ФедералПресс
15 марта 2012, 16:22
Нижегородский аэропорт заправляет самолеты "золотым" топливом
Альтернативная ТЗК "Аэрофьюэлз" должна заменить слишком дорогой авиакеросин "ЛУКойла"
Как стало известно из материалов, опубликованных на сайте Стригино, за 2 месяца 2012 года пассажиропоток нижегородского аэропорта удвоился по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, составив 73 тыс. 223 пассажира. При этом максимальный рост, в 2,6 раза, отмечен на внутрироссийских направлениях: на рейсах в города России обслужен 47 тыс. 851 пассажир. В 1,5 раза - до 25 тыс. 372 пассажиров - увеличился пассажиропоток и на международных рейсах. А по итогам 2011 года, на 22,5 % выросло количество авиапассажиров международного аэропорта Нижний Новгород в сравнении с 2010 годом и составило 461 тыс. 424 человека. Всего в 2011 году в аэропорту Нижнего Новгорода было произведено 5 612 взлетно-посадочных операций, что на 13,2 % больше прошлогоднего аналогичного показателя. Рост зафиксирован и в грузовых перевозках: объем обработанной почты и грузов увеличился на 14,9 %, составив 1 077 т.
Однако вместе с ростом пассажиропотока в Нижегородской области также стремительно растут цены на заправочное топливо для самолетов. Экономический эффект от увеличения количества клиентов в этих условиях будет достаточно условным, отмечают эксперты.
По словам генерального директора аэропорта Александра Синельникова, единственным на сегодняшний день поставщиком топлива для самолетов, прилетающих в аэропорт Стригино, является топливо, поставляемое компанией "ЛУКойл - АЭРО - Нижний Новгород".
По данным, опубликованным Нижегородским УФАС, с начала 2011 года цены на авиакеросин данного топливного оператора выросли на 15 %, таким образом, одна тонна авиакеросина с начала года подорожала с 27 тыс. 848 руб. до 32 тыс. 037 руб.
Зафиксировавшее эту динамику управление Федеральной антимонопольной службы считает ценовую политику компании неконкурентной. Однако привлечь к ответственности пока некого и не за что, "ЛУКойл" доказал в судебном порядке, что не занимает доминирующего положения на рынке, хотя это лишь формальность, потому что реальный рынок для самолетов, вылетающих из Нижнего Новгорода, находится не в Москве, а здесь - комментируют в НУ ФАС.
Однако решением Арбитражного суда рынком сбыта топлива является вся Россия, следовательно, закон не нарушен. Тем не менее, топливо дорожает, вследствие чего многие авиакомпании, несмотря на потерю времени, предпочитают заправляться в других аэропортах. В данный момент в НУ ФАС не отрицают, что до сих пор существует возможность обращения в Высший Арбитражный суд по данному вопросу.
В свою очередь, представители "ЛУКойла" объясняют увеличение стоимости топлива ростом мировых цен на нефтепродукты, инфляцией и повышением цен на прочие услуги, связанные с обслуживанием данной отрасли.
Как ранее сообщал "ФедералПресс", НУ ФАС уже неоднократно выражало претензии к уровню цен, установленных "ЛУКойлом" в Нижегородской области.
Кроме того, необходимо отметить, что нынешнему финансовому благополучию аэропорта в целом предшествовал конкурс на инвестирование разваленного убыточного предприятия, который в 2010 году выиграла группа компаний "Ренова" во главе с бизнесменом Виктором Вексельбергом. Именно она управляет аэропортом Стригино в Нижнем Новгороде. Инвестор вложит в реконструкцию авиаузла в общей сложности 2,7 млрд руб.
По словам представителя "Аэрофлота" в Нижнем Новгороде Александра Тихонова, самолеты авиакомпании, следующие через Стригино, заправляются и в Москве, и в Нижнем, хотя рейс Москва-Шереметьево запасает топливо, как правило, в Шереметьевском аэропорту, который лучше оснащен технически.
Екатеринбургский аэропорт Кольцово, который подконтролен структуре "Реновы", приобретя 73,6 % акций новой эмиссии ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород", оставил 25 % акций правительству Нижегородской области. По инвестплану, к 2014 году в аэропорту будет построен новый пассажирский терминал пропускной способностью 600 пассажиров в час, который в дальнейшем будет расширяться, кроме того, будет модернизирована инфраструктура порта. Общая программа развития рассчитана до 2021 года.
Зная, что нижегородский аэропорт вместе с екатеринбургским Кольцово подконтрольны одному хозяину и являются своего рода "близнецами", можно провести некоторую параллель и в развитии судеб обоих аэропортов. В частности, нижегородский оператор услуг хранения и заправки авиакеросина может повторить судьбу ТЗК "Кольцово", которая перешла в руки новых собственников, как сообщает экспертный канал "УралПолит.Ru".
"Наша цена на керосин должна соответствовать рыночным реалиям. Мы не будем ни демпинговать, ни завышать цены - делать это нам запрещает антимонопольное законодательство", - заявил журналистам генеральный директор ЗАО "Топливозаправочная компания "Кольцово" Андрей Гиговский.
Ранее, 11 марта, было получено подтверждение завершения сделки по приобретению ТНК-BP ЗАО "Топливозаправочная компания "Кольцово", оператора услуг хранения и заправки авиакеросина в международном аэропорту Екатеринбурга.
"Цена определяется себестоимостью керосина в закупке, накладными расходами по приемке, хранению и заправке и плановой прибылью ТЗК. За исключением себестоимости керосина, все составляющие цены более или менее стабильны. Поэтому, действительно, основным драйвером повышения цены керосина является цена закупки", - констатировал Гиговский.
По оценке аналитиков, Кольцово считается одним из самых дорогих для заправки аэропортов России. Законность цен на авиатопливо, устанавливаемых здесь, в последние годы не раз становилась предметом расследований Свердловского УФАС РФ.
В данный момент, чтобы избежать подобного необоснованного завышения цен, в Нижегородской области начато строительство альтернативного топливозаправочного комплекса, которое будет завершено к концу 2012 года, хотя потребуется время на процесс ввода объекта в эксплуатацию, прохождение проверок и оформление документов.
Проект, реализуемый в Нижегородской области ГК "Аэрофьюэлз", предусматривает строительство топливозаправочного комплекса с общей емкостью 10,9 тыс. м куб, в том числе восьми резервуаров объемом 1тыс. м куб., комплекса административных зданий и сооружений, пункта налива топливозаправочных средств, собственного железнодорожного подъездного пути и сливной эстакады на 6 вагоно-цистерн, говорится в материалах ГК "Аэрофьюэлз", осуществляющих данное строительство.
В свою очередь, эксперты усматривают в строительстве альтернативного ТЗК несколько положительных моментов. Так, главный редактор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев в разговоре с корреспондентом "ФедералПресс" говорит о том, что "ЛУКойл" как производитель, у которого в Кстово огромный завод, вполне может обеспечить потребности нижегородского аэропорта, но, как показывает практика, в тех случаях, если в аэропорте есть альтернативный ТЗК, это дает пусть и не самую значительную, но все же экономию для авиакомпании благодаря двум аспектам.
"Во-первых, у ТЗК существует конкуренция, появление альтернативного поставщика топлива приводит не только к конкуренции за стоимость тонны, но и по качеству, в любом случае. Когда строится новый комплекс, он строится с учетом новейших технологий. И второе, многие ТЗК, которые строятся сейчас по России, это заказ сетевой компании "Аэрофьюэлз", у которой есть и сеть собственных заправок, и представители, через которых самолеты могут заправляться там, где нету их собственных ТЗК. Ряд авиакомпаний имеет контракты с поставщиком топлива по заправке не в одном аэропорте, а в десятках аэропортов в России и за рубежом, соответственно, авиакомпании, имея такой крупный контракт, могут выгодно работать с одним поставщиком в разных регионах. Выгодно и с точки зрения стоимости (потому что она может снижаться из-за оптовых скидок), и с точки зрения удобства расчетов", - говорит эксперт.
"Время покажет, будет ли развиваться ситуация по сценарию Кольцово, есть совершенно очевидные вещи, что сегодня рынок топливообеспечения изменился. Собственно ТЗК все в меньшей степени являются непосредственно продавцами топлива, они все больше концентрируются на оказании услуги по хранению и заправке топлива в самолет, соответственно, надо ориентироваться не на то, как работает ТЗК, а какова отпускная цена тонны авиакеросина на заводе-производителе. Мы видим, что в 2011 году в III квартале в нашей стране возник серьезный дефицит авиакеросина, это привело к повышению цен на топливо, что не замедлило сказаться на авиакомпаниях, и в данной ситуации ТЗК заметно повлиять на эту ситуацию не могли", - подвел итог Пантелеев.
По словам Синельникова, в этом году было привлечено 6 новых авиакомпаний, среди них: "Аэрофлот", "Уральские Авиалинии", "Ютэйр", где, в основном, будут заправляться вновь появившиеся в "воздушных воротах" региона компании - пока неизвестно.
При этом гендиректор Стригино говорит только о положительной динамике развития отношений МАННа с представителями различных авиалиний. "Все авиакомпании, с которыми мы сотрудничаем, отмечают, что за последний год произошли положительные изменения, которых не было за весь предыдущий период", - подчеркивает глава предприятия.
Кроме того, Синельников сообщил, что в данный момент руководство аэропорта делает все возможное, чтобы повысить уровень технической оснащенности здания и усовершенствовать всю инфраструктуру комплекса. "Наша главная забота - это комфорт пассажиров и быстрота их обслуживания. Сейчас приоритеты: это открывать все новые направления для полетов и построить новый большой терминал", - сказал директор....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФедералПресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей