Независимая газета
15 марта 2012, 12:23
Вертолетопад
Основная причина большинства аварий и катастроф - человеческий фактор
Такое же уголовное дело возбуждалось и по поводу катастрофы многофункционального истребителя Су-30МК, что разбился недавно в Хабаровском крае. А перед этим из-за крушения фронтового бомбардировщика Су-24М, что случилось в приграничном районе Курганской и Челябинской областей. По катастрофе Ан-12, что упал в Магаданской области и унес жизни 11 человек… Скорбный перечень подобных происшествий с человеческими жертвами и, если повезло, без них можно продолжать.
Причины этих трагедий каждый раз выясняются разные, как и в случае с "Аллигатором", - от отказа техники до ошибок в пилотировании, но если их внимательно проанализировать, то обнаружится, что в основе большинства аварий и катастроф, которые происходят в авиации, да и не только там, но и в других отраслях нашей жизни, лежит человеческий фактор. Ошибки, нерадивость, халатность или чудовищный непрофессионализм людей, владеющих техникой или работающих на высокотехнологическом производстве, связанном с созданием боевых и других опасных в эксплуатации машин, и обязанных делать свою работу не просто на совесть, а с высоким, безукоризненным качеством. Ибо от результатов, дисциплины и культуры их труда зависит жизнь десятков и сотен людей.
Но, к сожалению, эта простая и, казалось бы, банальная истина не стала нормой и правилом нашего производства. Приведем только один, но очень впечатляющий факт. В минувшем, 2011 году военное ведомство выставило оборонной промышленности 7119 рекламаций на некачественную продукцию, которая поступила с заводов в войска. Это больше, чем в 2010 году, тогда их было 6889, и на 20% выше, чем в 2009-м. А эта некачественная продукция (те же падающие самолеты и вертолеты, тонущие у пирса корабли, взрывающиеся в руках у солдат гранаты, заклинившие в бою автоматы и пулеметы), и горе, которое приходит в семьи наших солдат и офицеров, - из-за производственного брака и, назовем явление своими словами, обыкновенной халтуры.
Говорят, причина всего этого - резкое сокращение военной приемки, офицеры которой буквально стояли за спиной каждого инженера и техника, слесаря и сборщика, проверяя качество и точность его работы. Мол, нарушили сложившийся годами четкий технологический процесс, отсюда и все проблемы. Но почему-то никто не спрашивает себя, а почему военной приемки нет в США, нет ее и в Японии, Южной Корее и других высокоразвитых экономически и технологически цивилизованных странах. Но телевизор, собранный той же фирмой "Сони" или любой другой, работает у вас годами без малейших поломок. Так и автомобиль, собранный где-то в Германии или во Франции. Да, бывают и там недочеты, но тогда фирма отзывает тысячи своих изделий, чтобы вернуть их потом потребителю с извинениями. А если, не дай бог, с этой продукцией случится какое-то происшествие, связанное с увечьем или гибелью человека, она выплатит многомиллионный штраф, компенсирует все убытки и, если не разорится, то сделает все возможное и невозможное, чтобы это не повторилось. Чтобы собственный контроль на собственном производстве оградил ее от всех ненужных проблем.
В нашей стране и оборонной промышленности такой сугубо рыночный и ответственный подход почему-то не приживается. Мы ищем причины наших аварий и катастроф где угодно, но только не в собственной организации, качестве, дисциплине и культуре труда. А без этого вертолетопад и самолетопад не остановить....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции