Автор: Павел Никулин
Опубликовано: 04.04.2012, 11:46
 

Скользкие улики

Следователи проверяют версию об обледенении упавшего самолета


В Тюмени продолжается расследование авиакатастрофы ATR-72, унесшей жизни 39 человек. Одной из возможной версий трагедии эксперты называют обледенение фюзеляжа - судя по всему, самолет не обработали специальным составом. Кто принял решение отказаться от такой обработки - командир судна, аэропорт или авиакомпания, предстоит выяснить следователям.

Обледенение некоторые эксперты считают наиболее вероятной причиной катастрофы, произошедшей 2 апреля вблизи тюменского аэропорта Рощино. Она во всяком случае объясняет то, что происходило с ATR-72 в последние секунды. Как установили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), после взлета самолет сначала накренился вправо более чем на 35 градусов, а затем влево более чем на 50 градусов. И уже затем, выполняя вынужденную посадку, самолет задел левым двигателем землю и от удара развалился на три части, считают в Следственном комитете (СКР).

Как полагает летчик-испытатель Михаил Марков, крены самолета незадолго до падения могут объясняться обледенением стабилизаторов - крыльев на хвосте самолета. На кромке стабилизаторов находится руль высоты, который отвечает за вертикальный наклон лайнера. По словам Маркова, в большинстве крупных международных компаний противообледенительная обработка проводится по усмотрению пилота. "В Lufthansa есть правила, при которых самолеты поливают при 5 градусов по Цельсию и ниже, даже если борт вылетает из Сахары, а в большинстве крупных компаний это решает командир воздушного судна, - рассказал "МН" летчик-испытатель, - Скорее всего пилот ATR осмотрел самолет с земли, а сверху не посмотрел. Он мог просто не увидеть обледенение".

Президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков выразил сомнение в том, что пилот отказался от противообледенительной обработки без должных причин. Отсутствие спецобработки может привести к печальным последствиям, и летчики это знают, пояснил он "МН": "На самолете образуется ледяной нарост, он вызывает потерю аэродинамики и утяжеляет машину. Так было у ATR-72, разбившегося в 1994 году в США. Тогда погибли 68 человек".

Версия об отказе пилота появилась в СМИ со ссылкой на гендиректора аэропорта Рощино Владимира Полякова. Источник РИА Новости в Рощино говорит, что разбившийся борт, как и следующий, не обрабатывали противообледеняющей жидкостью, так как на улице потеплело. Доля ответственности может лежать и на инженерно-технических службах авиакомпании "ЮТэйр". "Перед полетом они должны подготовить соответствующим образом самолет, в том числе при необходимости обработав его реагентами. Аэропорт же предоставляет техническую возможность, то есть машины для этого", - сказал источник Интерфакса в оперативном штабе по ликвидации последствий авиакатастрофы. В "ЮТэйр" пообещали "МН" уточнить внутренние правила обработки самолетов 4 апреля.

Согласно пункту 7.6 руководства по антиобледенительной обработке Международной организации гражданской авиации (ИКАО) пилот несет ответственность за обеспечение соответствия самолета требованиям "концепции чистого воздушного судна". Согласно этой концепции крылья, а также горизонтальное и вертикальное оперение самолета должны быть свободны ото льда, инея и снега. В том же пункте говорится, что наземный персонал разделяет эту ответственность.

В Росавиации подтвердили, что самолет не обработали антиобледенителем. Но в ведомстве не считают это причиной крушения. Другой версией катастрофы называют техническую неисправность воздушного судна. В ее пользу говорят показания очевидцев трагедии, видевших дым из двигателей самолета незадолго до авиакатастрофы. Правда, экипаж о неполадках не сообщал - Михаил Марков предполагает, что в том числе и потому, что пилоты просто не успели понять, в чем проблема.

В СКР пока не склонны называть приоритетную версию расследования. Известно лишь, что судмедэкспертиза не обнаружила следов алкоголя в крови летчиков. Вчера в Тюмени и Сургуте следователи изъяли образцы горючего и документы - журналы готовности, суточные планы, дневники погоды. Топливо, которым заправили самолет в Рощино, арестовали. В Росавиации считают, что вряд ли некачественное горючее стало причиной крушения.

В МАК сейчас исследуют "черные ящики" разбившегося ATR-72 и от развернутых комментариев отказываются. "Расследование пока не закончено, а вся необходимая информация публикуется у нас на сайте", - заявил "МН" зампредседателя комитета Александр Филатов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 апреля 2012 года | Дайджест публикаций за 4 апреля 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Крылья, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Пилот Ай Си, Безопасность полетов, ЮТэйр-Карго, ЮТэйр (UTair) (в процессе тестирования)