объектами недвижимости площадью более 7000 кв. м ЗАО "Аэропорт Кубинка" заплатило чуть больше $7 млн. Это около 10% территории всего аэродромного комплекса. На землях военных останутся Центр показа авиационной техники имени Ивана Кожедуба, 121-й авиационно-ремонтный завод (принадлежит "Оборонсервису") и ОКБ им. А.С. Яковлева. Взлетно-посадочная полоса сохранится в собственности государства и будет, как и вся инфраструктура для полетов, использоваться структурами Сулеймана Керимова совместно с Минобороны.

Как заявил в одном интервью главком ВВС Александр Зелин, сделано это лишь с одной целью: чтобы аэродром поддерживался в современном состоянии не только за счет Министерства обороны, но и за счет частной фирмы. "Она будет вкладывать средства в поддержание аэродрома Кубинка в надлежащем состоянии, оборудовать аэродром современными системами, которые позволят нам приблизить аэродром как минимум ко второй категории. А то и к третьей. По системе посадки, по светотехническому оснащению", - отметил Александр Зелин. "Кубинка вновь включена в список аэродромов совместного базирования. Ни "Стрижей", ни "Витязей" никто не собирается оттуда перебазировать", - сообщил "Ко" начальник группы информационного обеспечения ВВС Минобороны Владимир Дрик. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский рассказал, что Кубинка включена в список аэродромов гражданской авиации. Имеющееся аэродромное оборудование соответствует требованиям, предъявляемым к гражданским аэропортам. На данный момент не сертифицирована аэропортовая деятельность - аэровокзал, авиабезопасность, досмотровые и прочие службы, поэтому аэропорт пока не может принимать гражданские суда.

"Интерес Сулеймана Керимова к деловой авиации - это комбинация личных потребностей и коммерческого проекта", - говорит собеседник "Ко", знакомый с ситуацией вокруг аэропорта. По его словам, в Кубинке недорогой входной билет, а авиационные VIP-перевозки - растущий бизнес. Но с этим можно поспорить.

Первый этап - возведение бизнес-терминала. По оценкам экспертов, строительство пассажирского терминала, стояночной площадки для бизнес-джетов, сервисных ангаров обойдется в $25 млн. Кроме того, предполагаются инвестиции в модернизацию имеющихся помещений и строительство нового центра - до $60 млн. В компании надеются, что первых пассажиров аэропорт сможет принять уже в конце 2012 г., а на полную мощность, по прогнозам ЗАО "Аэропорт Кубинка", центр деловой авиации заработает к 2018 г.

Руководитель отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что проект обойдется в $250-400 млн, а если считать вместе со строительством удобных подъездных путей, то сумма инвестиций может приблизиться к $1 млрд.

Большая распродажа

До глобального кризиса 2008 г. деловая авиация привлекала многих. Ежегодно рынок рос на 35-45%, но в 2009 г. он обвалился на 15%. "Только в прошлом году количество полетов судов деловой авиации (как российской, так и зарубежной) превзошло показатели рекордного 2008 г., - поясняет генеральный директор авиакомпании "Русджет" Михаил Титов. - Что касается перспектив, то они во многом зависят от стабильности международных и российских финансово-экономических показателей, а также от результатов президентских выборов". По его прогнозу, в этом году рынок способен показать рост в 10%. Но это не так много.

"Парк бизнес-джетов сейчас не увеличивается, - констатирует Евгений Бахтин. - Бизнесмены и крупные компании заказывают новые суда только под замену существующим". По его оценкам, российские предприниматели и крупные коммерческие структуры являются собственниками примерно 350 бизнес-джетов. Но зачастую проще арендовать крылатую машину, чем содержать собственную. "Я продал оба самолета (Bombardier Challenger 604 и Gulfstream GV-SP. - Прим. "Ко") два года назад и теперь не имею головной боли, - сказал "Ко" основатель "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили. - Не потому, что летать стал меньше. Теперь меня не волнуют никакие проблемы, связанные с их обслуживанием". Господин Якобашвили пользуется услугами операторов бизнес-джетов. Аналогичным образом поступают и в крупных компаниях. Как заявили "Ко" в ЛУКОЙЛе, недавно они избавились от собственного чартерного авиаперевозчика "ЛУКОЙЛ-Авиа". Нефтяники продали фирму ее же топ-менеджерам, но продолжают пользоваться ее услугами.

Почем ангарчик?

Сулейман Керимов, авиабизнес, Внуково, КубинкаСейчас каждый столичный аэропорт имеет в распоряжении собственный бизнес-терминал. "Внуково продолжает оставаться крупнейшим в России аэропортом деловой авиации. На него приходится около 75% всех рейсов бизнес-авиации в Московском авиаузле", - говорит Евгений Бахтин.

По мнению опрошенных "Ко" экспертов, Внуково держит лидерство за счет близости к городу и Рублевскому шоссе. "С Минской улицы, где я живу, ранним утром дорога в аэропорт занимает минут 20, - поясняет Давид Якобашвили. - Если предлагают вылет из Шереметьево, я, как правило, отказываюсь". Проблема Внуково - правительственные рейсы, тогда закрывают весь аэропорт на вылет и посадку. И чтобы не нарваться на задержку рейса, бизнесмен предпочитает ранний вылет и позднее возвращение. "Когда во Внуково недавно прилетали главы государств СНГ на свое очередное заседание, мы ждали вылета около четырех часов, - рассказывает Андрей Степанюк, генеральный директор компании "Сфера джет", летающей из Внуково. - Столь длительная задержка - редкость, но 30-40 минут уже стали нормой". По его словам, в Шереметьево и Внуково самолеты часто ставят по прилете на второй круг.

В Домодедово подобного практически не случается. Это единственный не слотируемый аэропорт с двумя работающими полосами. Но он интересен только для тех, кто живет поблизости. Добраться до Домодедово из центра Москвы так же затруднительно, как и до Шереметьево. "Из очевидных недостатков Шереметьево - загруженность Ленинградского шоссе и занятость аэропорта рейсами "Аэрофлота", - подчеркивает Михаил Титов. "Я часто летаю бизнес-джетами, но в Шереметьево и Внуково бывают проблемы с задержками из-за регулярных рейсов", - говорит председатель совета директоров "Ростелекома" Иван Родионов. По его мнению, недостатки везде общие: неразвитость инфраструктуры для бизнес-авиации, длительное оформление билетов и прохождение таможенного контроля. "До вылета надо приезжать в аэропорт за час-полтора, как на регулярный рейс. А то, что посадочный талон выдают не в баре, а у стойки регистрации, большого значения для меня не имеет, - отмечает Иван Родионов. - В идеале на бизнес-чартер хотелось бы приезжать минут за двадцать до вылета и по упрощенной схеме проходить все процедуры".

Вторая большая проблема деловой авиации - высокая стоимость обслуживания самолетов. Вылет-прилет из расчета на одного пассажира стоит 200-215 евро. И цены почти одинаковы во всех аэропортах столицы. А сверхнормативная стоянка воздушного судна здесь одна из самых дорогих в мире. В частности, парковка на перроне в аэропорту Риги стоит для среднего джета около 700 евро в месяц (примерно такие же суммы взимаются во всех крупных европейских городах-курортах с сезонным всплеском цен). Стоимость же парковки в Москве - порядка 30 000 евро. По словам Евгения Бахтина, стоимость ангара, например для Gulfstream 550, в Домодедово составляет 400 000 евро в год, в Шереметьево - 600 000-700 000 евро, а во Внуково - 800 000-900 000 евро. "Мне предлагали ангар для Gulfstream во Внуково за миллион евро в год, - вспоминает Давид Якобашвили. - Во Внуково самые высокие цены".

С новыми границами

На собственных авиалайнерах перемещаются Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Сергей Пугачев. Последний владел двумя самолетами: Falcon 2000 Ex Easy и Gulfstream IIB. Один из них он выставлял на продажу, но неизвестно, удалось ли ему сбыть судно с рук. Так, от собственных бортов безуспешно пытались избавиться совладельцы Sibir Energy Шалва Чигиринский и Mirax Group Сергей Полонский. Израильский бизнесмен Лев Леваев, владеющий в России компанией AFI Development, все же продал свой Bombardier Global 5000, а Давид Якобашвили два года назад расстался с Bombardier Challenger 604 и Gulfstream GV-SP.

Сможет ли привлечь новый проект в Кубинке VIP-клиентов из Внуково, Домодедово и Шереметьево? "Учитывая, что в Москве дефицит взлетно-посадочных полос, лишним аэропорт не будет, - полагает генеральный директор "Газпромавиа" Андрей Овчаренко. - Деловая авиация развивается, и в долгосрочной перспективе Кубинка может принести хорошие дивиденды". По его словам, вокруг Лондона, например, расположено множество аэропортов, и даже те, что находятся в 40-50 км от столицы, принимают самолеты бизнес-авиации. "В Москве везде мест для стоянок самолетов не хватает, - соглашается Давид Якобашвили. - Если Кубинка предложит хорошие условия по содержанию авиапарка, туда потянутся владельцы воздушных судов. Даже миллиардеры считают деньги и не станут лишний раз переплачивать за необоснованно дорогие услуги".

Руководители фирм - операторов джетов говорят, что их решение о переезде в Кубинку будет приниматься в зависимости от двух факторов: ценового предложения и беспроблемного автомобильного трафика. Аэропорт расположен примерно в 40 км от МКАД, а Минское шоссе имеет достаточно напряженный трафик. "Кубинка может оказаться даже лучше Шереметьево с точки зрения транспортной доступности, - рассуждает начальник ОВК "ЛУКОЙЛ Авиа" Олег Белан. - 12,5 км от МКАД до Шереметьево можно ехать два часа, а до Кубинки есть вариант добраться объездными путями".

"Клиенту нужны хороший терминал и возможность быстро до него добраться, - подчеркивает генеральный директор компании-оператора Jet Transfer Александр Евдокимов. - Хорошие терминалы есть везде, а вот с трассами всюду проблемы. Если сделать хорошую дорогу, Кубинка - прекрасный вариант для бизнесменов".

Помочь Сулейману Керимову может и проект Большой Москвы - присоединение к городу новых территорий и вывод за МКАД госучреждений. Предполагается, что на присоединяемом участке к западу от сегодняшней границы Москвы будет размещен Международный финансовый центр - новые здания министерств и ведомств. Расстояние от анклава до МКАД составляет примерно 25 км, а до территории Рублево-Архангельского, где планируется создание финансового центра, - около 17 км. Приблизительно в 35 км от него находится Кубинка. "Если на западе от Москвы появится новый административно-деловой центр, то этот аэродром оказывается под боком, - отмечает Роман Гусаров. - Тогда проект получает совсем другие перспективы".

Аэропорт Рублевский

Сроки окупаемости проектов терминалов бизнес-авиации составляют примерно от 5 лет. Такой временной отрезок заложили, в частности, в Шереметьево. Но это, похоже, не про Кубинку. Хорошая скоростная магистраль, которая может через несколько лет дотянуться до аэропорта, и даже создание поблизости нового делового центра не способны, по мнению экспертов, сделать проект аэропорта только для деловой авиации окупаемым. Аэропортовые сборы для бизнес-джета на порядок ниже, чем для регулярного авиалайнера. Кроме того, регулярные рейсы авиакомпании выполняют как минимум раз в сутки, а VIP-борта летают редко. "Аэропорт, ориентированный исключительно на бизнес-авиацию, никогда не сможет быть рентабельным", - уверен Евгений Бахтин. По его мнению, цель Сулеймана Керимова не заработать, а организовать "домашний аэропорт" для жителей Рублево-Успенского шоссе, предоставить им один из новых сервисов". Ведь переселить чиновников за город и не предоставить им возможности летать было бы издевательством. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сам аэродром достался господину Керимову практически даром. "Это не рыночная продажа, а социальная нагрузка", - полагает Роман Гусаров. Ни в одном из существующих бизнес-терминалов столицы нет условий для приема делегаций высокого уровня, то есть для тех, кто по разным соображениям опасается или не хочет пользоваться услугами даже VIP-терминалов. Очевидно, что аэродром чиновникам нужен, а уж заработать Сулейману Керимову дадут в другой раз....
Авторские права на данный материал принадлежат «Компания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка