О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Три минуты полета к смерти

Катастрофа ATR-72 показывает: сама по себе замена авиапарка на импортную технику не гарантирует безопасности

В Тюменской области 4 апреля начнется трехдневный траур в память о жертвах авиакатастрофы ATR-72, разбившегося в понедельник, 2 апреля, под Тюменью. Погиб 31 человек, в том числе все члены экипажа. Врачи борются за жизнь 12 уцелевших, а следователи ищут причины ЧП. Основные версии - человеческий фактор или техническая неисправность.

Как выяснили "МН", авиакомпания "ЮТэйр" обновила свой парк год назад - за полгода до того, как президент Дмитрий Медведев после очередной катастрофы распорядился заменить самолеты регионального класса на более современные. То есть сам по себе переход на импортные борты не является гарантией безопасности полетов. Ространснадзор не видит необходимости в проверке всех машин этого типа, и Минтранс не будет запрещать полеты. При этом власти США не рекомендовали своим авиакомпаниям использовать ATR после первой же катастрофы, случившейся там еще в 1994 году.

Самолет ATR-72 разбился 2 апреля в 7.33 (5.33 мск), через три минуты после вылета из аэропорта Рощино. Воздушное судно принадлежало авиакомпании "ЮТэйр" и выполняло рейс из Тюмени в Сургут. На его борту находилось 39 пассажиров и четыре члена экипажа. Как сообщает ГУ МЧС по Тюменской области, связь с самолетом была потеряна практически сразу после взлета. В Уральской транспортной прокуратуре сообщили, что воздушное судно исчезло с радара, а из аэропорта можно было наблюдать его падение. "Самолет упал на землю, разбившись при ударе на три части, после чего загорелся", - сообщил РИА Новости заместитель тюменского транспортного прокурора Валентин Тарасов. По сообщению "ЮТэйр", самолет пытался совершить вынужденную посадку.

Начальник линейного отдела полиции аэропорта Сергей Киселев сообщил РИА Новости, что самолет смог подняться на высоту в полкилометра: "Я не специалист, не авиационщик, но мне кажется, он вряд ли поднялся больше чем на 500 метров". Борт упал в 5 км от города, в районе деревни Горьковка. По словам очевидцев авиакатастрофы, из самолета незадолго до падения шел дым. "Он поворачивал, из него шел дым, самолет начал снижаться и на поле ушел", - сказал житель Горьковки Алексей.

Место падения обнаружили примерно в 8.42 и оцепили. От самолета осталось три больших обломка - носовая часть, хвост и середина салона, которая обгорела больше всего. Тела пассажиров были разбросаны неподалеку от обломков. Снега в месте падения самолета было по пояс, и сотрудники МЧС с помощью спецтехники расчистили несколько подъездов к месту катастрофы. Спасатели быстро потушили пожар и обнаружили 14 выживших, их доставили вертолетами в больницы, сообщили "МН" в областном МЧС. Во время транспортировки двое скончались. Все выжившие находятся в реанимации, состояние девяти - тяжелое, еще троих - крайне тяжелое. Консилиум местных врачей принял решение отправить их в Москву.

Оба "черных ящика" самолета обнаружили на месте крушения около 10.00, спустя час их извлекли из-под обломков фюзеляжа. Бортовые самописцы направлены для исследования в Международный авиационный комитет в Москву. Примерно в 12.40 поисковая операция завершилась, и к работе на месте авиакатастрофы приступили следователи. Уголовное дело по факту падения ATR-72 возбудили по статье УК "нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта". Главное следственное управление СКР рассматривает в качестве основных две версии: ошибка в пилотировании или техническая неисправность. В течение дня вторая стала приоритетной. Как сообщил журналистам официальный представитель СКР Владимир Маркин, в ее пользу говорят свидетельства очевидцев, видевших дым. "Эту версию подтверждают и действия экипажа, который фактически сразу после взлета развернулся в сторону аэропорта Тюмени", - сказал Маркин.

Источник РИА Новости, близкий к расследованию, сообщил, что основная версия крушения самолета - обледенение. Перед вылетом разбившийся ATR-72 не обработали противообледенительным средством должным образом. Этот факт подтвердил глава Росавиации Александр Нерадько, однако ведомство пока не считает обледенение основной причиной крушения. Также он не считает, что причиной могло стать некачественное топливо.

Власти Тюменской области пообещали оказать семьям погибших и пострадавших материальную помощь, сообщил на месте трагедии вице-губернатор Сергей Сарычев. "Губернатор должен подписать распоряжение о выделении семьям погибших и пострадавших материальную помощь до миллиона рублей", - сказал он. Матпомощь окажет и авиакомпания "ЮТэйр". В соответствии с договорами страхования родственники погибших получат по 2 млн руб., выплаты пострадавшим также составят до 2 млн руб. "ЮТэйр" обязалась взять на себя расходы, связанные с организацией и проведением похорон.

Вчерашняя трагедия - это первая потеря самолета ATR-72 в России и 14-я в мире, рассказал "МН" президент НП "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков. "Всего их изготовлено свыше 400 штук на конец прошлого года. Это достаточно широко эксплуатирующиеся самолеты, хотя некоторые страны не стали их применять. Например США, где после первой же катастрофы в 1994 году авиакомпаниям было рекомендовано отказаться от их эксплуатации", - сказал он.

В прошлом году после серии катастроф и аварий с отечественными самолетами регионального класса (Ан-24, Ту-134, Як-42) правительство РФ пришло к выводу о необходимости заменить этот парк самолетов на сходные по размерам, но более современные машины иностранного производства. Об этом говорил в сентябре 2011 года и президент Медведев, прибыв на место катастрофы Як-42 под Ярославлем, где погибла хоккейная команда "Локомотив".

Авиакомпания "ЮТэйр", как оказалось, предвосхитила это распоряжение главы государства. Еще в апреле прошлого года она подписала с франко-итальянской компанией ATR контракт на поставку 20 самолетов ATR-42-500. На сегодняшний день 15 из них уже пополнили флот авиакомпании. Кроме того, у "ЮТэйр" уже тогда были "в работе" три машины более старой модификации того же типа ATR-72-200 и 14 меньших по размеру ATR-42. Компания превратилась в одного из крупнейших эксплуатантов и клиентов ATR в мировом масштабе.

Гибель самолета "ЮТэйр" под Тюменью ставит под сомнение тезис о том, что переход на импортную технику способен сам по себе гарантировать качественное повышение безопасности полетов на региональных линиях в России. Все причастные к проблеме ведомства и организации вчера, впрочем, предпочли воздержаться от далеко идущих выводов в этом направлении. Ространснадзор пока не рассматривает возможность приостановки эксплуатации самолетов ATR-72, сообщил агентству Прайм представитель ведомства.

Представители Минтранса России вчера отказались комментировать "МН" перспективы самолетов ATR на российском рынке. Но, как выяснили "МН", перспективы у них до сих пор были неплохие. "В прошлом году мы добились серьезного прорыва на российском рынке, - сказал "МН" представитель компании ATR Давид Варгас. - За один год мы продали в Россию 29 самолетов нашего производства, из них 20 - "ЮТэйр", еще девять - авиакомпании NordStar из Красноярского края (подконтрольна АО "Норильский никель". - "МН"). Пока у нас в России есть только эти два клиента, но мы считаем, что российский рынок имеет для нас гораздо больший потенциал, особенно из-за происходящей там сейчас замены парка региональных самолетов". Варгас заявил, что, по его мнению, катастрофа в Тюмени не помешает дальнейшим поставкам самолетов ATR в Россию.

Авиакатастрофа под Ярославлем в минувшем сентябре подтолкнула Следственный комитет на продвижение еще одной законодательной инициативы. Как рассказывали тогда "МН" в СКР, именно человеческий фактор становится причиной всех последних авиакатастроф, а "самолеты не так уж и плохи". "Вспомните крушение "Боинга-737-500" в Перми в сентябре 2008 года, - говорил наш собеседник. - При расследовании в крови первого пилота был обнаружен алкоголь. А в случае катастрофы Ту-134 под Петрозаводском в июне этого года алкоголь был обнаружен в крови бортинженера".

В связи с этим СКР намеревается выступить с рядом инициатив законодательного характера - ввести видеорегистрацию полетов, проводить алкотесты и тесты пилотов на томографах. Однако в настоящий момент процесс разработки законопроекта в СКР комментировать отказались, сославшись на "указание руководства".

Многие летчики восприняли в штыки критику в свой адрес и обвинения в непрофессионализме. "Когда следователи говорят о человеческом факторе, не надо сразу думать, что речь идет о пилотах, сказал "МН" член президиума профсоюза летного состава (ПЛС) России Вилли Вечирко. - Речь может идти и о человеке на земле, который какую-то гайку недокрутил, или диспетчере, который ошибку допустил". Он обратил внимание, что неисправность двигателя зачастую означает, что ошибку сделал тот, "кто этот двигатель собирал".

Но и профсоюз, и СКР сходятся в одном - отбор пилотов должен проводиться жестче. "Раньше чтобы тебя допустили до управления большим тяжелым самолетом, нужно было окончить высшее учебное заведение, на мелкой авиации полетать и только к 35-40 годам добраться до большой машины, - вспоминает Вечирко. - Раньше в гражданской авиации на первом месте был вопрос безопасности полетов, это первое, о чем говорили все. А сейчас у нас в государстве, в том числе и в авиации, главное - деньги. Билеты проданы - надо лететь, от этого тоже большинство проблем".

По словам Вечирко, компании в погоне за прибылью могут продать билеты, даже не имея свободного летчика на рейс. "Приходится брать недавно отлетавшего свой рейс и нарушать режим труда и отдыха. Пилоты перерабатывают", - объяснил он.

Именно это нарушение год назад в компании "ЮТэйр-Экспресс" выявила Сыктывкарская транспортная прокуратура. В ходе проверки было установлено, что максимальная продолжительность полетной смены летчиков превышена. Компанию обвинили также в том, что одному из пилотов не давали еженедельный непрерывный отдых (не менее 42 часов) через две ночные смены подряд. Что касается вчерашней катастрофы, то в "ЮТэйр" заверили: усталость экипажа не могла стать причиной крушения - пилоты были опытные и отдохнули перед вылетом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка