О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От винта!

В Ульяновск, на 47-й Открытый чемпионат России по вертолетному спорту, слетелся 21 экипаж

В минувшие выходные над аэродромом ДОСААФ "Белый Ключ" стоял практически непрерывный гул, который издавали летающие винтокрылые машины. 47-й Открытый чемпионат России по вертолетному спорту прошел согласно Календарному плану Всероссийских соревнований министерства спорта, туризма и молодежной политики России на 2012 год.

Два года назад аэродром "Белый Ключ" уже принимал сильнейших вертолетчиков России на I Кубке России по вертолетному спорту, но событие такого уровня, как 47-й чемпионат, в регионе состоялось впервые. Для нашего города этот чемпионат России стал особенно важен как очередной этап масштабного проекта "Ульяновск - авиационная столица". А для его участников еще и тем, что на основании показанных результатов были окончательно отобраны спортсмены на 14-й чемпионат мира по вертолетному спорту, который пройдет на спортивном аэродроме "Дракино" Серпуховского района Московской области в конце августа.

В чемпионате принял участие 21 экипаж. В командном первенстве соревновались спортсмены города Москвы, Московской области, 1-го ВК "Аэросоюз", Саратовской области, Сызрани, Самары, ВВС РФ, ЦСК ВВС РФ.

Пилоты выступали на вертолетах двух типов: отечественных Ми-2 и зарубежных "Robinson-44". Аэропорт "Белый Ключ" впервые принимал такое количество винтокрылых машин - были моменты, когда над летным полем, зависая, кружилось до пяти вертолетов одновременно. Программа соревнований включала в себя четыре упражнения: навигация, полет на точность, развозка грузов и вертолетный слалом. Считается, что самым зрелищным является вертолетный слалом. И действительно, это зрелище мало кого оставляет равнодушным, ведь эти испытания проходят так: пилот поднимает машину в небо, а штурман высовывается в открытую дверцу и спускает на тросике ведерко. Им надо зачерпнуть воду из бочки, а затем пролететь по извилистому маршруту, обходя расставленные по полю шесты. Высота полета - пять метров. В завершение нужно установить ведро как можно точнее на столик - в центр мишени, нарисованной на крышке стола. Каждый полет в среднем длился около трех минут: одна машина взлетает, другая готовится к старту.

По итогам чемпионата в личном зачете среди женских экипажей тоже были свои победители. Наш корреспондент встретился с Маргаритой Афанаскиной и Евгенией Замулой, занявшими 3-е место, прямо на летном поле.

…Став крестиком на ткани и меткой на белье

… Легкий вертолет "Робинсон" неподвижно зависает над бочкой, наполненной водой. Сквозь открытую дверцу можно различить хрупкую девичью фигурку: оператор экипажа высовывается наружу и спускает на тросе ведро. Точность движений при этом должна быть исключительной: надо не только зачерпнуть этим ведром воду из бочки в то время, пока пилот держит машину на пятиметровой высоте, но потом осуществить полет по сложной траектории и в заданной последовательности пронести ведро с водой через двенадцать ворот. Завершить же маневр нужно, аккуратно и как можно более точно установив ведро на специальный столик, в идеале - в самый его центр, где на крышке стола нарисована специальная мишень. На все про все экипажу вертолета не более двухсот секунд. Замешкался с набором воды, промахнулся мимо шеста, обозначающего поворот, не попал ведерком в центр стола - и строгие судьи снимают баллы за испытание. Экипаж Маргариты Афанаскиной и Евгении Замулы показывает чудеса вертолетного слалома - одного из самых сложных и зрелищных этапов 47-го Открытого чемпионата России по вертолетному спорту, прошедшего в конце минувшей недели на ульяновском аэродроме ДОСААФ "Белый Ключ".

"Первым делом - вертолеты…"

Всего в наш регион для участия в соревнованиях прибыл 21 экипаж. В командном первенстве соревновались лучшие спортсмены-вертолетчики Москвы, Московской области, 1-го ВК "Аэросоюз", Саратовской области, Сызрани, Самары, ВВС РФ, ЦСК ВВС РФ. Участвовали как смешанные экипажи, так и чисто мужские или женские. Пара Афанаскина-Замула, понятно, женская, точнее, девичья. Вместе девушки летают с 2009 года, и за это время у них уже выработалась та необходимая синхронность, без которой нечего делать в классических упражнениях соревнований по вертолетному спорту - таких, как навигация, полет на точность, развозка грузов и собственно вертолетный слалом. Маргарита Афанаскина родилась в городе Орел, Евгения Замула - москвичка. Для обеих девушек путь в небо начался с шестнадцати лет, когда они независимо друг от друга решили, что традиционные девичьи "хобби" - не для них.

- Ну вот кто-то идет там крестиком вышивать или одежду придумывать, а мы захотели в небо! - рассказывает Маргарита. - Я с шестнадцати лет летаю, сначала занялась воздушным спортом на планерах, а потом, после школы, взяла и поступила в Калужское летное училище. Родители? Ой, не спрашивайте, такой бой пришлось выдержать! Но в конце концов они поняли, что это бесполезно. Окончила училище, стала работать летчиком-инструктором. Некоторое время назад окончила еще Академию гражданской авиации, и теперь я смогу быть пилотом в наших авиакомпаниях. Но пока "специальность" не меняю - вертолеты остаются для меня первой любовью, так что, как говорится, первым делом - вертолеты. Кроме того, возможности у них по сравнению с самолетами больше.

Сейчас Маргарита и Евгения - кандидаты в мастера спорта России, с 2010 года - члены сборной команды России по вертолетному спорту. Маргарита освоила самолет "Евростар", вертолеты МИ-2 и Р-44 и за время свой "небесной" карьеры налетала около 1800 часов. Стаж Евгении в качестве оператора в экипаже вертолета 60 часов.

Хоть девушки и открестились от вышивания, слова Бориса Пастернака невольно приходят на ум, когда наблюдаешь, как ровными и аккуратными стежками "вышивают" они с помощью послушного им вертолета свой путь на голубом лоскуте неба. "Он утонул в тумане, исчез в его струе, став крестиком на ткани и меткой на белье"… Девичий экипаж приступил к дисциплине "Навигация" - самое насыщенное элементами упражнение чемпионата. Необходимо проложить маршрут за пять минут до вылета, пролететь точно по нему с поиском трех поворотных пунктов и опознанием десяти целей, попасть двумя грузами в мишени и финишировать в точно заданное время. Пилот и оператор просто должны быть единым организмом, чтобы благополучно выполнить все эти задания.

Билет в небо

- Девушки, почему именно небо и что для вас небо?

- Почему - наверное, так природа захотела. Для меня летать в небе - это возможность скрыться от суеты, которая творится на земле, - говорит Маргарита. - Небо очень простое и понятное: здесь нет финансовых кризисов, предвыборных баталий, сиюминутных забот - ничего. Только ты и машина. Безбрежный простор и великолепные виды. В феврале 2009 года мы с группой совершили незабываемую поездку в Непал - летали там в горах. Это была сказочная поездка, которую я запомнила на всю жизнь. Теперь мечтаю о том, чтобы ее повторить. Так что я еще полетаю, для меня не настало время спускаться на землю.

- Небо, воздух - это один из мощнейших наркотиков, - вторит своей коллеге Евгения. - Если человек хоть раз словил этот кайф - отказаться от него уже практически невозможно. Очень много случаев, когда пилоты возвращаются в небо после таких аварий, что, казалось бы, они должны раз и навсегда забыть о высоте. Но у настоящих пилотов небо, что называется, в крови, и нас постоянно тянет возвращаться туда снова и снова.

- Занятия авиацией - это ведь очень дорогое удовольствие…

- К сожалению, это действительно так, - кивает Маргарита. - Полеты - это очень дорогое увлечение. Все стоит денег, например, десять минут в воздухе "тянет" на сумму около двух тысяч рублей. Но некоторым одержимым небом людям удается все же летать не за деньги. Например, есть те, кто специально устраивается при авиаклубах техниками и получает "зарплату" полетами. Ну и, конечно, другой путь добиться желаемого - это получить "билет в небо" посредством спортивных достижений. Но и тут есть свои "подводные камни". Мы вместе летаем четвертый год, и за наши тренировки платит Федерация вертолетного спорта. Это очень дорого, и, например, за 2010 год мы налетали всего 50 часов - это, конечно, очень мало. Это не может не отражаться на результатах, на прошлом, 46-м чемпионате России мы выступили не блестяще, хотя перед этим стали абсолютными чемпионами.

- А ваши коллеги-мужчины на высоте ведут себя по-джентльменски?

- Это, наверное, залог успешной работы в любой смешанной сборной - сначала надо зарекомендовать себя, показать, чего ты стоишь. Потому что очень многие женщины-пилоты в начале своей карьеры сталкиваются в какой-то степени с мужской ревностью, что ли. Ведь вид спорта у нас экстремальный, и на наших амазонок, бывает, поглядывают искоса. Но надо быть в любом смысле слова на высоте - вон как Светлана Капанина во время соревнований, кажется, в США такой класс выдала, что сразу все янки-мачо позатыкались. Все награды собрала. В общем, нам, как говорится, есть к чему стремиться! - улыбнулись в завершение беседы девушки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ульяновская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка