О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Контракт с защитой

Россия и Китай готовы заключить контракт на 48 истребителей Су-35. Но сделка может сорваться, если Пекин не гарантирует российским истребителям защиту от копирования

Глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения 4++ Су-35 (по кодификации НАТО Flanker-E+) был разработан в ОКБ компании "Сухой". В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса.

Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы (интегрирующей системы бортового оборудования), новая радиолокационная станция (РЛС), которая может обнаруживать воздушные цели на большой дальности и с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей (сопровождение 30-ти и атака 8 воздушных целей, а также сопровождение 4 и атака 2 наземных целей). Самолет снабжены также новыми двигателями с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.

Су-35 также отличается широким перечнем вооружения большой, средней и малой дальности. Самолет способен нести управляемые авиационные средства поражения (АСП) антиРЛС, антикорабль, общего назначения, корректируемые авиабомбы, а также неуправляемые АСП.

Радиолокационная заметность истребителя по сравнению с самолетами четвертого поколения, по данным изготовоителей, уменьшена в несколько раз за счет электропроводящего покрытия фонаря кабины, нанесения радиопоглощающих покрытий и уменьшенного количества выступающих датчиков.

Ресурс самолета - 6 тыс. летных часов, срок службы - 30 лет эксплуатации, назначенный ресурс двигателей с управляемым соплом - 4 тыс. часов.

Сборка первого опытного самолета была завершена летом 2007 года на "Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении" (КнААПО), после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке. Первый полет опытного многофункционального истребителя состоялся 19 февраля 2008 года.

В июле 2010 года компания "Сухой" заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, отметив, что истребитель полностью подтверждает установленные характеристики комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности. В компании подтвердили, что он готов к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с летчиками ВВС России.

По оценке экспертов, заложенные в самолете потенциальные характеристики позволят превосходить все тактические истребители поколения 4 и 4 + типа "Rafale" и EF 2000, модернизированные истребители типа F-15, F-16, F-18, F-35 и противодействовать самолету F-22A.

Первый серийный Су-35 поднялся в воздух 3 мая 2011 года, второй - 2 декабря 2011 года, еще два - в 2012 году. Первые опытные образцы Су-35 сейчас проходят государственные совместные испытания. Одновременно к ним подключены два серийных Су-35С. Третий и четвертый серийные самолеты подключатся к госиспытаниям в ближайшее время.

Всего российским ВВС будет поставлено 48 таких самолетов - госконтракт на поставку Су-35 министерству обороны РФ был заключен в 2009 году. В том числе в этом году планируется произвести восемь самолетов Су-35, в следующем - 12, в 2014 - 12, в 2015 -14.

Кроме того, холдинг "Сухой" рассчитывает на поставки Су-35 в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В настоящее время компания ведет переговоры с иностранными заказчиками, заинтересованными в перевооружении своих ВВС. По оценкам компании, заключение новых контрактов на поставки самолетов Су-35 позволит поддержать высокую конкурентоспособность России на мировом рынке истребителей до выхода на рынок в 2016-2025 годах истребителя пятого поколения.

Интерес к многофункциональному истребителю проявляет и Китай. Кстати, на вооружении китайских ВВС сегодня имеется более 280 истребителей Су-27СК, Су-27УБК Су-30МКК и Су-30МК2.

В 1996 году Китай приобрел лицензию на сборку 200 истребителей Су-27СК. Общая сумма контракта оценивалась в $2,5 млрд, а срок реализации - 15 лет. Однако построено было только 105 машин, после чего китайская сторона в одностороннем порядке приостановила выполнение контракта и начала производство собственного истребителя J-11B, который фактически полностью является копией российского Су-27СК. И, по оценкам экспертов, возобновлять контракт Пекин не будет.

А вот новый истребитель вполне может стать предметом контракта. Еще в 2008 году российская экспозиция на седьмом международном авиационно-космическом салоне Airshow China‘2008, на которой был представлен Су-35, вызвала повышенный интерес у Пекина. Через год "Рособоронэкспорт" предложил китайским партнерам комплексную программу сотрудничества по многофункциональному истребителю.

В 2011 году китайская сторона выразила готовность приобрести определенное количество указанных самолетов и обратилась в Москву с соответствующим предложением. "В настоящее время данный вопрос прорабатывается по линии уполномоченной организации российской стороны", - рассказал в интервью "Интерфаксу-АВН" первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Александр Фомин.

О том, что Москва и Пекин близки к подписанию крупнейшего за последнее десятилетие оружейного контракта на поставку партии многофункциональных истребителей Су-35, "Коммерсанту" рассказали несколько источников в российском ОПК.

"Стороны практически сошлись в количестве продукции для поставки: Китай выразил готовность закупить 48 многофункциональных истребителей Су-35", - информировал источник, близкий к системе ВТС. По его словам, сумма ожидаемого контракта составит порядка $4 млрд, это около $85 млн за единицу, однако, как подчеркнул собеседник, "цена в процессе переговоров может измениться".

Информацию о переговорах подтверждает и источник, близкий к китайской части межправкомиссии.

Однако на пути нового контракта есть одно препятствие. По данным издания, российская сторона настаивает на оформлении юридических гарантий о праве на интеллектуальную собственность.

По словам собеседника газеты в правительстве РФ, Москва стремится не только обеспечить себе задел на китайском рынке, но и предотвратить в перспективе копирование российских самолетов для продажи на рынках третьих стран по демпинговым ценам.

Основаниями для опасений Москвы послужило то, что китайский истребитель J-10 является, по сути, копией российского Су-27, J-11 - аналогом Су-30, а FC-1 повторяет истребитель МиГ-29. При этом все российские самолеты были в распоряжении китайских инженеров.

Другая история связана с самолетом Су-33. Китайцы скопировали его с опытного образца Т10К, попавшего к ним с Украины, и создали аналог под названием J-15. Последний инцидент связан с истребителем Су-30МК2 - его китайская копия была названа J-16 и создана на авиазаводе в Шэньяне.

Источник "Коммерсанта" в правительстве РФ напоминает, что российские оригиналы и китайские копии уже сталкивались на рынках третьих стран. Так, в 2009 году МиГ-29 и FC-1 столкнулись на рынке Мьянмы, а через год - в Египте. Причем китайская машина при техническом отставании от оригинала стоила в 3,5 раза дешевле: около $10 млн против $35 млн.

Опрошенные изданием эксперты убеждены, что и на сей раз одним из главных мотивов КНР при заключении контракта может быть доступ к новейшим российским технологиям.

Вместе с тем главный редактор журнала "Национальная оборона", председатель Общественного совета при министерстве обороны России Игорь Коротченко считает, что опасаться копирования нового истребителя не стоит. "СУ-35 такая высокотехнологичная сложная машина, что Китай, имея существующие технические возможности, просто не сможет его копировать", - заявил он в эфире радиостанции "Вести ФМ".

При этом он отмечает, что постановка вопроса о защите интеллектуальной собственности в ходе реализации данного контракта - вещь абсолютно правильная: "Это будет прецедентный контракт, где это будет достаточно жестко зафиксировано".

По словам Коротченко, любая оружейная сделка - предмет достаточно долгих переговоров, на которых детализируются практически все аспекты. "Главная проблема в этой сделке - ценовая. Разумеется, Китай хочет приобрести новый ударный российский многофункциональный истребитель СУ-35, которого нет даже у его ближайшего вероятного противника - у Индии. Поэтому я думаю, что в конечном итоге компромисс будет достигнут", - считает председатель Общественного совета при российском военном ведомстве.

Он подтвердил, что Китай и раньше проявлял интерес к закупкам СУ-35, но в очень маленькой сфере: "Речь шла о покупке порядка 10 самолетов в целом". "Мы на это не пошли. Сегодня речь идет уже о 48 машинах. Это нормальный товарный контракт", - отметил Коротченко, подчеркнув, что главное, чтобы Китай согласился на те параметры по стоимости контракта, которые предлагает российская сторона.

Между тем научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин считает, что в ближайшее время такая сделка вряд ли возможна. "Китай проявляет интерес к Су-35, особенно в связи с большими проблемами в производстве своего истребителя J-11B, который является клоном нашего Су-27", - рассказал Кашин "Интерфаксу-АВН".

Однако, отметил он, "от намерений до сделки - большой путь": "Нужно согласовать все условия, договориться по цене, просчитать риски от утечки технологий, к которым стремятся получить доступ китайские коллеги".

Кашин обратил внимание на то, что Су-35 пока проходит государственные совместные испытания. "К тому же поставка новейших истребителей Су-35 зарубежным заказчикам вряд ли возможна до того, пока не будет выполнен ранее заключенный контракт на поставку российским ВВС 48 истребителей Су-35С", - считает эксперт. Он полагает, что выполнение этого контракта завершится не ранее 2015 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка