О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кадры для инновационных проектов

Динамичное развитие экономики региона обеспечило благоприятные условия для создания инновационного кластера авиа- и судостроения. Согласно планам правительства Хабаровского края, реализация проекта начнется в 2014 году

Динамичное развитие экономики региона обеспечило благоприятные условия для создания инновационного кластера авиа- и судостроения. Согласно планам правительства Хабаровского края, реализация проекта начнется в 2014 году. Основой кластера станут два технопарка в крупнейших краевых городах, созданные на базе флагманов машиностроения с участием ведущих вузов. Об участии научно-образовательного сообщества в формировании территорий инновационного развития рассказал депутат краевой Законодательной думы ректор Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) профессор Сергей Иванченко.

- Сергей Николаевич, как вузы края будут участвовать в реализации крупных инновационных проектов?

- Систему образования мы стремимся максимально ориентировать на кадровые потребности Дальнего Востока: анализируем, как развивается регион. Формируются новые отрасли, они нуждаются в квалифицированных кадрах, и мы открываем в вузах, в том числе в ТОГУ, новые, преимущественно технические, специальности. Например, ведется строительство системы газо- и нефтепроводов, и у нас идет набор на специальности, связанные с добычей и транспортировкой углеводородного сырья, эксплуатацией трубопроводов. На территории края создаются современные производства по переработке природного газа - значит, мы должны готовить специалистов этого направления. Обучаем студентов и по специальностям, востребованным на строящемся в Амурской области космодроме Восточный. Это огромный рынок труда: потребность в инженерно-технических кадрах на этапах строительства и эксплуатации составит свыше 15 тысяч человек. В будущем именно молодые высококвалифицированные специалисты обеспечат работу этой крупнейшей космической гавани.

- В ближайшее время ТОГУ станет платформой для создания технопарка и открытого технополиса. Какие объекты будет включать в себя научно-образовательный промышленно-технологический кластер?

- Сконцентрировать инновационные производства на одной площадке предложил университет совместно с краевыми властями. Поэтому решено разместить технопарк и технополис на территории, прилегающей к ТОГУ. Комплекс будет включать бизнес-центр, инновационно-технологический, инжиниринговый и выставочный центры. В рамках социально-культурного комплекса предусмотрено строительство 50 жилых домов для комфортного размещения специалистов и ученых. Образовательный комплекс как элемент зоны инновационного развития рассчитан на 100 тысяч студентов вузов и учащихся сузов. На территории кластера помимо технопарка и технополиса будет размещен промышленный парк с поясом малых инновационных предприятий. Стоит отметить, что в разработке градостроительной части проекта активно участвовали преподаватели и студенты Факультета архитектуры и дизайна ТОГУ. На реализацию проекта зоны инновационного развития потребуется от трех до пяти лет.

- Приоритетные инвестиционные проекты региона также будут реализованы в ближайшие пять лет. Успеете ли подготовить квалифицированные кадры?

- Мы работаем над этим, но одному вузу это, конечно, не под силу. У нас есть возможность создавать ассоциации и корпорации. Наряду с дальневосточными туда войдут университеты из центральной части России, они будут совместно выстраивать оптимальные траектории подготовки студентов.

- Такой крупный инновационный проект способен заинтересовать инвесторов и в то же время финансово мотивировать молодых специалистов?

- Чтобы наладить приток инвестиций в регион, важно понимать кадровые потребности бизнеса. А предприниматели должны достаточно четко обозначить, какие специалисты нужны для реализации их проектов. Работая совместно, мы сможем закрепить трудовые ресурсы в Хабаровском крае. Кроме того, стоит задача привлечь в регион новых жителей за счет реализации крупных федеральных проектов. Важно учитывать преимущества географического расположения региона - вблизи активно развивающейся Юго-Восточной Азии. Словом, само мировое сообщество не позволит дальневосточникам остаться в стороне от динамичных процессов экономики.

Нам необходимо реализовать свой потенциал и поддержать тенденцию создания инновационных производств. Студенты соглашаются с такими выводами, но многие все же настроены работать на Западе. А что такое современная Европа? Там можно жить и отдыхать, но найти рабочее место сложно. Например, сейчас в Испании безработица составляет 24,5% населения, а среди молодежи - 50%.

- По объективным причинам местный малый и средний бизнес не идет в промышленный сектор. Возможно ли уже в вузе ориентировать будущих предпринимателей на реализацию бизнес-проектов в этой отрасли?

- Бизнес должен и может работать совместно с вузами и обозначать свои потребности. Мы создаем инновационную инфраструктуру и на базе ТОГУ. В частности, наш бизнес-инкубатор создан для того, чтобы формировать команды специалистов и выпускать их, трудоустраивая на малых предприятиях. Однако в крае пока очень мало высокотехнологичных и наукоемких малых предприятий.

- Почему они не создаются?

- Я считаю, что малый и средний бизнес не идет в промышленность по причине невостребованности продукции - нет заказов. Но существует известная во всем мире модель, по которой малые предприятия выстраиваются вокруг крупного, как на КнААПО. И в рамках концепции создания инновационного машиностроительного кластера краевые власти предусмотрели особые условия для работы малых и средних предприятий.

- Региональное законодательство реально поддержит процесс создания авиа- и судостроительного кластера на территории края?

- Сегодня уже создаются платформы, на которых будет строиться кластер. Но для работы проекта, действительно, нужна законодательная, научно-образовательная, кадровая база. Чтобы бизнес пошел в машиностроительный кластер, необходимо создать ему определенные преференции. Правительство Хабаровского края разрабатывает закон об инновационной политике, в котором будут прописаны определенные льготы, способные привлечь инвесторов в строительство авиа- и судостроительного кластера. На мой взгляд, это значимые решения. Если будут некоторые послабления, хотя бы по региональным налогам, то предприятиям будет проще. Кроме того, нужно посмотреть на мировой опыт привлечения инвесторов. Например, в КНР созданы технопарковые зоны, где действует особый экономический режим. На резидентов технопарков распространяются "налоговые каникулы" (первые два года они освобождаются от налогов!), для предприятий предусмотрена минимальная арендная плата.

- Депутаты Законодательной думы планируют внести изменения в закон "О государственной инвестиционной политике Хабаровского края". Речь идет о дополнительных инструментах стимулирования инвестиционной деятельности?

- Согласитесь, иностранные компании должны быть уверены "в завтрашнем дне" своих инвестиций. Регион должен гарантировать инвесторам условия возврата вложенных средств, и с учетом этого органы власти Хабаровского края выстраивают инвестиционную политику.

Сама специализация инновационного кластера выбрана верно. На территории региона развивается судостроение и авиационная отрасль - необходимо создавать инновационную структуру для этих отраслей. Под них будет выстраиваться промышленная инфраструктура. К ним "подтянутся" наука, кадровые и инновационные ресурсы образовательных учреждений.

ТОГУ уже сегодня успешно сотрудничает с крупными иностранными промышленными корпорациями, такими как KOMATSU и Tokyo Seimitsu, привлекая для создания лабораторной базы обучения студентов. Сотрудники университета принимают участие в международных семинарах, посвященных инновационной деятельности. Передовой опыт вуза в формировании инновационной инфраструктуры вскоре пригодится для создания современной промышленной зоны на территории Дальнего Востока....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Хабаровск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка