О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапром подсадят на триллион

Государство готово выделить на авиапромышленность 1,7 трлн руб.

Минпромторг подготовил государственную программу по развитию авиационной промышленности до 2025 года. Ее реализация потребует 1,7 трлн руб. бюджетных средств. С помощью этих денег производители авиационных компонентов должны выйти на мировой уровень и начать поставлять свою продукцию крупнейшим иностранным компаниям. Среди других ключевых задач - увеличение доли на мировом рынке самолетостроения до 10%, в вертолетном производстве - до 30%. Документ должен быть утвержден в апреле 2012 года.

Как стало известно "Ъ", в декабре 2012 года Минпромторг представил на согласование в профильные ведомства новый вариант госпрограммы "Развитие авиационной промышленности" на период 2012-2025 годов. Документ должен был быть представлен в правительство еще год назад - в апреле 2011 года, но тогда Минпромторг подготовил лишь концепцию. Она не устроила правительство из-за отсутствия программных мероприятий и несоответствия предлагаемых объемов финансирования бюджету 2012-2013 годов. В итоге прошлым летом правительство поручило доработать госпрограмму и представить ее в первой половине 2012 года.

Подготовленный документ, подписанный 8 декабря 2011 года замминистра промышленности Денисом Мантуровым (сейчас и.о. министра), описывает основные задачи развития авиационной отрасли до 2025 года. Среди них достижение 10% мирового рынка продаж гражданского самолетостроения, 27-30% - в вертолетостроении и доведение доли отечественных комплектаторов к 2020-2025 годам до уровня не менее 70% в стоимости комплектации российских самолетов.

Десятипроцентный порог объемов продаж мирового рынка позволяет перейти от режима медленного сокращения активов отрасли к ее устойчивому развитию, поясняется в документе. Достижение остальных показателей позволит России стать "третьем центром силы мировой авиационной промышленности (наряду с США и ЕС.- "Ъ")". Текущее же состояние отрасли Минпром характеризует технологическим отставанием на полтора поколения от уровня ведущих стран-производителей, неспособностью авиационных предприятий решать необходимые для поддержания конкурентоспособности отрасли крупные, комплексные, длительные задачи и т. д.

Программа поделена на подотрасли. Их семь: самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авиаприборостроение, авиаагрегатостроение, наука и технологии, автоматические летательные аппараты.

В самолетостроении разработчики документа предлагают сделать ставку на развитие гражданской авиации. Это объясняется тем, что, во-первых, производство военных самолетов в стране функционирует более или менее эффективно, а во-вторых, спрос на гражданские самолеты выше, что радикально удешевляет себестоимость комплектующих, в том числе и двойного назначения. Кроме того, развитие программ гражданских самолетов можно финансировать за счет продажи военной техники. Что касается продукции, то приоритет будет отдан самолетам Sukhoi SuperJet и МС-21, но они могут занять лишь 6,6% целевой доли мирового рынка. Для увеличения этой доли Минпром намерен запустить программу "Самолет-2020", в рамках которой будут создаваться новые продукты, включая самолеты малой авиации. Перспективы программ Ил-96, Ту-204СМ, Ан-148 описаны нечетко: в документе лишь отмечается, что этим программам требуется выстроить эффективную систему послепродажного обслуживания. Но в приложении к документу с указанием ежегодного объема финансирования говорится, что на МС-21 и SSJ государство готово до 2015 года ежегодно тратить на каждый 1,5-10 млрд руб., в то время как на реализацию текущих проектов (Ту-204СМ и Бе-200) планируется тратить по 37 млн руб. в 2012-2013 годах, после чего закончить господдержку проектов.

В вертолетостроении есть ряд проблем, которые "представляют угрозу для отрасли", признают в Минпромторге. Рыночные позиции созданного в 2007 году ОАО "Вертолеты России" укрепились, "позволив ему в 2011 году занять 17% мирового рынка по объему продаж вертолетной техники", однако продукция компании "характеризуется низкой ценой и средним уровнем качества, что не позволяет обеспечить ее массовую рыночную конкурентоспособность". Помимо повышения качества к 2016 году отрасль должна наконец создать новый легкий вертолет (2,5-4,5 т), завершить работы по созданию центров по производству отдельных компонентов и центров послепродажного обслуживания техники на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке.

С 2016 по 2020 год должны начаться массовый вывод на рынок гражданских вертолетов Ми-38, Ка-62, Ми-171А2 и разработка перспективной вертолетной техники, среди которой скоростной вертолет (с крейсерской скоростью до 350-450 км/ч, у обычного Ми-8 - около 230 км/ч).

При этом в программе указывается, что к 2016 году ОАО "Вертолеты России" должно стать публичной компанией (в 2011 году IPO компании было отменено), однако в приложении с финансовыми расчетами никаких доходов от продажи части акций основного игрока на этом рынке ни в одном из периодов не указано. Впрочем, и в других подотраслях доходов от проведения IPO также не предусматривается.

Проблемной Минпрому видится и отрасль агрегатостроения. В документе отмечается, что "на российском рынке авиаагрегатов практически отсутствуют компании, способные решать задачи, которые ставят авиастроители при реализации новых программ". Сейчас на рынке есть одна вертикально интегрированная структура - ОАО "Концерн "Авиационное оборудование" (входит в ГК "Ростехнологии" и объединяет 37 предприятий, часть из них планируется продать, оставив в составе всего 19 компаний во главе с ОАО "АКБ "Якорь", следует из документа) и самостоятельные предприятия. Чтобы консолидировать отрасль и повысить конкурентоспособность продукции, Минпром планирует осуществлять государственную поддержку только тех предприятий, которые будут побеждать в тендерах на участие в перспективных программах. Помимо концерна "Авиационное оборудование" в документе в качестве участников нескольких таких программ указаны "Аэроэлектромаш", АОКБ "Импульс", НПП "Наука", НПО "Родина", "Аэросила" и другие. На базе ОАО УМПО, Пермского моторного завода, НПО "Сатурн" и ОАО "Кузнецов" планируется создать центры технологической компетенции для выпуска серийной продукции (литье, турбины и т. п.)

Проект развития отечественного авиаприборостроения планируется реализовывать на базе концерна "Авиаприборостроение" (также входит в ГК "Ростехнологии"). Ожидается, что в 2012-2013 годах концерн завершит формирование дивизиона гражданского и боевого авиаприборостроения, после чего (в 2014-2018 годах) будет налажено серийное производство бортового оборудования нового поколения, что позволит снизить долю иностранных приборов в продукции ОАК до 50-70%, а к 2025 году - до 20%.

Всей госпрограммой, по мнению Минпрома, должен управлять специально созданный наблюдательный совет. В него войдут по одному представителю от Минпрома, Минобороны, Минтранса, ГК "Ростехнологии", ОАО ОАК, ФГУП ЦАГИ, а также три эксперта, не являющиеся работниками отраслевых компаний. Среди инновационных (технологическое отставание) и маркетинговых (отсутствие спроса на продукцию) рисков, которые сопровождают программу, разработчики документа отмечают неопределенность последствий вступления в ВТО. Поэтому для развития отечественного авиапрома Минпромторг планирует сохранить максимально возможные для ВТО пошлины на иностранные самолеты (7,5% - для широкофюзеляжных, 12,5% - для узкофюзеляжных и 8% - для региональных).

"Очевидно, что финансирование авиапрома, которое в последние годы шло по нарастающей, не будет продолжаться вечно",- говорит глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его словам, госпрограмма должна решить несколько сверхзадач: найти инструменты поддержки отрасли в условиях ВТО, защитить промышленность от рисков освоения новой продукции, перенося риски на научные организации, дать промышленности большую свободу, а не прописывать, сколько и каких самолетов и двигателей надо делать. "По сути, программа дает последний импульс суботраслям, которые либо встанут на рыночные рельсы и смогут интегрироваться в мировой рынок, либо умрут",- резюмирует аналитик.

Официально в Минпроме комментировать детали госпрограммы отказались, сославшись на то, что проект "находится в стадии рассмотрений согласований и доработок с участием заинтересованных организаций и федеральных органов исполнительной власти". Сам документ должен быть представлен правительству в апреле 2012 года, добавили в пресс-службе министерства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка