Автор: Александр Кокшаров, Сергей Сумленный
Опубликовано: 02.04.2012, 13:59
 

Война объявлена, боевые действия отложены

Экологические сборы грозят вызвать торговые войны между Евросоюзом и остальным миром


[image]

Экологические сборы, которые страны ЕС собираются взимать как с европейских, так и с прочих авиакомпаний, грозят вызвать торговые войны между Евросоюзом и остальным миром. Причем основным проигравшим будет именно Европа.

В конце марта Индия заявила, что ее авиакомпании не будут участвовать в европейской схеме сборов за выбросы углекислого газа (ETS). Об этом официально уведомил Евросоюз министр гражданской авиации Индии Аджит Сингх. Его министерство запретило индийским авиакомпаниям передавать информацию о выбросах парниковых газов на рейсах, выполняемых в европейские аэропорты. Брюссель же требовал эту информацию к 31 марта, чтобы начать взимать сборы с января 2013 года. "Ни один индийский перевозчик не подаст эти данные в связи с позицией нашего правительства", - заявил Сингх.

В феврале аналогичное решение было принято в Китае. Чай Хайбо, представитель Ассоциации авиатранспорта КНР, заявил, что правительство приняло решение не участвовать в ETS. В китайском случае дело получило более серьезный оборот, поскольку власти КНР стали блокировать сделки по заказу китайскими авиакомпаниями самолетов Airbus, производящихся европейским концерном EADS. Глава концерна Луи Галлуа отметил, что его компания оказалась объектом "мер возмездия" с китайской стороны.

Недовольство европейскими планами взимать сборы за выбросы парниковых газов иностранными авиакомпаниями Индией и Китаем не ограничивается. Еще в конце февраля представители 27 стран, включая США, Канаду, Россию, Бразилию, Индию, Японию и Китай, собрались в Москве, чтобы обсудить возможности ответных мер против Брюсселя. По их мнению, Евросоюз не имеет права взимать с авиакомпаний экологические сборы за выбросы за пределами воздушного пространства стран ЕС. Именно поэтому в прошлом году США предприняли попытку оспорить новые сборы, но неудачно. Суд Европейского союза постановил, что сборы законны, причем не только на территории ЕС, но и за его пределами - в том случае, если рейс выполняется в европейские аэропорты.

Потому противники ETS начали разрабатывать ответные шаги. Если Китай пригрозил отказаться от закупок европейских самолетов, то Россия напомнила о возможности закрыть воздушное пространство Сибири для европейских авиакомпаний, выполняющих рейсы между Европой и Азией. Валерий Окулов, замминистра транспорта РФ, за­явил, что подобная мера может стать реальной, если ЕС не откажется от сборов. Вместо этого преференции в транзите над Сибирью получат перевозчики из азиатских стран.

Все это грозит торговыми войнами, от которых понесут потери как Евросоюз, так и его экономические партнеры. Особенно пострадают авиакомпании и простые пассажиры, если дело дойдет до запретов на полеты и отмены рейсов. Однако ЕС занял непримиримую позицию. "Вместо того чтобы выступать против схемы, другие страны должны сотрудничать с ЕС, чтобы создать глобальную схему борьбы с загрязнением атмосферы, вызванным авиацией", - заявила Конни Хедегаард, комиссар Евросоюза по вопросам климата.

Чиновники против самолетов

Что же такое европейская ETS? Принятая Евросоюзом еще в 2005 году схема торговли выбросами предполагает, что все компании, в результате деятельности которых в атмосферу выбрасываются парниковые газы, должны получать сертификаты на эту эмиссию. Поначалу сертификаты выдаются преимущественно бесплатно, но со временем доля бесплатных будет уменьшаться, чтобы стимулировать бизнес сокращать выбросы. Если же компании сделать это не смогут, они будут вынуждены платить за дополнительные сертификаты. В долгосрочной перспективе все это должно сократить общие объемы выбросов в европейских странах, уменьшив влияние антропогенного фактора на изменение климата.

С начала 2012 года схема стала действовать и для авиации, на которую приходится лишь около 3% мировых выбросов СО2. Правда, платить авиакомпаниям придется лишь со следующего года - в текущем году бюрократы в Брюсселе лишь подсчитывают, сколько каждая авиакомпания выбрасывает парниковых газов. Причем не только в рамках воздушного пространства стран ЕС, но и на всей протяженности рейса.

Начав использовать схему, Евросоюз планирует установить потолок сертификатов на уровне 97% суммарных выбросов, источником которых является гражданская авиация. Авиакомпании получат сертификаты на 85% своих выбросов бесплатно, а остальное будет продаваться на аукционах. По оценкам Брюсселя, дополнительная стоимость сертификатов будет незначительной. Например, на рейсе Лондон-Нью-Йорк она составит лишь около 3 евро на пассажира, что эквивалентно долям процента от стоимости среднего билета экономкласса.

Причина ограничений - растущие выбросы парниковых газов из-за постоянного роста пассажиропотока авиатранспорта. По оценкам ИКАО, международной организации гражданской авиации при ООН, к 2020 году выбросы гражданской авиации по всему миру удвоятся по сравнению с уровнем 2010 года. А к 2050 году вырастут на 700%. В то же время в ЕС надеются, что использование схемы ETS для авиации позволит сократить выбросы на 20%.

"Позиция Евросоюза ясна. В ЕС полагают, что дальнейший рост воздушных перевозок приведет к росту выбросов парниковых газов, что будет отрицательно влиять на изменение климата. Поэтому Брюссель вводит ограничения, призванные сократить выбросы в рамках Европы. При этом в Евросоюзе полагают, что европейские стандарты будут приняты и в других странах, фактически заложив основу для глобальных норм в этой сфере. Подобная точка зрения не лишена логики, поскольку многие технические и бизнес-стандарты и правила изначально разрабатывались в Европе, а затем перенимались в других странах", - разъяснила "Эксперту" Керсти Хэмилтон, научный сотрудник лондонского института Chatham House.

При этом Европа приняла решение действовать даже несмотря на то, что с другими странами консенсус о сокращении выбросов авиацией не достигнут. Сами европейцы пытаются объяснить это тем, что в государствах ЕС вопросам окружающей среды и изменения климата уделяют больше внимания, чем в других странах. "В Европе есть всеобщее ощущение - и, я надеюсь, оно не ограничено Европой, - что мы сталкиваемся с настоящей проблемой в виде изменения климата, в частности с влиянием на него авиации", - заявил на конференции, прошедшей в феврале в Сингапуре, Мэтью Болдуин, глава генерального директората по транспорту в рамках Европейской комиссии.

Европа в одиночестве

Однако за пределами Евросоюза эту точку зрения поддерживают не многие. По оценкам Брюсселя, главными пострадавшими от сборов в рамках ETS станут европейские авиакомпании. Ведь если общая сумма платежей для получения сертификатов на выбросы составит 300 млн евро, иностранные авиакомпании заплатят всего 75 млн. Тем не менее целый ряд стран выступил против европейских попыток установить стандарты по выбросам парниковых газов авиацией.

Причин у оппозиции европейским предложениям три. Первая - вопрос суверенитета: многим странам не нравится, что ЕС планирует оценивать выбросы на протяжении всего полета, а не только в пределах европейского воздушного пространства. "Многие авиакомпании уже заявили, что они не считают это справедливой мерой. Они задают вполне разумный вопрос: на каком основании Евросоюз будет вводить меры, которые выходят за пределы собственного воздушного пространства ЕС?" - отмечает Джон Стрикленд, авиационный консультант JLS Consulting в Лондоне. Недовольство не ограничивается авиакомпаниями: о том, что ЕС не имеет права взимать сборы с иностранных перевозчиков, говорят и власти целого ряда стран.

Особенно недовольны предложенной схемой ETS азиатские авиакомпании, выполняющие долгие рейсы в европейские аэропорты. Они отмечают, что из-за географической удаленности авиакомпании Восточной и Юго-Восточной Азии будут платить значительно большие сборы, чем авиакомпании Ближнего Востока, Турции или России, которые получат конкурентное преимущество для привлечения транзитных пассажиров.

Причина вторая - экономическая. "Во многих странах Азии ключевая задача, стоящая перед политиками, - экономический рост и дальнейший рост благосостояния людей. Многие специалисты, определяющие экономическую политику в азиатских странах, считают, что навязываемые Европой экологические нормы ставят целью не защитить окружающую среду, а создать препятствия экономическим конкурентам - быстрорастущим экономикам Азии. Когда полисимейкеры в Азии оказываются перед выбором между охраной окружающей среды и ускорением роста, они обычно предпочитают второе. Особенно когда речь идет о менее ощутимых по сравнению с загрязнением вод, почвы или воздуха в городах экологических вопросах, таких как выбросы самолетов", - говорит Дебарати Гош, экономист исследовательского центра Economist Intelligence Unit.

В частности, многие скептики отмечают, что ЕС выбрал странную цель в своей борьбе против изменения климата. Ведь 29% выбросов СО2 дает производство электроэнергии из угля, природного газа и мазута, 22% - промышленность и 15% - автомобильный транспорт. На авиацию приходится лишь 3% выбросов сегодня и будет приходиться 6-7% в 2050 году. "Все, что касается выбросов парниковых газов в глобальном масштабе, - очень сложно. Многих не устраивает, что ЕС концентрирует усилия не на развитии альтернативной энергетики, а на авиации. Или не на жилом секторе, на который приходится 10 процентов выбросов. Ведь если улучшить изоляцию жилых домов, то сокращение выбросов может оказаться больше, чем все выбросы от авиации сегодня", - считает Крис Лавинь, аналитик по энергетике консалтинговой компании Frost & Sullivan.

Наконец, третья причина. Многие в авиационной отрасли недовольны растущим бременем экологических сборов, которые на самом деле не улучшают экологическую ситуацию. "Средства, которые будут собираться в рамках ETS, равно как средства, которые собираются в разных странах, в том числе в Европе, якобы на защиту окружающей среды, не идут на сокращение выбросов парниковых газов. Правительства просто получают еще один источник доходов", - заявил Тони Тайлег, генеральный директор Международной ассоциации авиатранспорта (IATA), объединяющей авиакомпании всего мира.

Именно поэтому целый ряд авиакомпаний, прежде всего азиатских, выступил с предложением приостановить действие ETS для авиации до тех пор, пока в рамках ИКАО не будет разработано глобальное решение проблемы, учитывающее вопросы суверенитета. В Брюсселе говорят, что готовы внести коррективы в европейскую схему, если появится глобальное соглашение, которое будет охватывать все страны.

Перспективы войны

Отсутствие консенсуса между Евросоюзом и другими странами по вопросу сборов за выбросы парниковых газов грозит перерасти в экономический конфликт. "Дипломатический конфликт может вой­ти в фазу эскалации. Если европейские правила сборов не будут соблюдаться широким кругом иностранных авиакомпаний, это вынудит ЕС к применению неких мер. Таковыми могут стать временные запреты полетов в Европу, что может привести к ответным мерам в адрес европейских авиакомпаний. Такой сценарий больно ударит по авиакомпаниям, пассажирам и авиационной отрасли в целом", - сказал "Эксперту" Тревор Сикорски, аналитик инвестбанка Barclays Capital. Потери для бизнеса - не только для авиации и туризма, но и всего спектра отраслей - в случае прекращения авиасообщения между Европой с одной стороны и Северной Америкой, Россией, Восточной и Южной Азией - с другой будут гигантскими.

Тяжелым оружием против ЕС может стать отказ от закупок европейских самолетов Airbus авиакомпаниями третьих стран. Глава Airbus Томас Эндерс обратился к Еврокомиссии с просьбой отказаться от сборов в рамках ETS, поскольку потери заказов грозят сокращением более чем тысячи рабочих мест в компании и еще нескольких тысяч в компаниях-смежниках. По мнению китайского руководства, объявленная Евросоюзом политика экологических сборов - типичный заградительный барьер. А потому в ответ власти КНР прямо запретили своим авиакомпаниям присоединяться к европейскому соглашению. В качестве средства давления на Евросоюз КНР также приостановил процедуру передачи китайским авиакомпаниям 45 самолетов концерна Airbus (15 самолетов A380 и 35 - А330) общей стоимостью 10 млрд евро. Бойкотировать европейское законодательство может обязать свои авиакомпании и Индия.

Недовольны и европейские авиакомпании, которые опасаются ответных санкций других стран, в частности ограничений на полеты. С просьбой отложить вступление ETS в силу в Брюссель обратилось уже несколько крупных авиакомпаний, включая British Airways, Lufthansa, Air France, Air Berlin и Virgin Atlantic. По мнению Союза немецкой промышленности (BDI), авиакомпании крайне ограничены в своих возможностях выплачивать новые расходы из собственных резервов. По данным BDI, в среднем по миру авиационная отрасль может похвастаться только очень скромной выручкой (EBIT) - 2,6% от оборота. Для европейских авиакомпаний этот показатель еще ниже - всего-навсего 0,9%.

Для немецких компаний уже сегодня основная проблема в споре вокруг введения квотирования выбросов углекислого газа - закрытие Россией с 23 марта возможности для перелета немецких авиакомпаний через ее воздушное пространство в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Запрет касается пролета над Россией грузового подразделения концерна Lufthansa, компании Lufthansa Cargo, а также грузовой "дочки" Lufthansa Cargo и DHL Express - компании AeroLogic, принадлежащей каждой из двух компаний на 50%. Lufthansa Cargo изначально запрашивала у Минтранса разрешение на 29 еженедельных рейсов через Россию, AeroLogic - на 30 рейсов. В настоящее время часть этих рейсов выполняется компаниями через Казахстан. "Этот окружной путь стоит нам увеличения полетного времени в среднем на 50 минут", - заявили в концерне Lufthansa, подчеркнув, что пассажирские перевозки этим запретом пока не затронуты.

Даже если полномасштабная торговая война и не начнется, Евросоюзу будет очень трудно требовать от иностранных перевозчиков выплаты сборов. "Для ЕС будет непростой задачей получать платежи от неевропейских авиакомпаний, если они не будут соглашаться на это. Особенно если авиакомпании предъявят европейским властям запрет собственного правительства на осуществление выплат", - полагает Даглас Макнил, аналитик Charles Stanley Securities.

Озадаченная Европа

Реакция ЕС на надвигающуюся торговую войну выглядит крайне непоследовательной. Европейские политики и бизнесмены демонстрируют совершенно разную готовность втянуться в полномасштабный экономический конфликт. По данным уважаемой немецкой газеты Die Welt, ведущие немецкие компании уже призвали своих политиков как можно скорее найти компромиссное решение, удовлетворяющее все стороны.

По данным журналистов, немецко-французский авиаконцерн Airbus, а также две крупнейшие немецкие авиакомпании, Lufthansa и Air Berlin, направили канцлеру ФРГ Ангеле Меркель письмо, в котором предупредили главу правительства о недопустимом уроне, который нанесет торговая война. "Мы просим вас начать настойчиво искать возможность переговоров не только внутри Евросоюза, но прежде всего с государствами, присоединяющимися к бойкоту", - говорится в письме. К письму, по данным Die Welt, присоединились также авиакомпании Air France-KLM, British Airways и Iberia. "Нельзя допустить, чтобы этот конфликт нанес ущерб местным авиаперевозчикам, чтобы на их спинах стороны выехали из конфликта", - заявил журналистам председатель совета директоров Lufthansa Cargo Карл Ульрих Гарнадт.

Немецкая экономика может серьезно пострадать от роста цен на авиационные перевозки. По заявлению BDI, более 30% немецкого экспорта (рассчитано по стоимости товаров) экспортируется за рубеж с помощью воздушного транспорта. Тот факт, что Германия - один из трех мировых лидеров по объему экспорта, делает ее экономику крайне зависимой от устойчивости и цены международных транспортных потоков. Именно поэтому Союз немецкой промышленности призвал власти Евросоюза отложить введение действия квотирования выбросов углекислого газа для авиации еще на год, в течение которого стороны могут договориться о механизмах применения договора.

Тем не менее в своем намерении продвигать этот сбор и дальше европейские политики тверды. Еще в 2001 году Европейский суд принял решение, согласно которому сбор не вступает в противоречие с правилами свободной торговли. Возмущающий иностранцев налог платят и европейские авиакомпании, таким образом, он не может считаться заградительным барьером, отсекающим от внутреннего рынка иностранцев. Например, Lufthansa оценивает свои убытки от введения квотирования выбросов углекислого газа в 350 млн евро в год. Для сравнения: в 2011 году оперативная прибыль компании составила 800 млн евро.

По мнению немецких политиков, Германия и ЕС ни в коем случае не должны поддаваться давлению со стороны Китая, России и других государств. "Мы должны применять наши законы, иначе нынешняя ситуация станет образцом для подражания в будущих конфликтах вокруг регулирования торговли или финансовых рынков", - заявил Петер Лизе, депутат Европарламента от немецкого Христианско-демократического союза.

 

Дайджест прессы за 2 апреля 2012 года | Дайджест публикаций за 2 апреля 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Окулов Валерий, Air France, International Air Transport Association (IATA), Международная ассоциация воздушного транспорта (в процессе тестирования)