О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Протест на выброс

Китай первым из авиационных мировых держав запретил своим авиакомпаниям оплачивать "налог на выбросы углекислого газа", введенный с 1 января в странах Европейского союза

Китай первым из авиационных мировых держав запретил своим авиакомпаниям оплачивать "налог на выбросы углекислого газа", введенный с 1 января в странах Европейского союза. США и Россия, которые также рассматривают такую возможность, пока не нашли юридических способов противодействовать европейскому нововведению. Оно вызывает единодушное осуждение со стороны всех неевропейских стран, а также международных авиационных организаций, однако ЕС отказывается смягчить введенный порядок.

Управление гражданской авиации Китая запретило местным авиакомпаниям выплачивать европейские сборы за выброс парниковых газов, а также любые другие дополнительные платежи без специального разрешения правительства. Об этом вчера сообщило информационное агентство "Синьхуа". В сообщении подчеркивается, что инициатива об издании распоряжения исходит из Госсовета КНР. То есть решение принято на самом высоком политическом уровне.

По сути дела, в ответ на отказ от оплаты "парниковых сборов" ЕС вынужден будет закрыть свое воздушное пространство для китайских самолетов, и прямое воздушное сообщение между двумя важнейшими экономическими центрами должно прерваться. Напряжение ситуации слегка нивелируется тем, что выплаты согласно новым европейским правилам предусмотрены раз в год по его итогам. То есть до реальных финансовых расчетов дело дойдет в январе 2013 года. А пока у европейских и китайских чиновников есть время, чтобы поиграть друг у друга на нервах.

Начиная с этого года ЕС решил постепенно распространить на авиацию процедуру торговли квотами на выброс парниковых газов, предусмотренную для промышленных предприятий Киотским протоколом. Это международное соглашение, нацеленное на предотвращение глобального потепления, заключенное в 1997 году и ратифицированное 180 государствами мира, не касается воздушного транспорта. Однако ЕС намерен в одностороннем порядке и в пределах территории своих государств включить авиакомпании в европейскую схему торговли квотами на выбросы (EU ETS). За отправную точку принят объем выбросов, зафиксированный в 2010 году для каждой компании, летающей в Европу, местной или базирующейся за пределами Евросоюза. Этот объем будет разбит на две части. Часть квоты авиакомпания сможет использовать бесплатно, остальное будет приобретаться на специальных аукционах. Бесплатная часть будет постепенно сокращаться. Предполагается, что это создаст со стороны авиакомпаний спрос на более "чистые" по экологическим стандартам самолеты и двигатели, сократит общий уровень загрязнения атмосферы.

Поскольку схемой предусмотрен аукционный механизм реализации "платных" квот, пока никто не может с точностью определить, сколько они будут стоить. Например, заместитель министра транспорта России Валерий Окулов в прошлом году прогнозировал, что российским авиакомпаниям участие в EU ETS обойдется в 20-25 млн евро в год. А руководство "Аэрофлота" тогда же подсчитало, что только главному авиаперевозчику страны придется за 2012 год выложить 40 млн евро, а суммарно до 2025 года - 800 млн евро. Текущий год, когда механизм аукционов по квотам для авиации будет впервые запущен, покажет, чьи расчеты ближе к правде.

Однако крупные неевропейские авиационные державы, в первую очередь США, Индия, Китай, а также Россия не согласны с европейским механизмом в принципе, безотносительно к стоимости квот. Впрочем, пока их протесты, поддержанные Международной организацией гражданской авиации ООН (ICAO), не сумели поколебать позицию руководства Евросоюза.

Очередной раунд безрезультатных переговоров на эту тему между Россией и ЕС прошел в Брюсселе 26 января. По его итогам постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов заявил, что в данном случае ЕС противопоставил себя всему остальному миру. Полпред повторил известную российскую позицию, что в деле снижения выбросов углекислого газа "любые меры, регулирующие этот режим, конечно, должны быть плодом коллективных решений ( в масштабах всей планеты. - "МН"), а не односторонних".

Кирилл Маркин из аналитического агентства "Инвесткафе" напоминает, что в прошлом году российская сторона заявила о готовности запретить отечественным авиакомпаниям закупать квоты, однако сделать это планировалось только после реакции остальных протестующих. "То есть изначально было заявлено о выжидательной позиции", - говорит Маркин. "Протест Китая вкупе с намерениями российского Минтранса законодательно запретить авиакомпаниям закупать квоты на выброс парниковых газов способен сподвигнуть США, Индию и Канаду также встать на более жесткую позицию, - считает аналитик. - Очевидно, что Евросоюз будет готов возобновить диалог на уровне ICAO только под серьезным давлением"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка