О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Горно-Алтайский дебют

30 мая аэропорт Горно-Алтайска принял первый регулярный пассажирский рейс из Москвы

30 мая аэропорт Горно-Алтайска принял первый регулярный пассажирский рейс из Москвы. Самолет авиакомпании S7 А320 VQ-BRG встретили традиционной водяной аркой. Командира воздушного судна Сергея Борисенко облачили в алтайский национальный халат с шапкой и удостоили звания "Почетный гражданин Республики Алтай". По данным "ИТАР-ТАСС Сибирь" на рейсе прилетели 142 пассажира. "Планировалось, что первый рейс выполнит 128-местный Аэробус А319, но желающих улететь на Алтай оказалось больше. Поэтому лайнер был заменен на 150-местный А320", - говорится в сообщении информагентства. Власти республики считают, что открытие воздушного сообщения между Москвой и Республикой Алтай сделает этот регион доступнее и ближе для всего мира, даст дополнительный импульс развитию туризма, спорта, культуры, обслуживания и торговли. В прошлом году в Республике побывали свыше 1,3 млн туристов. Ими и планируется загрузить реконструированный аэропорт. Но получиться ли?

Планы

Концепция стратегического развития горно-алтайского аэропорта основывается на том, что он должен стать важнейшим транспортным узлом Алтая - своеобразным центром Горно-Алтайского туристического кластера, одного из крупнейших туристических кластеров в России. От аэропорта удобно добираться до Белокурихи (расстояние 105 км), до всесезонного горнолыжного курорта Манжерок (25 км), до здравницы "Ая" (10 км) и особой экономической зоны "Бирюзовая Катунь" (30 км). Всего в 8 км от аэропорта идет строительство особой экономической зоны "Алтайская Долина".
В доступности от аэропорта расположена игорная зона "Сибирская монета", курортная зона "Чемал", туристическая зона на Телецком озере, зоны отдыха на Каракольских озерах, Семинский перевал. Кроме того, долина реки Катунь с ее турбазами, отелями и домами отдыха, находится в диапазоне от 5 до 90 км от горно-алтайского аэропорта.

Прошлое и настоящее

Реконструкция аэропортового комплекса и терминальной инфраструктуры аэропорта Горно-Алтайск стала возможной благодаря его попаданию в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Аэропорт вошел в программу с объемом федерального финансирования свыше 1,1 млрд руб. Средства были направлены на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, установку светосигнального и навигационного оборудования, создание новых и модернизацию действующих инфраструктурных объектов. Итогом работ стал допуск горно-алтайского аэропорта с 17 мая 2012 г. к приему воздушных судов типа А319 и его модификаций. Сегодня искусственная взлетно-посадочная полоса имеет размер 2300 х 45 м., против 1300 х 35 м ранее.

Для понимания масштаба задачи, которую необходимо решить для загрузки аэропорта, необходимо окунуться в его историю. Аэропорт начал функционировать в 1969 г. В 1972 г. он стал принимать самолеты Як-40. Ежедневно выполнялось 7 рейсов до Барнаула, 2 рейса до Новосибирска. Тогда же сюда поступили вертолеты Ми-8 и Ми-2, благодаря чему открылись рейсы на Артыбаш (поселок в Турочакском районе Республики Алтай), Улаган (административный центр Улаганского района Республики Алтай), Балыкчу (село в Улаганском районе) и обратно.

В 1973 г. был построен аэропорт в селе Кош-Агач (находится в 438 км от Горно-Алтайска). Открылись рейсы на самолете Як-40 до Кош-Агача (2-3 рейса ежедневно). В 1974г. был реконструирован аэропорт в селе Усть-Кокса (400 км от Горно-Алтайска) со взлетно-посадочной полосой для приема самолетов Як-40. Из горно-алтайского аэропорта начали выполняться регулярные рейсы и сюда (2 рейса ежедневно). Были открыты рейсы Барнаул - Горно-Алтайск - Усть-Каменогорск - Алма-Ата и обратно (2 рейса в неделю).

Известно, что с 1969 г. по 1972 г. пассажиропоток ежегодно увеличивался в два раза. В 1974 г. было принято 63 тыс пасс. при численности населения в Горно-Алтайске на тот момент 45 тыс.чел. (56 тыс. чел. по данным на 1 января 2010 г.). К 90-м гг. прошлого века на фоне общей ситуации в стране количество регулярных рейсов неуклонно сокращалось, пока в 1995 г. они не прекратились полностью. Возобноления регулярного сообщения пришлось ждать 15 лет. 17 декабря 2010 г. горно-алтайский аэропорт принял регулярный рейс авиакомпании "Ангара", совершенный на воздушном судне Ан-24 из Новосибирска.

Необходимо отметить, что аэропорты отдаленных сел Кош-Агач и Усть-Кокса включены в Подпрограмму "Гражданская авиация" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)". В соответствии с соглашением между правительством Республики Алтай и Росавиацией, всего на реконструкцию аэропортового комплекса села Усть-Кокса будет выделено 560,8 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 301,8 млн. руб. На реконструкцию аэропортового комплекса Кош-Агача будет выделен 521 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 279,6 млн руб. Средства бюджета Республики Алтай будут направлены на строительство и реконструкцию аэровокзалов, складов горюче-смазочных материалов и других объектов.

Как видно, во времена Советского Союза аэропорт Горно-Алтайск фактически был заурядным региональным аэропортом. Однако сегодня ему придется выполнять совсем несвойственную доселе функцию - стать центром притяжения магистральных рейсов из крупных городов России, а в последствии и зарубежья. Предприятие нацелено на получение международного статуса.

"Маниловщина"

Сможет ли горно-алтайский аэропорт перейти в разряд относительно крупных транспортных объектов покажет время. Тем не менее практически все заинтересованные в этом проекте утверждают, что это ему по силам. Высказываются разные цифры пассажиропотока. Самым оптимистичным прогнозом выглядит мнение президента Ассоциации "Аэропорт" ГА Алексея Чертенкова, высказанное им в конце 2010 г.: "Пример туристических аэропортов мира: сочетание привлекательной местности, отсутствие альтернативы доставки пассажиров и грамотное управление позволяет ежегодно иметь "маленькому аэропортику" свой "миллиончик". Россия должна стать страной въездного туризма, а Горный Алтай - одной из туристических "Мекк". По словам г-на Чертенкова горно-алтайский аэропорт способен "переварить" 1 млн. пасс.

Чуть менее сдержанные прогнозы звучали из уст Президента ОАО "Сибмост" (владеет 100 % ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск") и председателя совета директоров ОАО "Авиакомпания "Сибирь" Альберта Кошкина во время пресс-конференции 30 мая. Тезисно его мнение можно свести к следующему. К полетам в аэропорт проявляют интерес несколько ведущих авиаперевозчиков страны. Соотношение чартерных и регулярных рейсов в горно-алтайском порту будет в соотношении "фифти-фифти". Планируется привлечение профессиональной управляющей компании. Аэропорт выйдет на нулевую рентабельность при пассажиропотоке в 100 тыс. чел. в год в 2013 г. В 2015 г. планируется строительство нового терминала. Пропуская способность нового аэровокзала составит 500 пассажиров в час, тогда как сейчас - 200 человек в час. Компания рассчитывает, что с 2014 г. ранее вложенные инвестиции начнут окупаться. В текущем году горно-алтайский аэропорт планирует обслужить не менее 30 тыс. пасс. В 2013 г. - 100 тыс. пасс. В 2014 г. - 200 тыс. пасс. Причем, по словам г-на Кошкина, это самые пессимистичные прогнозы. Рост пассажиропотока будет достигаться за счет запуска новых рейсов, прихода новых авиаперевозчиков, а также развития туристического потенциала Республики Алтай. Отметим, что по итогам прошлого года пассажиропоток аэропорта "Горно-Алтайск" составил всего 4,724 тыс. чел.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время регулярные рейсы в Горно-Алтайск дотируются. На дотации авиасообщения с Москвой в 2012 г. будет выделено 13 млн руб. С Новосибирском - 10 млн руб.

Тем не менее, объявленные планы могут стать банальной "маниловщиной" из-за целого ряда обстоятельств.

Ограничители

По итогам 2011 г. турпоток в регион превысил 1,3 млн посещений, что почти на 17% больше показателей 2010 г. По оценкам экспертов, поток туристов в Горный Алтай увеличится в ближайшие шесть лет почти в 2 раза - до 2,4 млн чел. в год. Однако какая доля любителей горного воздуха воспользуется воздушным транспортом большой вопрос. У населения еще не сформировалась привычка к прямым полетам из европейской части страны в Горно-Алтайск. Маршруты еще предстоит "раскатать". К тому же алтайские горы хоть и привлекательное место, но из-за отсутствия добротной инфраструктуры отдыха туда едет большая часть людей, привыкшая к бюджетному туризму. То есть это классические "пешеходники", несущие за спиной в рюкзаке палатки и провиант. Им важна в первую очередь экономика мероприятия. Многосуточный переезд в поезде под гитару им всласть. Около 20 тыс. руб. за перелет "туда-обратно" (цены на начало июня) явно не сочетаются с их романтическим настроем.

Неоднозначна ситуация и с перелетами из близлежащих городов. За те 15 лет, когда авиасообщение с горно-алтайским аэропортом было прервано, выросло новое поколение, а прежнее просто отвыкло от вида облаков в иллюминаторе. Рынок успели занять автобусные пассажирские компании и частники на личном автотранспорте.

Сегодня ежедневно с барнаульского автовокзала в Горно-Алтайск отправляется до 10 прямых автобусных маршрутов. Время в пути около 5 часов. Расстояние 264 км. Цена билета в одну сторону около 500 руб.

От автовокзала Бийска, чья железнодорожная станция расположена всего в 100 км от Горно-Алтайска, в республиканский центр ежедневно курсирует более 10 автобусов. Цена вопроса около 200 руб.

Поездка на автобусе из Новосибирска займет в среднем 8 час. (расстояние около 500 км). Ежедневно в Горно-Алтайск отправляется 2-3 рейсовых автобуса. Билет в одну сторону обойдется примерно в 800 руб.

Ан-24 авиакомпании "Ангара" доставит вас в республиканскую столицу за 1 час 5 мин. При этом полет "туда-обратно" выльется на начало июня в 6230 руб. В настоящее время частота между городами составляет 4 раза в неделю. "Главная проблема региональной авиации в том, что люди отвыкли летать. Авиасообщение между Толмачево и Горно-Алтайском очень перспективно. Правда, загрузка на этих рейсах когда 20 %, а когда 80 %. Но пока слабо подключились турфирмы", - говорил "Взлету" в конце марта текущего года первый заместитель генерального директора компании "Новапорт" Александр Бородин (ранее он возглавлял новосибирский аэропорт "Толмачево").

Среднесрочным риском для поступательного наращивания операционных показателей аэропорта Горно-Алтайск может стать реконструкция аэропорта Бийск (Алтайский край). Соседствующие субъекты Федерации давно спорят за обладание ведущим авиатерминалом рекреационного региона. Второй по величине город Алтайского края достаточно близок к популярным туристическим местам "Бирюзовая Катунь", "Алтайская долина", Белокуриха. Реконструкция бийского аэропортового комплекса входит ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" и оценивается в 1997,3 млн руб. (федеральный бюджет - 1415,3 млн руб., региональный бюджет - 217,2 млн руб., внебюджетные источники - 364,8 млн руб.) Дата реконструкции - 2015 г. Однако она может быть уточнена в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. и долгосрочным прогнозом социально-экономического развития России до 2030 г. Регулярные рейсы из бийского аэропорта не выполняются с 2009 г. С 28 января 2010 г. он и вовсе закрыт. Первый заместитель генерального директора ОАО "Авиапредприятие "Алтай" (оператор аэропорта Барнаул; ранее арендовало все имущество ОАО "Бийский аэропорт") Виктор Пацар сообщил "Взлету", что "работы в аэропорту Бийск не ведутся, и когда они начнутся не известно". Если планы по реконструкции бийского аэропорта все-таки осуществятся, то он станет прямым конкурентом аэропорта Горно-Алтайск в борьбе за авиапассажира.

В ряду долгосрочных рисков, особенно на пути планируемого становления в регионе местного авиасообщения, необходимо выделить проект железнодорожной ветки длиной 115 между Бийском и Горно-Алтайском, которая должна связать Республику Алтай с Алтайским краем и далее с железнодорожной сетью России. Инвестиционный проект также фигурирует в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Общий объем финансирования - 26,382 млрд руб. (средства ОАО "РЖД", полученные за счет введения инвестиционной составляющей в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки). Плюс ко всему данный проект внесен в "Стратегическую программу развития железнодорожного транспорта до 2030 г.". Сроки реализации - 2015 г. Но уже ясно, что они будут уточнены. "Сейчас по данному проекту никаких работ не ведется", - сообщила "Взлету" Ольга Павлова, начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".

NaryadНесомненно одно, развитие горно-алтайского аэропорта будет небезынтересным и действительно окажет положительное влияние на регион. Но сопутствующие риски делают его будущее не таким уж безоблачным. Да, с чисто потребительской точки зрения, появление на карте России еще одного аэропорта со здоровыми амбициями его инвесторов, делает жизнь авиапассажира потенциально слаще, а его расходы меньше. Но возникают вопросы, ответы на которые далеко не однозначны: стоит ли строить аэропорты сразу на вырост или их развитие осуществлять постепенно? Может быть на первом этапе развития горно-алтайского аэропорта надо было реконструировать ВПП в первоначальном размере, а сообщение с городами европейской части страны восстанавливать через Толмачево? Зачем в сложившихся реалиях даже планировать реконструкцию бийского аэропорта? Данные вопросы, отнюдь не провокационные, а лежат в плоскости управления финансовыми ресурсами государства, то есть в модели транспортного развития всей территории нашей страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взлёт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка