О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Национальный праздник

Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер

Во вторник, 31 января, ВВС Индии объявили победителя международного тендера на поставку 126 средних многофункциональных боевых самолетов (MMRCA), стартовавшего еще в августе 2007 года. Из шести претендентов, в числе которых были американские F-16C/D и F/A-18E/F, шведский JAS 39 Gripen и российский МиГ-35, к 27 апреля 2011 года в конкурсе осталось лишь двое - французский Rafale и европейский Typhoon. К удивлению многих окончательный выбор Индия остановила именно на Rafale. В ближайшее время французская компания Dassault, как ожидается, подпишет с Индией первый в истории истребителя экспортный контракт, сумму которого оценивают в 10,4 миллиарда долларов.

Впервые Индия задумалась о покупке 126 средних истребителей на замену устаревшим советским МиГ-21 еще в 2001 году. Изначально индийские ВВС приглядывались к самолетам с максимальной взлетной массой до 20 тонн. К этой категории, в частности, относится предшественник Rafale Mirage 2000, стоящий на вооружении военно-воздушных сил Индии. Впоследствии ограничение в 20 тонн по максимальной взлетной массе решили снять.

В 2004 году Индия направила запрос на предоставление информации о своих самолетах четырем компаниям: американской Lockheed Martin (F-16 Fighting Falcon), российской РСК "МиГ" (прототип МиГ-29 ОВТ), шведской Saab (JAS 39 Gripen) и французской Dassault (Mirage 2000). С объявлением начала конкурса Индия не спешила и французы решили вместо Mirage предложить индийцам более новый Rafale. РСК "МиГ" также заменила первоначальное предложение на новый МиГ-35.

Окончательный состав участников тендера был утвержден в 2007 году и расширен до шести претендентов - к конкурсу присоединились F/A-18E/F Super Hornet производства Boeing и Eurofighter Typhoon.

Согласно условиям тендера, его победитель должен был поставить Индии 18 машин в собранном состоянии, а оставшиеся 108 самолетов Индия хотела производить своими силами по лицензии на заводах Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Также тендер предусматривал опцион на покупку еще 64 истребителей. Из-за беспрецедентной для Индии суммы контракта, которая оценивалась в 10,4-12 миллиардов долларов, СМИ прозвали MMRCA "матерью всех сделок".

К отбору и оценке конкурсантов Индия подошла со свойственной ей щепетильностью. Сообщалось, что самолеты индийские эксперты оценивают аж по 643 параметрам. Это, возможно, в конечном счете и отразилось на неоднократном переносе сроков завершения тендера. Изначально объявить победителя Индия намеревалась к концу 2010 года, однако результаты сравнительных испытаний шести истребителей ВВС получили только 30 июля 2010 года. В феврале 2011 года возможной датой окончания тендера называли уже сентябрь того же года и даже начало 2012 года.

С двумя финалистами конкурса, Rafale и Typhoon, Индия определилась в конце апреля 2011 года. Как пояснили представители индийских ВВС, только эти самолеты полностью удовлетворяли предъявляемым требованиям. По каким именно критериям были отобраны именно эти истребители, до конца не ясно. Сообщалось, впрочем, что Индия достаточно быстро отказалась от самолетов с одним двигателем (F-16 и JAS 39 Gripen). В российском МиГ-35 заказчиков не устроили двигатели РД-33 и РЛС "Жук-А". Чем не угодил Индии F/A-18E/F Super Hornet от Boeing, остается тайной.

Из двух самолетов, вошедших в короткий список MMRCA, большинство экспертов отдавали предпочтение Typhoon, называя Rafale слишком дорогим (стоимость французского самолета в максимальной комплектации доходила до 124 миллионов долларов против 120 за Typhoon). Тем не менее, в итоге Индия отдала предпочтение Dassault, предложившей за каждый из 126 самолетов на четыре миллиона долларов меньше, чем концерн EADS, представлявший в конкурсе консорциум Eurofighter. Кроме того, индийцев привлекло идеологическое сходство Rafale с его предшественником в лице Mirage 2000, который получил высокие оценки ВВС в ходе пограничного конфликта с Пакистаном в 1999 году, также известном как Каргильская война.

Сравнительные характеристики финалистов MMRCA
СамолетDassault RafaleEurofighter Typhoon
Длина15,27 метра15,96 метра
Размах крыла10,80 метра10,95 метра
Масса9,5 тонны11 тонн
Максимальная полезная нагрузка9,5 тонны7,5 тонны
Максимальная взлетная масса24,5 тонны23,5 тонны
ДвигательДва SNECMA M88-2Два Eurojet EJ200
Тяга50 кН каждый60 кН каждый
Тяга на форсаже75 кН каждый90 кН каждый
Тяговооруженность1,131,18
Топливо (внутренние баки)4,7 тонны4,996 тонны
Максимальная скорость2,07 тысячи километров в час2,3 тысячи километров в час
Боевой радиус1800 километров1390 километров
Рабочий потолок17 километров19,812 километров
Скороподъемность305 метров в секунду315 метров в секунду
Стоимостьот 85 до 124 миллионов долларов (в зависимости от комплектации)120 миллионов долларов

Для Франции победа в индийском тендере имеет национальное значение. В декабре 2011 года министр обороны Франции Жерар Лонге (Gerard Longuet) заявил, что если до 2018 года Dassault не получит ни одного экспортного заказа на Rafale, их производство, начатое с конца 1980-х годов, будет свернуто. В настоящее время французская компания выполняет национальный заказ на 180 истребителей, последний из которых сойдет с конвейера как раз в 2018 году.

Министерство обороны Франции гордится своим самолетом и давно рекламирует его другим странам на различных авиационных шоу, включая российский МАКС. В 2006 году Dassault вела переговоры о продаже 18 истребителей Ливии на 3,2 миллиарда долларов. Как сообщалось, к 2010 году стороны находились на грани заключения сделки, однако подписать контракт так и не удалось. В феврале 2011 года Rafale все-таки прилетели в Ливию, но уже в составе объединенных сил НАТО, вставших на сторону ливийских повстанцев в борьбе с Муаммаром Каддафи.

Помимо Ливии интерес к Rafale, который Франция считает наиболее совершенным истребителем четвертого поколения, проявили Объединенные Арабские Эмираты, Швейцария и Бразилия.

Тендер на поставку 60 истребителей ОАЭ объявили в 2008 году, однако в ноябре 2011 года от французских самолетов арабы решили отказаться, назвав предложение Dassault "неконкурентным и нерабочим". Бразильский конкурс, в котором основным конкурентом Rafale выступал более дешевый и простой в обращении JAS 39 Gripen, начался в 2007 году, но весной 2011 года был приостановлен из-за нехватки средств.

Швейцария в своем тендере, призванном найти замену устаревшим F-5 Tiger II, остановила свой выбор на Gripen. Шведским истребителям в конкурсе помогла их относительно низкая стоимость - 22 машины обойдутся швейцарским ВВС в 3,3 миллиарда долларов.

Таким образом, индийский тендер буквально стал последней надеждой французских авиастроителей. Как передает Bloomberg, после сообщений о победе в MMRCA акции Dassault Aviation SA выросли на 18 процентов до 725 евро за штуку, побив максимум за 22 года. По словам президента Франции Николя Саркози, которого цитирует France TV, значимость столь крупной сделки с Индией для страны выходит за пределы Dassault, за пределы авиации, и придает уверенности всей французской экономике. "Этого дня мы ждали 30 лет", - заявил Саркози....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка