Интерфакс
7 марта 2012, 12:56
Контракт с защитой
Россия и Китай готовы заключить контракт на 48 истребителей Су-35. Но сделка может сорваться, если Пекин не гарантирует российским истребителям защиту от копирования
Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы (интегрирующей системы бортового оборудования), новая радиолокационная станция (РЛС), которая может обнаруживать воздушные цели на большой дальности и с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей (сопровождение 30-ти и атака 8 воздушных целей, а также сопровождение 4 и атака 2 наземных целей). Самолет снабжены также новыми двигателями с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.
Су-35 также отличается широким перечнем вооружения большой, средней и малой дальности. Самолет способен нести управляемые авиационные средства поражения (АСП) антиРЛС, антикорабль, общего назначения, корректируемые авиабомбы, а также неуправляемые АСП.
Радиолокационная заметность истребителя по сравнению с самолетами четвертого поколения, по данным изготовоителей, уменьшена в несколько раз за счет электропроводящего покрытия фонаря кабины, нанесения радиопоглощающих покрытий и уменьшенного количества выступающих датчиков.
Ресурс самолета - 6 тыс. летных часов, срок службы - 30 лет эксплуатации, назначенный ресурс двигателей с управляемым соплом - 4 тыс. часов.
Сборка первого опытного самолета была завершена летом 2007 года на "Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении" (КнААПО), после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке. Первый полет опытного многофункционального истребителя состоялся 19 февраля 2008 года.
В июле 2010 года компания "Сухой" заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, отметив, что истребитель полностью подтверждает установленные характеристики комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности. В компании подтвердили, что он готов к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с летчиками ВВС России.
По оценке экспертов, заложенные в самолете потенциальные характеристики позволят превосходить все тактические истребители поколения 4 и 4 + типа "Rafale" и EF 2000, модернизированные истребители типа F-15, F-16, F-18, F-35 и противодействовать самолету F-22A.
Первый серийный Су-35 поднялся в воздух 3 мая 2011 года, второй - 2 декабря 2011 года, еще два - в 2012 году. Первые опытные образцы Су-35 сейчас проходят государственные совместные испытания. Одновременно к ним подключены два серийных Су-35С. Третий и четвертый серийные самолеты подключатся к госиспытаниям в ближайшее время.
Всего российским ВВС будет поставлено 48 таких самолетов - госконтракт на поставку Су-35 министерству обороны РФ был заключен в 2009 году. В том числе в этом году планируется произвести восемь самолетов Су-35, в следующем - 12, в 2014 - 12, в 2015 -14.
Кроме того, холдинг "Сухой" рассчитывает на поставки Су-35 в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В настоящее время компания ведет переговоры с иностранными заказчиками, заинтересованными в перевооружении своих ВВС. По оценкам компании, заключение новых контрактов на поставки самолетов Су-35 позволит поддержать высокую конкурентоспособность России на мировом рынке истребителей до выхода на рынок в 2016-2025 годах истребителя пятого поколения.
Интерес к многофункциональному истребителю проявляет и Китай. Кстати, на вооружении китайских ВВС сегодня имеется более 280 истребителей Су-27СК, Су-27УБК Су-30МКК и Су-30МК2.
В 1996 году Китай приобрел лицензию на сборку 200 истребителей Су-27СК. Общая сумма контракта оценивалась в $2,5 млрд, а срок реализации - 15 лет. Однако построено было только 105 машин, после чего китайская сторона в одностороннем порядке приостановила выполнение контракта и начала производство собственного истребителя J-11B, который фактически полностью является копией российского Су-27СК. И, по оценкам экспертов, возобновлять контракт Пекин не будет.
А вот новый истребитель вполне может стать предметом контракта. Еще в 2008 году российская экспозиция на седьмом международном авиационно-космическом салоне Airshow China‘2008, на которой был представлен Су-35, вызвала повышенный интерес у Пекина. Через год "Рособоронэкспорт" предложил китайским партнерам комплексную программу сотрудничества по многофункциональному истребителю.
В 2011 году китайская сторона выразила готовность приобрести определенное количество указанных самолетов и обратилась в Москву с соответствующим предложением. "В настоящее время данный вопрос прорабатывается по линии уполномоченной организации российской стороны", - рассказал в интервью "Интерфаксу-АВН" первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Александр Фомин.
О том, что Москва и Пекин близки к подписанию крупнейшего за последнее десятилетие оружейного контракта на поставку партии многофункциональных истребителей Су-35, "Коммерсанту" рассказали несколько источников в российском ОПК.
"Стороны практически сошлись в количестве продукции для поставки: Китай выразил готовность закупить 48 многофункциональных истребителей Су-35", - информировал источник, близкий к системе ВТС. По его словам, сумма ожидаемого контракта составит порядка $4 млрд, это около $85 млн за единицу, однако, как подчеркнул собеседник, "цена в процессе переговоров может измениться".
Информацию о переговорах подтверждает и источник, близкий к китайской части межправкомиссии.
Однако на пути нового контракта есть одно препятствие. По данным издания, российская сторона настаивает на оформлении юридических гарантий о праве на интеллектуальную собственность.
По словам собеседника газеты в правительстве РФ, Москва стремится не только обеспечить себе задел на китайском рынке, но и предотвратить в перспективе копирование российских самолетов для продажи на рынках третьих стран по демпинговым ценам.
Основаниями для опасений Москвы послужило то, что китайский истребитель J-10 является, по сути, копией российского Су-27, J-11 - аналогом Су-30, а FC-1 повторяет истребитель МиГ-29. При этом все российские самолеты были в распоряжении китайских инженеров.
Другая история связана с самолетом Су-33. Китайцы скопировали его с опытного образца Т10К, попавшего к ним с Украины, и создали аналог под названием J-15. Последний инцидент связан с истребителем Су-30МК2 - его китайская копия была названа J-16 и создана на авиазаводе в Шэньяне.
Источник "Коммерсанта" в правительстве РФ напоминает, что российские оригиналы и китайские копии уже сталкивались на рынках третьих стран. Так, в 2009 году МиГ-29 и FC-1 столкнулись на рынке Мьянмы, а через год - в Египте. Причем китайская машина при техническом отставании от оригинала стоила в 3,5 раза дешевле: около $10 млн против $35 млн.
Опрошенные изданием эксперты убеждены, что и на сей раз одним из главных мотивов КНР при заключении контракта может быть доступ к новейшим российским технологиям.
Вместе с тем главный редактор журнала "Национальная оборона", председатель Общественного совета при министерстве обороны России Игорь Коротченко считает, что опасаться копирования нового истребителя не стоит. "СУ-35 такая высокотехнологичная сложная машина, что Китай, имея существующие технические возможности, просто не сможет его копировать", - заявил он в эфире радиостанции "Вести ФМ".
При этом он отмечает, что постановка вопроса о защите интеллектуальной собственности в ходе реализации данного контракта - вещь абсолютно правильная: "Это будет прецедентный контракт, где это будет достаточно жестко зафиксировано".
По словам Коротченко, любая оружейная сделка - предмет достаточно долгих переговоров, на которых детализируются практически все аспекты. "Главная проблема в этой сделке - ценовая. Разумеется, Китай хочет приобрести новый ударный российский многофункциональный истребитель СУ-35, которого нет даже у его ближайшего вероятного противника - у Индии. Поэтому я думаю, что в конечном итоге компромисс будет достигнут", - считает председатель Общественного совета при российском военном ведомстве.
Он подтвердил, что Китай и раньше проявлял интерес к закупкам СУ-35, но в очень маленькой сфере: "Речь шла о покупке порядка 10 самолетов в целом". "Мы на это не пошли. Сегодня речь идет уже о 48 машинах. Это нормальный товарный контракт", - отметил Коротченко, подчеркнув, что главное, чтобы Китай согласился на те параметры по стоимости контракта, которые предлагает российская сторона.
Между тем научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин считает, что в ближайшее время такая сделка вряд ли возможна. "Китай проявляет интерес к Су-35, особенно в связи с большими проблемами в производстве своего истребителя J-11B, который является клоном нашего Су-27", - рассказал Кашин "Интерфаксу-АВН".
Однако, отметил он, "от намерений до сделки - большой путь": "Нужно согласовать все условия, договориться по цене, просчитать риски от утечки технологий, к которым стремятся получить доступ китайские коллеги".
Кашин обратил внимание на то, что Су-35 пока проходит государственные совместные испытания. "К тому же поставка новейших истребителей Су-35 зарубежным заказчикам вряд ли возможна до того, пока не будет выполнен ранее заключенный контракт на поставку российским ВВС 48 истребителей Су-35С", - считает эксперт. Он полагает, что выполнение этого контракта завершится не ранее 2015 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции