О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ТАИФ выиграл в воздушном бою у "Ак Барс Холдинга"

Авиастроительный гигант Bombardier может открыть в Казани свой первый авторизованный центр в России

Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", группа компаний "Тулпар" претендует на открытие в Казани авторизованного центра по обслуживанию самолетов мирового аэрокосмического гиганта - Bombardier Aerospace. С дистанции сошел один из главных конкурентов - "Ак Барс Аэро", но в спину дышит другой достойный соперник - новосибирский "Сибирь Техник". Все решится в течение двух-трех месяцев.

Козыри "Тулпар"

Именно вопрос создания авторизованного центра обсуждался 8 февраля в Казани на встрече премьер-министра РТ Ильдара Халикова и двух вице-президентов Bombardier Aerospace.

Как рассказал газете "БИЗНЕС Online" председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким, один из них - Эрик Мартел - отвечает за техническое и гарантийное обслуживание, второй - Майкл МакАду - за международную торговлю. "Они приезжали посмотреть, соответствует ли "Тулпар" (прежде всего, "Тулпар Техник" и "Тулпар Интерьер") требованиям, предъявляемым "Бомбардье" к своим авторизованным центрам, - сообщил Хаким. - То есть, возможно, в Казани появится авторизованный центр "Бомбардье". Решение будет принято в течение двух-трех месяцев… Остались ли они довольны увиденным? Они же канадцы - никогда открыто предпочтений не высказывают. Теперь "Тулпар Техник" надо пройти аудит Европейского агентства по авиационной безопасности ("Тулпар Интерьер" его уже прошел, есть положительное заключение, в течение месяца получим сертификат), который начнется в конце февраля. Если все будет нормально, где-то в конце марта получим сертификат. После этого еще раз приедут канадцы, видимо, рангом пониже, и будет принято решение".

По словам Хакима, авторизованный центр Bombardier для России и СНГ будет однозначно, только вопрос: "Где?". В финал конкурса вместе с "Тулпар" вышло новосибирское ООО "Сибирь Техник". По словам руководителя ГК "Тулпар", шансы его компании значительны: "У любого предприятия есть плюсы и минусы. Наш единственный минус - отсутствие большого опыта обслуживания западных самолетов (зато по российским машинам - опыт огромный). Минусы конкурентов - отсутствие подразделений по изготовлению и ремонту интерьеров. Это очень важно, и соответственно, наличие интерьерного центра - козырь "Тулпар". Плюс - ангар у нас более современный, а к июню закончим строительство второго. Плюс мы не "заточены" на одну авиакомпанию: нам без разницы, какой самолет обслуживать - тулпаровский, акбарсовский, ютэйровский… Одновременно "Тулпар" проходит аудит Deutsche Bank - на соответствие требованиям западных финансовых структур. Ведь сегодня западные банки выделяют российским компаниям деньги на приобретение самолетов, только если они зарегистрированы за рубежом, и их оператор - зарубежный. Сейчас мы пытаемся доказать, что тоже можем войти в этот список. К тому же наши банки таких лизинговых схем не предлагают: в России 9 процентов за счастье, а так - 11 - 12 процентов в лучшем случае. А на Западе можно получить долгосрочные (на 10 - 15 лет) кредиты под 4 - 8 процентов. Аудит банка закончится примерно через месяц".

"Авиационные" деньги утекают из России

Рынок технического обслуживания и ремонта (ТОиР) самолетов иностранного производства для России очень перспективен. Такие борта уже составляют 46% всего парка отечественных авиакомпаний (а их доля в перевозках - 83%, на современные российские самолеты приходится 6%, на старые российские и советские - 11%). А еще четыре года назад "иномарок" было всего 12%! И региональных самолетов иностранного производства пока будет становиться все больше (советских почти не осталось, новых российских почти нет). В конце прошлого года минтранс РФ разработал правила предоставления субсидий на их закупку. Финансирование программы должно начаться в этом году.

По подсчетам Хакима, в России сегодня эксплуатируется 87 коммерческих "бомбардиров". Также следует учитывать, что в России очень популярны административные самолеты (в обиходе их называют бизнес-джетами) производства Bombardier. На долю самолетов серий Learjet, Challenger и Global приходится треть общего парка корпоративных бортов РФ и стран СНГ. Сегодня Объединенная национальная ассоциация деловой авиации оценивает парк контролируемых россиянами бизнес-джетов в 450 самолетов (в 2008 году их было чуть более 300). По данным аналитиков Bombardier, до 2019 года в Россию и СНГ будут поставлены 650 бизнес-джетов, и парк машин такого класса в регионе достигнет 925 машин. Сегодня, по словам Хакима, в России эксплуатируется порядка 40 - 50 административных Bombardier.

Как отмечает глава агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, "полноценной инфраструктуры для обслуживания всех этих судов в России нет. Количество мест, где можно проводить техобслуживание, минимально". Объем рынка ТОиР на постсоветском пространстве в 2010 году составил $830 млн. - такова оценка партнера консалтинговой компании AeroStrategy. Из этой суммы на долю России приходится 61% ($500 млн.), стран Балтии - 8%, остальных постсоветских государств - 31%. При этом российские провайдеры ТОиР рынок теряют - большинство эксплуатируемых в России воздушных судов (ВС) либо обслуживается за рубежом, либо для этого привлекаются иностранные заказчики. По данным генерального директора "Сибирь Техник" Андрея Денисенко, Россия недосчитывается около $1,5 млрд. в год - столько уходит зарубежным провайдерам услуг ТОиР. "Если бы только кто-нибудь осознал, какие огромные деньги за уходят из России в Прибалтику, Турцию, Узбекистан, Германию, Финляндию, Швецию! - восклицает Хаким. - Да трудно сказать, в каких странах сегодня российские самолеты не проходят техническое обслуживание! Хотя за границей люди не умнее нас и не работоспособнее".

ТАИФ - это еще и авиация

Словом, успевшие к дележу российского рынка получат колоссальное конкурентное преимущество.

Год назад руководство ОАО "Холдинговая компания "Ак Барс" заговорило о том, что предоставление авиакомпанией "Ак Барс Аэро" (входит в структуру холдинга) услуг по обслуживанию воздушных судов мировых производителей может стать дополнительным источником дохода для республики. Заместитель генерального директора "Ак Барс Аэро" Аксан Гиниятуллин (ныне - генеральный директоро ОАО "Авиакомпания "Татарстан") рассказал тогда газете "БИЗНЕС Online", что в программе компании есть планы по созданию центра по обслуживанию самолетов иностранного производства. "Обслуживание хотелось бы обеспечить с максимальной глубиной, - пояснил Гиниятуллин. - Конечно, в первую очередь обеспечим свой авиапарк, но примем и любую организацию, которая бы хотела обслужить свои воздушные суда по приемлемой цене… CRJ-200 - стартовая позиция. В дальнейшем, надеемся, это будет вся серия - и коммерческие лайнеры, и бизнес-джеты".

Тогда же аналогичные планы озвучила и "Тулпар". Относительно грядущей конкуренции с "Ак Барс Аэро" Хаким говорил: "Мы предлагали коллегам кооперацию, но они предпочитают идти своим путем. Я только за конкуренцию. Думаю, работы хватит всем. У "Тулпар" есть запланированные объемы, и мы не рассчитываем на самолеты авиакомпаний "Татарстан" и "Ак Барс Аэро", у нас свои заказчики, партнеры". Вчера корреспондент "БИЗНЕС Online" вновь поинтересовался у Хакима, что ему известно о "бомбардирских" планах "Ак Барс Аэро". "Не могу ничего говорить за конкурентов, - ответил глава "Тулпар". - Но "Ак Барс Аэро" "заточена" на другие вещи - регулярные региональные перевозки, и взяться еще и за центр ей будет очень тяжело. Если приоритет - перевозки, то техническое обслуживание будет на втором плане. Тем не менее они прошли сертификацию того же европейского агентства и на легкие формы для CRJ200 допуск получат".

Корреспондент "БИЗНЕС Online" попросил прокомментировать ситуацию генерального директора ОАО "Ак Барс Аэро" Петра Трубаева. "Отказались ли мы от планов открытия центра по обслуживанию "Бомбардье"? В перспективе посмотрим, - осторожно отметил Трубаев. - Мы сейчас на стадии получения сертификата Европейского агентства по авиационной безопасности на обслуживание наших CRJ200: форму в 500 часов заявили - так называемый А-check. Данный этап завершим, а там посмотрим. Думаю, до первой половины марта сертификат получим, это веха в нашем развитии, готовились не один год… А открытие центра "Бомбардье" - большое дело для татарстанской авиации, желаю коллегам успеха на этом поприще".

Как заверил газету "БИЗНЕС Online" Хаким, техническое обслуживание канадских самолетов "Тулпар" будет проводить "по-любому" - независимо о того, станет он авторизованным центром Bombardier или нет. "Для этого у нас все готово, - рассказал он. - Приоритет будет отдаваться "Бомбардье", а еще у нас люди подготовлены на семейство "Боинг-737 Классик". Шаг за шагом начнем осваивать обслуживание всего семейства "Бомбардье" (CRJ-100, -200, -700, -900, - 1000; Challenger-300, -600, -601, -604, -605, -610, -850 - авт.) и предполагаем дойти до С-check (тяжелая форма обслуживания самолетов - авт.). Продолжим работать в полном объеме над самолетами российского производства: думаю, в ближайшие пять лет Як-40 и Як-42 будут летать, во всяком случае, на Севере им по большому счету альтернативы нет". Хаким подчеркнул, что уже сегодня у "Тулпар" есть предварительный контракт с "ЮТэйр" на обслуживание имеющихся в парке этой авиакомпании пятнадцати Bombardier CRJ200. Плюс с "ЮТэйром" подписан контракт на интерьерное сопровождение самолетов.

По словам Хакима, сил на все это хватит: сегодня в "Тулпар Техник" работают 200 человек, а в "Тулпар Интерьер" - 120. Финансовая подпитка идет со стороны ОАО "ТАИФ". "Через поручительство ТАИФ мы получили пятилетний кредит на 150 миллионов рублей. Плюс ТАИФ финансирует строительство ангара". В связи с этим отметим, что ТАИФ явно заинтересовался авиабизнесом. Если в апреле прошлого года компания стала совладельцем авиакомпании "Тулпар Эйр", то в мае того же года стало известно о том, что она купила еще и "более 20%" акций "Тулпар Техник".

Татарстан + Bombardier =…

Каковы шансы Казани заполучить авторизованный центр мирового авиагиганта? Отметим, что руководители Bombardier Aerospace часто наведываются в республику, а недавно гостем "Ак Барс Холдинга" был посол Канады в России Джон Слоан. Сегодня в "Ак Барс Аэро" летают 8 пассажирских самолетов Bombardier CRJ200, и до конца этого полугодия компания получит еще 7. Также "барсы" эксплуатируют четыре бизнес-"бомбардира": два Challenger 604, Challenger 605 и Challenger 850. В авиапарке "Тулпар" - два Challenger 300 и Global 5000, а скоро будет еще и Challenger 850.

Как сообщили недавно газете "БИЗНЕС Online" в московском представительстве Bombardier Aerospace, на Татарстан приходится больше всего зарегистрированных в России административных самолетов этой фирмы: "Вы в этом смысле самая передовая республика. В других регионах, где вообще есть наши административные самолеты, их не более чем по два-три. А по коммерческим лайнерам "Ак Барс Аэро" идет вслед за "ЮТэйр", у которого 15 машин… Для "Бомбардье" Татарстан представляет большой интерес, это один из наших ведущих региональных партнеров и очень надежных партнеров"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка