О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нижегородский аэропорт заправляет самолеты "золотым" топливом

Альтернативная ТЗК "Аэрофьюэлз" должна заменить слишком дорогой авиакеросин "ЛУКойла"

За последние два месяца пассажиропоток нижегородского аэропорта Стригино заметно увеличился. Но прибыль от растущего количества пассажиров частично съедает дорогое топливо. Как будет развиваться воздушный порт Нижнего Новгорода, читайте в материале "ФедералПресс".

Как стало известно из материалов, опубликованных на сайте Стригино, за 2 месяца 2012 года пассажиропоток нижегородского аэропорта удвоился по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, составив 73 тыс. 223 пассажира. При этом максимальный рост, в 2,6 раза, отмечен на внутрироссийских направлениях: на рейсах в города России обслужен 47 тыс. 851 пассажир. В 1,5 раза - до 25 тыс. 372 пассажиров - увеличился пассажиропоток и на международных рейсах. А по итогам 2011 года, на 22,5 % выросло количество авиапассажиров международного аэропорта Нижний Новгород в сравнении с 2010 годом и составило 461 тыс. 424 человека. Всего в 2011 году в аэропорту Нижнего Новгорода было произведено 5 612 взлетно-посадочных операций, что на 13,2 % больше прошлогоднего аналогичного показателя. Рост зафиксирован и в грузовых перевозках: объем обработанной почты и грузов увеличился на 14,9 %, составив 1 077 т.

Однако вместе с ростом пассажиропотока в Нижегородской области также стремительно растут цены на заправочное топливо для самолетов. Экономический эффект от увеличения количества клиентов в этих условиях будет достаточно условным, отмечают эксперты.

По словам генерального директора аэропорта Александра Синельникова, единственным на сегодняшний день поставщиком топлива для самолетов, прилетающих в аэропорт Стригино, является топливо, поставляемое компанией "ЛУКойл - АЭРО - Нижний Новгород".

По данным, опубликованным Нижегородским УФАС, с начала 2011 года цены на авиакеросин данного топливного оператора выросли на 15 %, таким образом, одна тонна авиакеросина с начала года подорожала с 27 тыс. 848 руб. до 32 тыс. 037 руб.

Зафиксировавшее эту динамику управление Федеральной антимонопольной службы считает ценовую политику компании неконкурентной. Однако привлечь к ответственности пока некого и не за что, "ЛУКойл" доказал в судебном порядке, что не занимает доминирующего положения на рынке, хотя это лишь формальность, потому что реальный рынок для самолетов, вылетающих из Нижнего Новгорода, находится не в Москве, а здесь - комментируют в НУ ФАС.

Однако решением Арбитражного суда рынком сбыта топлива является вся Россия, следовательно, закон не нарушен. Тем не менее, топливо дорожает, вследствие чего многие авиакомпании, несмотря на потерю времени, предпочитают заправляться в других аэропортах. В данный момент в НУ ФАС не отрицают, что до сих пор существует возможность обращения в Высший Арбитражный суд по данному вопросу.

В свою очередь, представители "ЛУКойла" объясняют увеличение стоимости топлива ростом мировых цен на нефтепродукты, инфляцией и повышением цен на прочие услуги, связанные с обслуживанием данной отрасли.

Как ранее сообщал "ФедералПресс", НУ ФАС уже неоднократно выражало претензии к уровню цен, установленных "ЛУКойлом" в Нижегородской области.

Кроме того, необходимо отметить, что нынешнему финансовому благополучию аэропорта в целом предшествовал конкурс на инвестирование разваленного убыточного предприятия, который в 2010 году выиграла группа компаний "Ренова" во главе с бизнесменом Виктором Вексельбергом. Именно она управляет аэропортом Стригино в Нижнем Новгороде. Инвестор вложит в реконструкцию авиаузла в общей сложности 2,7 млрд руб.

По словам представителя "Аэрофлота" в Нижнем Новгороде Александра Тихонова, самолеты авиакомпании, следующие через Стригино, заправляются и в Москве, и в Нижнем, хотя рейс Москва-Шереметьево запасает топливо, как правило, в Шереметьевском аэропорту, который лучше оснащен технически.

Екатеринбургский аэропорт Кольцово, который подконтролен структуре "Реновы", приобретя 73,6 % акций новой эмиссии ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород", оставил 25 % акций правительству Нижегородской области. По инвестплану, к 2014 году в аэропорту будет построен новый пассажирский терминал пропускной способностью 600 пассажиров в час, который в дальнейшем будет расширяться, кроме того, будет модернизирована инфраструктура порта. Общая программа развития рассчитана до 2021 года.

Зная, что нижегородский аэропорт вместе с екатеринбургским Кольцово подконтрольны одному хозяину и являются своего рода "близнецами", можно провести некоторую параллель и в развитии судеб обоих аэропортов. В частности, нижегородский оператор услуг хранения и заправки авиакеросина может повторить судьбу ТЗК "Кольцово", которая перешла в руки новых собственников, как сообщает экспертный канал "УралПолит.Ru".

"Наша цена на керосин должна соответствовать рыночным реалиям. Мы не будем ни демпинговать, ни завышать цены - делать это нам запрещает антимонопольное законодательство", - заявил журналистам генеральный директор ЗАО "Топливозаправочная компания "Кольцово" Андрей Гиговский.

Ранее, 11 марта, было получено подтверждение завершения сделки по приобретению ТНК-BP ЗАО "Топливозаправочная компания "Кольцово", оператора услуг хранения и заправки авиакеросина в международном аэропорту Екатеринбурга.

"Цена определяется себестоимостью керосина в закупке, накладными расходами по приемке, хранению и заправке и плановой прибылью ТЗК. За исключением себестоимости керосина, все составляющие цены более или менее стабильны. Поэтому, действительно, основным драйвером повышения цены керосина является цена закупки", - констатировал Гиговский.

По оценке аналитиков, Кольцово считается одним из самых дорогих для заправки аэропортов России. Законность цен на авиатопливо, устанавливаемых здесь, в последние годы не раз становилась предметом расследований Свердловского УФАС РФ.

В данный момент, чтобы избежать подобного необоснованного завышения цен, в Нижегородской области начато строительство альтернативного топливозаправочного комплекса, которое будет завершено к концу 2012 года, хотя потребуется время на процесс ввода объекта в эксплуатацию, прохождение проверок и оформление документов.

Проект, реализуемый в Нижегородской области ГК "Аэрофьюэлз", предусматривает строительство топливозаправочного комплекса с общей емкостью 10,9 тыс. м куб, в том числе восьми резервуаров объемом 1тыс. м куб., комплекса административных зданий и сооружений, пункта налива топливозаправочных средств, собственного железнодорожного подъездного пути и сливной эстакады на 6 вагоно-цистерн, говорится в материалах ГК "Аэрофьюэлз", осуществляющих данное строительство.

В свою очередь, эксперты усматривают в строительстве альтернативного ТЗК несколько положительных моментов. Так, главный редактор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев в разговоре с корреспондентом "ФедералПресс" говорит о том, что "ЛУКойл" как производитель, у которого в Кстово огромный завод, вполне может обеспечить потребности нижегородского аэропорта, но, как показывает практика, в тех случаях, если в аэропорте есть альтернативный ТЗК, это дает пусть и не самую значительную, но все же экономию для авиакомпании благодаря двум аспектам.

"Во-первых, у ТЗК существует конкуренция, появление альтернативного поставщика топлива приводит не только к конкуренции за стоимость тонны, но и по качеству, в любом случае. Когда строится новый комплекс, он строится с учетом новейших технологий. И второе, многие ТЗК, которые строятся сейчас по России, это заказ сетевой компании "Аэрофьюэлз", у которой есть и сеть собственных заправок, и представители, через которых самолеты могут заправляться там, где нету их собственных ТЗК. Ряд авиакомпаний имеет контракты с поставщиком топлива по заправке не в одном аэропорте, а в десятках аэропортов в России и за рубежом, соответственно, авиакомпании, имея такой крупный контракт, могут выгодно работать с одним поставщиком в разных регионах. Выгодно и с точки зрения стоимости (потому что она может снижаться из-за оптовых скидок), и с точки зрения удобства расчетов", - говорит эксперт.

"Время покажет, будет ли развиваться ситуация по сценарию Кольцово, есть совершенно очевидные вещи, что сегодня рынок топливообеспечения изменился. Собственно ТЗК все в меньшей степени являются непосредственно продавцами топлива, они все больше концентрируются на оказании услуги по хранению и заправке топлива в самолет, соответственно, надо ориентироваться не на то, как работает ТЗК, а какова отпускная цена тонны авиакеросина на заводе-производителе. Мы видим, что в 2011 году в III квартале в нашей стране возник серьезный дефицит авиакеросина, это привело к повышению цен на топливо, что не замедлило сказаться на авиакомпаниях, и в данной ситуации ТЗК заметно повлиять на эту ситуацию не могли", - подвел итог Пантелеев.

По словам Синельникова, в этом году было привлечено 6 новых авиакомпаний, среди них: "Аэрофлот", "Уральские Авиалинии", "Ютэйр", где, в основном, будут заправляться вновь появившиеся в "воздушных воротах" региона компании - пока неизвестно.

При этом гендиректор Стригино говорит только о положительной динамике развития отношений МАННа с представителями различных авиалиний. "Все авиакомпании, с которыми мы сотрудничаем, отмечают, что за последний год произошли положительные изменения, которых не было за весь предыдущий период", - подчеркивает глава предприятия.

Кроме того, Синельников сообщил, что в данный момент руководство аэропорта делает все возможное, чтобы повысить уровень технической оснащенности здания и усовершенствовать всю инфраструктуру комплекса. "Наша главная забота - это комфорт пассажиров и быстрота их обслуживания. Сейчас приоритеты: это открывать все новые направления для полетов и построить новый большой терминал", - сказал директор....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФедералПресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка