Автор: Светлана Некрасова, Герман Петелин, Елизавета Маетная
Опубликовано: 02.04.2012, 12:51
 

В Тюмени разбился пассажирский самолет


[image]

2 апреля при взлете в аэропорту Рощино в 45 км от Тюмени разбился пассажирский самолет ATR-72 авиакомпании "ЮТэйр", выполнявший рейс Тюмень-Сургут. На борту находились 43 человека - четыре члена экипажа и 39 пассажиров. 32 человека погибли. В качестве приоритетных версий следствие рассматривает ошибки пилотов и наземных служб, а также технические неполадки самолета.

В 05.53 после взлета из аэропорта Рощино экипаж самолета не вышел на связь. Вскоре ATR-72 исчез с радаров. Персонал аэропорта видел, как самолет упал в 3 км от взлетно-посадочной стороны, в районе деревни Горьковка. Очевидцы сообщают, что перед столкновением с землей из обоих двигателей лайнера валил густой дым.

В авиакомпании утверждают, что самолет шел на вынужденную посадку. При ударе о землю ATR-72 развалился на несколько частей, а затем загорелся.

Спасатели обнаружили на месте падения самолета живых людей - пострадавших с ожогами и тяжелыми травмами доставили в ближайшие больницы. Пятеро раненых находятся в крайне тяжелом состоянии. Подтверждена гибель 31 человека. Спасатели нашли уже всех живых и погибших людей.

Уже обнаружены "черные ящики", они находятся в хорошем состоянии. Возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации транспорта).

Версии

По информации Aviation Safety Network, с учетом авиакатастрофы в Тюмени за весь срок эксплуатации самолетов ATR-72 в мире произошло 14 авиационных происшествий. Погибли 150 человек. Основные причины ЧП связаны с обледенением и потерей управления, отказом двигателя, ошибкой экипажа. В России это первая авиакатастрофа с участием ATR-72.

В качестве основных версий следствие рассматривает ошибку пилотов, ошибку наземных служб и техническую неисправность.

Очевидцы утверждают, что незадолго до падения самолетов из его двигателей шел черный дым. По мнению летчика-испытателя Александра Акименкова, самолет также мог упасть из-за обледенения.

- Одна из проблем этого самолета - маломощная антиобледенительная система. На западной авиатехнике нет потребностей в более мощных системах, и они не проходят жестких испытаний, - объясняет эксперт. - Например, могло произойти обледенение не только крыла и фюзеляжа, но и двигателя. В этом случае лед идет в компрессор и турбину. Если отказала силовая установка, самолет летит уже в режиме планера.

Эксперт считает, что самолет частично сохранил управляемость и пилоты пытались его посадить.

- Судя по обломкам, на борту ничего не горело , - считает авиаэксперт Андрей Николаев. - Самолет мог упасть из-за обледенения. Например, его могли плохо обработать противообледенительной жидкостью или вообще не обработали.

Следствие сейчас проверяет заявку компании "ЮТэйр" к аэропорту на обслуживание самолета. По некоторым данным, перед полетом самолет не обрабатывался антиобледенительной жидкостью.

Обледенение стало причиной первой трагедии с ATR-72 в октябре 1994 года в США. Случилось это при заходе на посадку возле Роузлоуна, погибли все 68 человек. После расследования самолетам этого типа запретили летать зимой в холодных районах США.

Всего из-за обледенения разбилось три самолета этого типа в мире. Однако после этого, уверяли производители самолетов, дефект был устранен.

Обледенение как возможная причина катастрофы на взлете в Тюмени тоже обсуждается в авиационных кругах. В ее пользу говорят погодные условие - при взлете, по данным метеорологов, было ноль градусов, на взлете холоднее. Однако эксперт Владимир Грудин считает эту версию маловероятной.

- Обледенение маловероятно, - говорит Грудин "Известиям". - Взлет был не ночью и за эти две минуты, которые прошли от отрыва от земли до падения, обледенеть он, конечно, не мог. Но могло быть препятствие в воздухе - например, пролетел другой самолет или стая птиц.

По словам Грудина, отказ техники на первых минутах после отрыва довольно частое явление.

- Неожиданно возникает крен самолета, из-за чего экипаж и пошел на вынужденную посадку, - объясняет эксперт.

Акименков опасается, что виновниками трагедии могут вновь "назначить" экипаж.

- За последние 20 лет я не разу не слышал, чтобы кто-нибудь из контролирующих структур понес какую-то ответственность. Всю вину списывают на экипаж, - заявил эксперт "Известиям". - Хотя известно, что у летающего секонд-хенда, в том числе и у ATR, есть конструктивные недостатки.

По словам Акименкова, МАК выдает сертификат на использование данных типов самолетов в пределах Российской Федерации. В свою очередь, Агентство воздушного транспорта выдает сертификат на использование данного экземпляра самолета в России. Также есть ответственные за предполетную подготовку самолета и экипажа.

ATR-72 - французский двухмоторный турбовинтовой самолет, предназначенный для среднемагистральных перелетов. Самолет рассчитан на 74 пассажира, управляется двумя пилотами. ATR-72 эксплуатируется с 1989 года. За все время производства выпущено более 400 машин.

Потерпевшему катастрофу под Тюменью самолету было около 20 лет. Авиакомпания "ЮТэйр" была четвертым хозяином лайнера ATR 72-200, ранее он эксплуатировался перевозчиками Transasia Airwais, Fainair и Aero Airlines. В собственность нынешнему владельцу воздушное судно перешло 23 июля 2008 года.

Помимо разбившегося ATR 72-200 у "ЮТэйр" есть еще два лайнера этой модели, а также 15 самолетов ATR 72-500, сообщает сайт перевозчика. Кроме авиакомпании, в России никто больше не использует самолеты ATR.

Производством лайнера занимается компания ATR, совместное предприятие Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS) и итальянской компании Finmecchanica.

<>Пассажиры и экипаж

На сайте аэропорта Рощино размещен список пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту самолета. Из-за огромного наплыва посетителей сайт недоступен.

1. Курочкина Ольга Геннадиевна.
2. Жукова Оксана Викторовна
3. Прямушкина Наталья Александровна
4. Крутько Сергей Викторович
5. Мальцева Галина Павловна
6. Захаров Анатолий Владимирович
7. Аверченко Анастасия Геннадьевна - в больнице.
8. Иванюта Дмитрий Николаевич
9. Акиньшин Александр Вадимович -в больнице.
10. Мартьянов Антон Борисович
11. Сидоров Кирилл Александрович
12. Игнатьев Николай - в больнице.
13. Волкова Людмила
14. Проворотов Михаил Николаевич
15. Павлинский Руслан Борисович - в больнице.
16. Жириков Дмитрий Александрович
17. Куляшов Денис Валерьевич
18. Якушков Сергей Евгеньевич
19. Холодилов Иван Владимирович
20. Пейль Константин Викторович - в больнице.
21. Кудрявцев Дмитрий Владимирович
22. Рябков Иван Иванович - в больнице.
23. Искрин Александр Юрьевич
24. Шибакин Сергей Николаевич
25. Федоров Юрий Николаевич
26. Лебедев Александр Иванович
27. Ботнарь Разида Нурмухаметовна
28. Богдан Валерий Петрович
29. Баженов Камил Юрьевич - в больнице.
30. Юферов Владимир Николаевич
31. Медведев Николай Яковлевич
32. Актаев Алексей Григорьевич
33. Полиенко Виктор Анатольевич
34. Рубанко Вячеслав Геннадьевич - в больнице.
35. Ложкина Галина Борисовна
36. Коровин Алексей Николаевич - в больнице.
37. Абрамова Ольга Сергеевна
38. Пачежерцева Татьяна Сергеевна
39. Быковский Дмитрий Владимирович - в больнице.
40. Анцин Сергей Сергеевич - командир воздушного судна
41. Чехлов Никита Витальевич - второй пилот
42. Бердникова Мария Владимировна - бортпроводник
43. Болдырева Любовь Владимировна - бортпроводник

Командиру экипажа Сергею Анцину 3 апреля должно было исполниться 28 лет. В 2008 году он окончил Ульяновское высшее авиационное училище. Второму пилоту - Никите Чехлову - 23 года. ATR считается "учебной партой" для молодежи перед работой на Boeing.

Среди пассажиров, которые летели в Сургут по работе, была группа юристов крупной аудиторской кампании "РАСТАМ-Право" вместе с исполнительным директором Ольгой Курочкиной. Из трех человек удалось выжить только 28-летнему Камилу Баженову. Сейчас он находится нв тюменской окружной клинической больнице № 2. У больничной палаты дежурят его родственники и друзья.

- Мы пока ничего не знаем о его состоянии, - сообщил "Известиям" один из друзей юриста Давид Каргинов.

Руководители фирмы, 36-летняя Ольга Курочкина и 34-летняя Оксана Жукова, погибли. В компании не исключили, что они будут подавать иск к компании UTair, добиваясь компенсации за гибель коллег.

- Вопрос иска будет обязательно подниматься, - заявила "Известиям" сотрудница фирмы Зиниля Бакиева.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 апреля 2012 года | Дайджест публикаций за 2 апреля 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Авиакомпания Utair, Ан-124-100 Руслан, Пилот Ай Си, ATR 72-500, Лебедев Александр, Ан-32, ЮТэйр (UTair), Взлет, ЮТэйр-Карго, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)