О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушный проект

Улан-удэнский аэропорт пока не приносит прибыль - у нас слишком мало летают

Справка "МК"

В 2011 году году пассажиропоток из Улан-Удэ составил 187 тысяч человек. Впервые за долгие годы аэропорт "Байкал" начал развиваться.


Как сообщил генеральный директор улан-удэнского аэропорта Александр Ленцов, осенью этого года немцы выдадут свое заключение относительно перспектив его развития. При этом он отметил, что результаты этого экспертного заключения вряд ли будут обнародованы, поскольку речь идет о коммерческой информации.

Насколько радужными будут перспективы развития улан-удэнского аэропорта?

Вся проблема в том, что у нас слишком мало летают - в 2011 году пассажиропоток из Улан-Удэ составил лишь 187 тысяч человек. Убыток ОАО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" за 2011 год - 1,2 млн. рублей.

Для сравнения - международный аэропорт Иркутска за этот же период перевез 1 млн. 257 тысяч человек, а чистая прибыль аэропорта составила 190 млн. рублей. Причем наибольшую выручку (порядка 332 млн. рублей) иркутяне получили от услуг "неавиационного" характера - в основном от сдачи в аренду торговых площадей и прочего аэропортового сервиса. Однако устанавливать высокие арендные ставки можно лишь при хорошей оборачиваемости торговых заведений в аэровокзале. Но в аэропорту Улан-Удэ активные перемещения если и наблюдаются, то лишь утром, когда летят московские рейсы, после обеда пустынный улан-удэнский аэропорт напоминает роман Стивена Кинга "Лангольеры".

Улан-Удэ отставал от Иркутска по объективным причинам давно, но они не были настолько критичными. Так, до развала СССР в 1990 году иркутский аэропорт обслужил 1,5 миллиона пассажиров, а улан-удэнский - 800 тысяч. Теперь же мы отстаем в 11 с лишним раз по пассажиропотоку, что является закономерным итогом коррупционной схемы приватизации улан-удэнского аэропорта и воздушного флота региона в 2000 году, совершенного при попустительстве чиновников правительства РБ. В результате аэропорт был отброшен в своем развитии на 11 лет, став объектом многочисленных перепродаж. При этом республика, в чьей собственности изначально находился аэропорт, получила от приватизации аэропорта 0 рублей. Республиканская прокуратура возбудила уголовное дело по признакам мошенничества в особо крупном размере, которое впоследствии забрали себе вышестоящие федеральные товарищи и благополучно все "замяли".

Для нового собственника - нынешнего депутата Госдумы от "Единой России", владельца ИФК "Метрополь" Михаила Слипенчука аэропорт является непрофильным бизнесом и в начале его захода в Бурятию в 2007 году он об этой покупке и не помышлял. Однако в свете туристического проекта позорное состояние воздушных ворот РБ сильно раздражало президента РБ, особенно в преддверии празднования 350-летия Бурятии. В 2008 году Вячеслав Наговицын убедил Михаила Слипенчука взять под свое крыло воздушные ворота в РБ. Но собственники аэропорта (австрийцы) гнули максимальную цену, пока весной 2011 года аэропорт все же не был продан. За месяц стахановскими методами был проведен косметический ремонт для встречи vip-персон, прилетающих на юбилейные мероприятия.

2011 год был удачным для развития - жители Бурятии захотели путешествовать не через Иркутск, а напрямую - в Таиланд, Китай и Монголию, куда из Улан-Удэ были открыты чартерные рейсы. Число же регулярных линий до Москвы увеличилось до четырех ("Аэрофлот", "Трансаэро", "S7" и "Якутия"), а цена билетов весной в результате жесткой конкуренции упала. В июне запланированы чартерные рейсы в Пекин и Турцию, что наряду с рейсами в Бангкок, Маньчжурию и Улан-Батор расширит географию полетов из Бурятии.

Как отметил гендиректор аэропорта, на это лето запланированы чартерные рейсы в китайский город Санья, в Камрань (Вьетнам) и, быть может, "осилим в этом году Токио, возможно, организуем транзитно-состыковочный рейс в Хабаровске. В любом случае, это будет быстрее, чем через Москву".

Однако развитие чартерных рейсов сопряжено с меньшим риском, чем регулярных - в случае резкого уменьшения числа пассажиров (например, в связи с кризисом) авиакомпании быстро отменяют или переносят рейсы. Да и вряд ли в Бурятии имеется большое число бизнесменов и командировочных-чиновников, способных заполнить кресла в регулярных перевозках в Пекин, не говоря уже о Токио. Рассчитывать на приличные потоки иностранных туристов пока рано, на Байкале на сегодняшний день не построено ни одного приличного отеля, хотя бы уровня трех звезд. Увеличить пассажиропоток могла объединенная с Иркутском региональная авиакомпания, которая бы обслуживала север Бурятии и области, однако этот вопрос натыкается на нежелание глав соседних регионов приступить к реальному воплощению проекта. В этом случае федеральный бюджет дотировал бы стоимость авиабилетов, как это происходит на западе России.

Но все же работа над снижением издержек ведется - Ленцов говорит об альтернативном топливо-заправочном комплексе, который планирует построить "Роснефть".

"У нас появится конкурентное топливо и конкурентная стоимость билета, что повысит привлекательность нашего аэропорта", - сообщил он.

На сегодняшний день "Метрополь" "вышел в ноль" по воздушному проекту и продолжает инвестировать под стандарты международных перевозок, покупать трапы, транспортеры и даже специальный скотовоз (для перегрузки зарубежных коров, прилетающих в РБ по линии минсельхоза).

Похоже, для депутата ГД Михаила Слипенчука аэропорт пока является убыточным проектом. Необходимо попытаться снизить потери и начать получать хотя бы минимальную прибыль, что будет достижимо лишь при значительном увеличении пассажиро- и грузопотока. В этом направлении команда Слипенчука за год владения аэропортом сделала серьезные шаги вперед.

Судя по всему, прошлогодняя покупка аэропорта является в первую очередь жестом доброй воли региону с целью получения мандата депутата Госдумы от "ЕР" и еще одним шагом к началу разработки богатейшего Холоднинского свинцово-цинкового месторождения, которое Михаил Слипенчук дешево приобрел в 2005 году с целью выгодной перепродажи. Но оно слишком близко находится от Байкала, что затрудняет его освоение по экологическим причинам. Но ничего невозможного, как говорится, нет…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец в Бурятии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка