О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нарушение государственной границы СССР пилотом из ФРГ Матиасом Рустом

25 лет назад гражданин ФРГ Матиас Руст на спортивном самолете "Сессна" нарушил государственную границу СССР и, преодолев 1220 км за 5 ч 50 м, совершил посадку на Красной площади в Москве

25 лет назад гражданин ФРГ Матиас Руст на спортивном самолете "Сессна" нарушил государственную границу СССР и, преодолев 1220 км за 5 ч 50 м, совершил посадку на Красной площади в Москве.

28 мая 1987 года, когда в СССР отмечался День пограничника, спортивный самолет американского производства "Сессна-172" нарушил воздушное пространство Советского Союза и совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске. Точнее, он приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик вышел из самолета и тут же стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Нарушителем оказался пилот-любитель гражданин ФРГ Матиас Руст (Mathias Rust), 1968 года рождения. Его отец был бизнесменом, продававшим самолеты "Сессна".

Стартовав с аэродрома в окрестностях родного Гамбурга на четырехместном легком самолете "Сессна-172Б Скайхоук", Руст совершил посадку в аэропорту Маальме в Хельсинки (Финляндия) для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта он сказал, что летит в Стокгольм (Швеция). В какой-то момент Руст прекратил связь с финскими диспетчерами и вскоре исчез из воздушного пространства Финляндии. Считалось поначалу, что самолет упал в море. Руст тем временем пересек советскую границу и взял курс на Москву.

Неизвестный тихоходный объект появился на экранах радиолокаторов таллинских ПВО в районе города Кохтла-Ярве в 14.29. С аэродрома Тапа в тогдашней Эстонской ССР по тревоге подняли два дежурных истребителя. Те обнаружили самолет Руста, но, не получив инструкций относительно дальнейших действий и израсходовав топливо, вернулись на базу.

В ходе полета произошло то, что потом трактовалось компетентными органами как "случайности". Самолет Руста, попадавший на экраны радаров ПВО, идентифицировали то как поисково-спасательный самолет, то как производивший фотосъемки вертолет, то как "неизвестное метеообразование".

В 17.40 самолет Матиаса попал в зону действия радаров Московского аэроузла. До выяснения ситуации администрация аэропорта Шереметьево прекратила прием и отправку пассажирских лайнеров.

При согласовании плана совместных действий с командованием Московского округа ПВО было принято решение о том, что гражданская авиационная администрация сама справится с нарушителем режима полетов. Но когда обнаружили, что нарушитель уже в районе городской черты Москвы, где полеты вообще запрещены, что-либо предпринимать было уже поздно.

В 18.55 самолет Руста приземлился на Москворецком мосту, преодолев расстояние 1220 километров за 5 часов 50 минут.

2 сентября 1987 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда СССР начала слушание дела Матиаса Руста. Он был обвинен в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Дело рассматривалось на открытом заседании.

Своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 офицеров.

Руста защищал член московской коллегии адвокатов В. Яковлев, государственный обвинитель - старший помощник генерального прокурора СССР В. Андреев. Сам Руст заявил на суде, что его полет был "призывом к миру".

4 сентября 1987 года Руст был осужден на четыре года лишения свободы за незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. Проведя в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, 3 августа 1988 года он был помилован президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР.

Матиас Руст вернулся в ФРГ. На родине его поступок воспринимался как безумная идея, поставившая под угрозу мир. Его лишили прав на пилотирование, начали расследование скандального полета, но потом дело закрыли.

Руст поступил на альтернативную службу, работал медбратом в больнице в немецком городе Риссен. В ноябре 1989 года, во время очередного дежурства, он ранил ножом медсестру, которая отвергла его ухаживания, за что был приговорен к 2,5 годам лишения свободы, но отсидел только половину срока.

В 1990-х годах Руст много путешествовал; объездив весь мир. В 1997 году в интервью одной из газет он сказал, что обратился в индуизм и женился индианке.

В апреле 2001 года Руст вновь напомнил о себе. Он предстал перед судом по обвинению в краже кашемирового пуловера в универмаге, был приговорен к штрафу в 5 тысяч евро.

Свои денежные проблемы Матиас Руст решил с помощью покера - ему улыбнулась удача, и он выиграл 750 тысяч евро. Какое-то время "кремлевский пилот" подвизался в финансовой области и, не имея соответствующего образования, работал аналитиком в инвестиционной компании, куда он устроился с помощью одного из своих знакомых.

Ныне Матиас Руст - профессиональный игрок в покер. Он посещает курсы и готовится стать гуру - преподавателем йоги. "Я твердо решил через год или через два открыть свою собственную школу в Гамбурге", - заявил Руст в интервью немецкому журналу Stern.

В интервью он назвал свою проделку с посадкой у Кремлевской стены безответственной. Сказал, что был тогда слишком молод и хотел таким способом ускорить советско-американские переговоры о разоружении.

Руст пишет мемуары о своем историческом полете 25-летней давности.

Самолет Руста в 1988 году был продан японскому бизнесмену. Последующие 15 лет "Сессна" находилась в спортивном клубе в японском городе Уцуномия. После продажи клуба в 2003 году самолет стоял в ангаре у владельца. В 2008 году он был куплен Немецким техническим музеем.

В 2012 году в ФРГ вышел документальный фильм режиссера Габриэле Денеке (Gabriele Denecke) "Кремлевский летчик", посвященный полету Матиаса Руста....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка