О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Суд снизил сумму иска по-военному просто

Минобороны не удалось отсудить у самарского ОАО "Кузнецов" более 544 млн руб. пени и штрафов за срыв сроков ремонта двигателей НК-32. Поддержав истца в целом, арбитраж в разы снизил сумму претензий, обязав завод выплатить лишь порядка 13 млн руб.

Министерству обороны не удалось отсудить у самарского ОАО "Кузнецов" более 544 млн руб. пени и штрафов за срыв сроков ремонта двигателей НК-32. Поддержав истца в целом, московский арбитраж в разы снизил сумму претензий, обязав завод выплатить лишь порядка 13 млн руб. Хотя, по мнению экспертов, военное ведомство изначально не имело шансов получить неустойку, в разы превышающую сумму контракта.

Московский арбитражный суд вынес решение по иску к самарскому ОАО "Кузнецов". По данным источника "Ъ" в московском арбитраже, в заявлении Минобороны речь шла о заказе на ремонт двигателей НК-32, который предприятие получило еще в 2008 году (до преобразования в 2010 году ОАО "Кузнецов" называлось ОАО "Моторостроитель"). Сумма самого заказа изначально составляла 170,48 млн руб. Он был частично выполнен в 2008 году и частично - в 2009 году. Иск со стороны Минобороны был получен в начале октября 2011 года. Тогда, по сведениям "Ъ", военное ведомство требовало порядка 541 млн руб. в качестве неустойки и около 3 млн руб.- за пользование авансом. В результате арбитраж решил взыскать с завода лишь порядка 13 млн руб., оценив неустойку в 10 млн руб. Остальную сумму ответчику следует выплатить за пользование авансом.

ОАО "Кузнецов" - крупнейшее предприятие авиационного и космического двигателестроения. В апреле 2010 года переименовано из ОАО "Моторостроитель" в ОАО "Кузнецов". ОАО "УК "Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)" принадлежит 62,49% акций предприятия, ОАО "ОПК "Оборонпром" - 31,94%, остальные 5,57% - миноритарным акционерам-физлицам. По итогам трех кварталов 2011 года получило убыток более чем в 730 млн руб. при выручке в 2,6 млрд руб.

В пресс-службе Минобороны решение суда официально комментировать не стали. Источник "Ъ" в военном ведомстве уточнил, что "практика применения судебных исков за несвоевременное исполнение контракта и тем более за срыв будет применяться повсеместно, и идти на уступки в этом вопросе никто не собирается". По сведениям "Ъ", именно такой стратегии при невыполнении обязательств по контрактам будет придерживаться первый замминистра обороны Александр Сухоруков. Пресс-секретарь ОДК Анастасия Денисова сообщила, что в ОАО "Кузнецов" согласились с сутью претензий Минобороны, однако ходатайствовали о снижении суммы. "Длительное отсутствие заказа на новые двигатели и даже на их ремонт привело к тому, что у предприятий-комплектаторов произошел высокий износ оснастки и оборудования, были утрачены технологические и производственные возможности изготовления новых деталей, узлов и комплектующих. Это оказало влияние на сроки выполнения госзаказа",- посетовала госпожа Денисова.

Предлагая уменьшить сумму выплат, в ОАО "Кузнецов" ссылались на то, что Минобороны "некорректно" высчитало пени, начислив их "на всю сумму контракта, не учитывая срок поставки заказчику каждого конкретного двигателя". Отметим, что за последний год Минобороны не впервые выставляло финансовые претензии к самарскому предприятию. Летом ведомство пыталось взыскать в суде 61,47 млн руб. за срыв сроков по исполнению контракта, заключенного еще в июне 2009 года. Завод должен был к ноябрю того же года провести капитальный ремонт 28 авиадвигателей НК-12МП, однако в срок поставил лишь 21 двигатель. Московский арбитраж обязал предприятие выплатить 2 млн руб., сочтя запрошенную Минобороны сумму неустойки завышенной. Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил это решение, не согласившись с жалобой Министерства обороны.

Эксперты считают, что у военных изначально не было шансов получить более 500 млн руб. неустойки. Партнер юридической компании "Налоговик" Дмитрий Липатов полагает, что Минобороны "подошло к вопросу взыскания штрафа чересчур формально", высчитывая сумму неустойки. "Ни при каких обстоятельствах сторона контракта не обязана платить за просрочку исполнения своих обязательств в три раза больше цены такого контракта",- считает юрист. Он говорит о сложившейся практике, когда "неустойка не может превышать половину оценки самого обязательства по договору". "Если Минобороны и выиграет в вышестоящей инстанции, то сумма взыскиваемой неустойки не увеличится существенно",- добавляет эксперт.

Аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин отмечает регулярность подобных процессов с участием Минобороны. По мнению господина Маркина, несмотря на значительное уменьшение исковых требований, решение суда будет "болезненно воспринято производством". "Компания находится в затруднительном финансовом положении и несет серьезные потери, что связано с нюансами учетной политики и слиянием четырех обществ (ОАО "Моторостроитель", СНТК имени Кузнецова, ОАО СКБМ, ОАО АВиТИ.- "Ъ"), у которых были отрицательные активы. И согласно последней отчетности непокрытый убыток предприятия составил 731 млн руб."....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка