Автор: Елена Глушкова
Опубликовано: 14.02.2012, 18:48
 

До полигона не долетел

Фронтовой бомбардировщик Су-24 разбился около уральской деревни, экипаж успел катапультироваться и остался жив


[image]

13 февраля самолет Су-24М вылетел с аэродрома под Челябинском к полигону в Сафакулевском районе Курганской области. Именно там, на учебном полигоне рядом с деревней Некрасовка, отрабатывали навыки бомбометания курсанты Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов (ЧВВАКУШ). Туда же совершают учебно-тренировочные полеты и экипажи бомбардировщиков гвардейской краснознаменной оршанской ордена Суворова авиационной базы первого разряда, несколько лет назад передислоцированной из Забайкалья под Челябинск, в поселок Шагол.

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе главного военного следственного управления (ГВСУ) СК РФ, Су-24М упал около девяти часов вечера в 3 км от деревни Калмык-Абдрашево Сафакулевского района Курганской области.

По информации челябинских СМИ, ссылающихся на сотрудников авиабазы, самолет упал на лед озера Большой Кошколь. А катапультировавшихся летчиков нашли в лесу, на берегу озера, рядом с местом аварии. Само озеро Большой Кошколь невелико - немногом более квадратного километра. На его берегу стоят дома жителей Калмык-Абдрашево.

"Если по прямой, то от деревни до берега озера около 500 метров", - рассказал Interfax-Russia.ru начальник отдела ГО и ЧС и МОБ администрации Сафакулевского района Ильяс Садретдинов. Впрочем, он не подтвердил появившуюся в интернете информацию о том, что самолет упал рядом с жилыми домами.

"По информации командования части, потерпевший крушение самолет упал вдали от любого населенного пункта, то есть не представлял опасности для гражданского населения. Неправда. Созвонился с местным жителем, самолет упал возле деревни Калмык-Абдрашево в 10-15 метрах от крайнего жилого дома. До полигона не долетел 20 км. В данной ситуации больше верится местным жителям, чем командованию части", - заявил один из участников обсуждения ЧП на популярном интернет-форуме Челябинска.

В то же время, по словам Ильяса Садретдинова, если бы самолет действительно упал так близко, то "от половины деревни ничего бы не осталось". В то же время жители района надеются, что из-за аварии тренировочные полеты и бомбометания будут приостановлены хотя бы на время.

Прошлым летом курганцы уже протестовали против интенсивных полетов бомбардировщиков в небе над областью. "Полигон здесь расположен давно, служил для обучения авиаторов еще в советские времена. Потом полеты прекратились. Но примерно полгода назад начались вновь. Мы понимаем, что штурманов надо обучать, но рев современных самолетов очень мешает жителям окрестных деревень", - пояснял тогда Interfax-Russia.ru заместитель главы администрации Сафакулевского района Николай Абрамов.

Все дело в том, что перед учебным бомбометанием самолеты заходят на цель и летят очень низко. Отсюда и рев двигателей. "А бомбят они и днем, и ночью. Иногда учебными болванками, но периодически на полигоне что-то взрывается. Административный центр района Сафакулево находится довольно далеко от полигона, в 20 километрах, но и у нас в домах стекла дрожат", - отмечал собеседник Interfax-Russia.ru.

Но время прошло и все осталось без изменений. Самолеты продолжали летать и бомбить.

За штурвалом разбившегося бомбардировщика был командир войсковой базы Николай Гостев, штурманом - Андрей Ермаков. Вылет состоялся вечером, а днем Гостев принимал на базе представителей хоккейного клуба "Трактор" (Челябинск).

Гостям организовали экскурсию по аэродрому и показательный полет четырех самолетов. Дети хоккеистов посидели в кабине бомбардировщиков, затем за рычаги подержались и сами хоккеисты.

"Думаю, хоккеистам интересно, что представляет собой бомбардировочная авиация, какие задачи мы решаем. А задачи у нас серьезные. Отсюда мы можем "уйти" в любую точку нашей страны. Будь то запад или восток. Самолеты оснащены оборудованием для заправки в воздухе. Американцы ведь тоже перелетают с континента на континент с дозаправкой без посадки. У нас летчики также готовы к таким задачам. По любому сигналу мы готовы выполнить боевую задачу, которую перед нами поставит верховный главнокомандующий или министр обороны", - заявил гостям командир авиабазы Николай Гостев.

И пообещал: "Если будет трудно на льду в борьбе за Кубок Гагарина, мы вас поддержим с воздуха". Однако проблемы в тот же вечер возникли не у хоккеистов, а у летчиков.

Как сообщили "Интерфаксу" в ГВСУ СК РФ, по факту крушения самолета военный следственный отдел СК РФ по Челябинскому гарнизону возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним).

В настоящее время следователи осматривают место ЧП, изымают предполетную и техническую документацию на самолет, допрашивают военнослужащих, готовившие Су-24М к вылету.

Падение фронтового бомбардировщика вызвало неоднозначную реакцию пользователей городских форумов Челябинска. Разумеется, челябинцы радуются, что летчики остались живы. Но при этом многие возмущены тем, что полеты боевых самолетов над городом продолжаются. Особенно страдает от шума моторов Тракторозаводский район. Кроме того, участники дискуссий отмечают, что если бы самолет упал на промзону с ее вредными и опасными производствами, то последствия техногенной аварии были бы не менее серьезны, чем последствия взрыва самолета с боезапасом.

"Все, что оторвалось от земли, обязательно когда-нибудь упадет. Закон Ньютона. Даже учась ходить, мы все падали и набивали синяки и шишки. И самолеты, к великому нашему сожалению, тоже падают - это неизбежно. Вопрос в другом. Замечательно, что теперь у наших военных есть керосин, и они могут совершать тренировочные полеты. Но Су-24 - это проект 1977 года. (Су-24 выпускался до 1993 года - ИФ). Скорее всего, самолеты уже физически устарели. А пилоты - профи. Вовремя (за 1-2 секунды, при скорости не менее 400 км/час) принять решение и спрыгнуть - это тоже мастерство", - пишет один из участников обсуждения на одном из городских форумов.

Между тем, за последние полгода российские ВВС теряют уже третий Су-24. 20 октября 2011 года Су-24 разбился при заходе на посадку на аэродроме "Украинка" в Амурской области. Самолет следовал из Воронежской области на базу в Приморский край, а на "Украинке" должен был дозаправиться.

Еще один Су-24 сгорел 29 декабря при заходе на посадку на аэродром Мариновка в Волгоградской области. Пилоты успели катапультироваться и остались живы. Бомбардировщик сгорел полностью. К счастью, боекомплекта на его борту не было.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 февраля 2012 года | Дайджест публикаций за 14 февраля 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-24 (в процессе тестирования)