Источник: журнал «Взлёт»
Автор: Артем Кореняко
Опубликовано: 10.05.2012, 11:11

Крымская какофония


Главные воздушные ворота Автономной Республики Крым (АРК) - аэропорт Симферополь уже около 5 лет остается без базовой авиакомпании. В 2007 г. операционную деятельность прекратила "Авиакомпания Крым" (Crimea Air), летавшая на Ан-24, Ан-26 и Як-42. С тех пор многочисленных туристов полуострова перевозили только "чужие" авиакомпании. Все это время ряд местных чиновников не оставляла идея создать в подконтрольном аэропорту Симферополь (акции предприятия находятся в государственной собственности) базовую авиакомпанию. Крайним проектом местного правительства, стала идея создания местного авиаперевозчика на базе симферопольского аэропорта на что планировалось выделить около 80 млн грн.

После смерти Председателя Совета министров АКР Василия Джарты 17 августа 2011 г. идею исказили. Результат по возрождению своих авиалиний из второго украинского аэропорта по количеству обслуженных пассажиров - 963,8 млн чел. (+14,6 % к 2010 г.) оказался плачевным. В низкий сезон на маршруты из Симферополя вышло дочернее предприятие аэропорта - авиакомпания "Крымские Зори". Не имея сертификата эксплуатанта, она стала выполнять регулярные рейсы под кодом одесской авиакомпании "Южные авиалинии" и на ее самолетах Saab 340b. 16 декабря 2011 г. был совершен первый перелет по маршруту Одесса - Симферополь. Позже открылись регулярные рейсы из Симферополя в Донецк и Киев. Анонсировались полеты в Краснодар, Ростов-на-Дону и Ереван без пересадок. Планировалось приобрести в лизинг несколько "боингов". Однако слабая загрузка из-за работы в низкий сезон, высокая стоимость авиабилетов и их продажа только через кассы поставили жирный крест на операционной деятельности предприятия. При позиционировании "Крымских Зорь" как бюджетного перевозчика за билет до Киева надо было выложить от 1000 грн. Для сравнения: ценник на рейсы авиакомпании Wizz Air Ukraine (украинская "дочка" венгерского бюджетного перевозчика Wizz Air) на этом маршруте осенью прошлого года начинался от 260 грн.

Скорый конец

В конце марта 2012 г. глава Республиканского комитета АРК по транспорту и связи Николай Черевков (основной лоббист проекта) сообщил: "В связи с отсутствием пассажиропотока и экономической нерентабельностью рейсы были отменены. Остался лишь рейс в Донецк - в пятницу и воскресенье". По словам чиновника, регулярные рейсы с началом курортного сезона планировалось возобновить даже с увеличением пунктов назначения - Краснодар, Львов, Харьков и другие регионы Украины. В начале мая стало известно - 6 мая "Крымские Зори" совершат свой последний рейс из Симферополя. Однако табло симферопольского аэропорта в этот день указывало, что донецкий рейс отменен. Планируется, что окончательно судьба перевозчика решится в середине мая. Из последней информации о деятельности компании, размещенной на официальном интернет-сайте аэропорта Симферополь, следует, что "переход на летнее расписание "Крымскими Зорями" будет осуществляться в конце мая, начале июня, вместе со значительным притоком туристов на полуостров". "Так же и задача с получением самолетов типа "Boeing" является нашей главной целью, но перед ее осуществлением стоит застраховать себя экономически, и, в момент наибольшей рентабельности и пассажиропотока, реализовать свой план", - говорится в сообщении, датированном еще 28 марта.

Пока власти АКР решают, стоит ли продолжать тратить бюджетные деньги на провалившийся "прожэкт", на рынок перевозок стремительно вышла частная крымская авиакомпания Air Onix. Предприятие было основано еще в 2007 г. Однако сертификат эксплуатанта № UK 034 (срок действия до 24 апреля 2013 г.) получило 5-ю годами позднее - 25 апреля 2012 г. На следующий день авиаперевозчик получил свой первый самолет - Boeing 737-33R (сер. №28873) в моноклассной компоновке (142 кресла экономического класса). Лизингодателем стало подразделение компании General Electric - GE Commercial Aviation Services (GECAS), оказывающее финансовые услуги, а также услуги в области лизинга самолетов. До получения украинского регистрационного номера UR-KRA борт эксплуатировался в Новой Зеландии, а затем в Эстонии. Самолет совершил свой первый полет 11 декабря 1997 г. Планируется, что на начальном этапе флот авиакомпании будет включать 3 самолета Boeing 737-300/500, в которых будут "премиум-эконом" и "эконом" классы. Для пассажиров первого предусмотрен дополнительный комфорт, благодаря увеличенному расстоянию между креслами, а также улучшенное питание и напитки. Пассажирам "Эконом" класса предоставляется возможность бесплатного провоза багажа, а также бесплатные закуски и напитки во время полета.

Быстрый взлет

Стремительный выход на рынок "Air Onix" связывают со сменой руководства в симферопольском аэропорту. В середине апреля кресло его гендиректора занял бывший заместитель главы Госавиаслужбы Украины Юрий Солончук, до этого работавший руководителем крупнейшего в стране аэропорта Борисполь - 8,029 млн чел. по итогам прошлого года (+20 % к 2010 г.). Авиакомпания близка к крымскому туроператору "Оникс-груп Юкрейн", работающему на рынке въездного и выездного (Турция, Иордания, Израиль, ОАЭ и др.) туризма с 2003 г. Среди партнеров авиакомпании на ее официальном интернет-сайте также значится один из крупнейших российских туроператоров TEZ Tour.

"Air Onix создана, как традиционная европейская авиакомпания с точки зрения пассажирского обслуживания, тарифной политики, а также тактики дистрибуции и организации продажи перевозок", - говорится на официальном интернет-сайте перевозчика. Его миссия заключается в удовлетворении потребностей населения в качественных регулярных внутренних и международных авиационных перевозках между Симферополем и региональными центрами Украины, включая ее столицу - город Киев, а также между Симферополем и странами ближнего зарубежья. Планируются рейсы в Москву. Первый регулярный рейс авиакомпания совершила 28 апреля из Симферополя в киевский аэропорт Жуляны. Согласно расписанию перевозчика до 15 июля полеты между центром АКР и столицей Украины будут осуществляться четыре раза в неделю туда и обратно.

По оценкам в период летней навигации средняя загрузка рейсов на маршруте Киев - Симферополь превышает 85 %. На линии помимо новичка работает несколько авиакомпаний. Только в мае согласно расписанию аэропорта Симферополь в аэропорт Борисполь на В737-500 совершают регулярные полеты "Международные Авиалинии Украины" (МАУ) и "Аэросвит". В Жуляны - Wizz Air Ukraine на А320 и авиакомпания "Хорс" на MD-83. Тем не менее, за счет неполного удовлетворения спроса, низких цен и агрессивной рекламы, которой, правда, пока не наблюдается, Air Onix вполне способна переманить к себе часть авиапассажиров на растущем украинском рынке (по итогам 2011 г. гражданская авиация страны перевезла 7,505 млн чел., что на 22,9 % больше, чем в 2010 г.). Предпосылки для этого есть. Например, на сентябрь МАУ и "Аэросвит" предлагают билеты по маршруту из Киева в Симферополь и обратно примерно за 1800 грн. Wizz Air Ukraine - за 1000 грн. Air Onix пока не выставил на продажу билеты в сентябре, но на последние дни августа их можно купить примерно за 800 грн. Дополнительным преимуществом новой авиакомпании перед МАУ и Аэросвитом для нетранзитных пассажиров может стать тот факт, что Air Onix летает в аэропорт Жуляны, расположенный в городской черте Киева.

Еще одним испытанием для Air Onix станет низкий сезон, который очень характерен для Крыма. Так с января по май 2011 г. через симферопольский аэропорт проследовало только около 100 тыс. чел. или примерно 10 % от общего числа обслуженных в прошлом году пассажиров. Менеджменту авиакомпании придется изрядно поломать голову, чтобы положительно его отработать. Ожидается, что в это время перевозчик соредоточится на выполнении чартерной программы в интересах выездного туризма.

Что касается аэропорта Симферополь, то его возможности до конца не исчерпаны. Взлетно-посадочная полоса имеет размер 3701х60 м. Во времена СССР он являлся одним из основных аэропортов, обеспечивавших отдых советских граждан, и был связан регулярным авиасообщением практически со всеми крупными городами страны. Максимального объема авиаперевозки достигли в 1991 г.: в течение него было перевезено более 5,2 млн. пасс. и выполнено более 30 тыс. авиарейсов. По данным предприятия в настоящее время аэропорт Симферополь может обеспечить обслуживание ВС любой взлетной массы. Пропускная способность аэропорта составляет более 1000 пассажиров в час на вылет и 1000 пассажиров в час на прилет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 мая 2012 года | Дайджест публикаций за 10 мая 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Взлёт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Крымские зори", Международный аэропорт "Уфа", Ан-24Б, Ан-26, В737-500, MD-83, АН-24, Як-42, Air Onix, Южные авиалинии, Хорс (Khors), Взлет, Аэросвит (AeroSvit), Международные авиалинии Украины (в процессе тестирования)