О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В МАИ придумали улетный тренажер

Корреспондент "МК" на себе испытала новейший имитатор, предназначенный для подготовки пилотов

Корреспондент "МК" на себе испытала новейший имитатор, предназначенный для подготовки пилотов

Никогда не думала, что управлять самолетом настолько просто: ручку газа вперед, доводишь скорость до 320 км в час, потом штурвал на себя… Взлетаем! ВПП под крылом в считанные мгновения сменилась зеленым лесом, а еще через мгновение я любовалась белой периной облаков и васильковой голубизной неба. Мое путешествие в качестве пилота самолета стало возможным благодаря сотрудникам факультета авиатехники Московского авиационного института, разрабатывающим множество самых разных испытательных стендов и устройств для проведения исследований и тренировок летчиков. Недавно здесь создали первую в мире стереоскопическую систему визуализации - последнее слово в тренажеростроении. Корреспондент "МК" испытала новшество на себе.

Сначала меня завели в комнату с полукруглым экраном во всю стену. В центре - тренажер самолета: садишься в кабину, штурвал на себя - и ты в полете. Но как только настало время менять крен, ориентироваться в пространстве в поисках взлетно-посадочной полосы, с которой, казалось бы, только что взлетела, меня прошиб холодный пот: а что если я не смогу правильно посадить самолет? Стыдно ведь уткнуться носом в землю, пусть даже виртуальную. Чтобы привыкнуть к управлению воздушным судном, мне понадобилось совершить три взлета-посадки, и лишь во время последнего приземления я все-таки села самостоятельно, да и то не на саму полосу, а рядом, на травку...

Что же касается молодых программистов из МАИ, они очень бойко управляются с летными тренажерами, действия доведены до автоматизма.

- Интересно, а когда появился первый тренажер? - задаю я вопрос декану факультета профессору Александру Ефремову.

- Их история берет истоки еще со времен Первой мировой войны. Представьте кабину с крыльями. Вокруг стояли несколько человек, которые внимательно следили за сидящим в кресле пилотом: как только тот поворачивал рычаг управления влево, все дружно наваливались на макет и наклоняли его влево; когда летчик менял положение штурвала, "самолет" наклоняли в соответствующую сторону. Таким смешным был первый летный тренажер. Это потом уже стали появляться автоматические системы, управляющие тренажером.

Следующая машина, которую мне предложили протестировать, внешне напоминала веселый аттракцион в парке Горького: закрытая кабина, внутри которой визуальную картину взлетного поля и неба создают совмещенные компьютерные мониторы. А еще специальная гидравлическая система позволяет наклонять самолет и создавать ощущение ускорения, действующего на летчика во время полета.

- Это тренажер, на котором пилоты отрабатывают ценный навык по дозаправке топливом во время полета, - поясняет Александр Викторович. - Взлетайте, сейчас все сами поймете.

Взлетаю, как заправский летчик, набираю высоту... Летающий танкер, к шлангу которого я должна пристыковаться специальной штангой, установленной на моем самолете, чернеет вдали маленькой точкой. Прибавляю газу... Точка все еще далеко, давлю на педаль скорости почти до отказа.

- Не переусердствуйте, - предупреждает меня Ефремов, - это вам только кажется, что цель далеко, на самом деле вы очень быстро к ней приближаетесь.

Действительно, не успела я дослушать наставника, как танкер уже оказался метрах в ста передо мной, а его шланг с круглой воронкой на конце маячил прямо перед лобовым стеклом. Я, естественно, пролетела мимо, заправка сорвалась... Повторная попытка тоже ни к чему не привела.

- А вот летчики-снайперы попадают в воронку с первого раза, - добивает меня наставник.

Специальный термин "летчик-снайпер" появился после войны. Им награждают того, кто достиг высшего мастерства, кто может в полете рассчитать точность сближения с объектом до миллиметров. Летчик в процессе дозаправки может потерять несколько килограммов веса. Кстати, сравниться с такими летчиками могут только члены пилотажных групп, таких как "Витязи" или "Стрижи", которые осуществляют полет строем.

- Все летчики тренируются выполнять дозаправку на тренажерах?

- К сожалению, нет. Существующие в настоящее время системы визуализации не обеспечивают необходимого качества изображения. То, что вы опробовали на себе, кажется совершенством, но даже это цифровое изображение не позволяет летчику точно оценить расстояние до воронки и скорости ее приближения, ведь оно плоское, а в идеале надо, чтобы было объемное. Тогда при восприятии будет задействован бинокулярный механизм глаза. Так вот, чтобы летчик не получал изначально неправильные навыки по дозаправке, тренировки на тренажерах с проекционной системой визуализации и отменили.

- Получается, что все российские летчики сейчас учатся дозаправке только в полетах?

- Пока да, но скоро ситуация поменяется. Мы первыми взялись за решение этой проблемы: используя самые современные аппаратные средства и разработав необходимое программное обеспечение, все-таки создали проект стереоскопической системы визуализации для летных тренажеров.

Мне показали только часть системы - с виду обычный 3D-кинотеатр, правда, вместо удобного зрительского кресла кресло пилота. Выдали такие же стереоскопические очки, как в кинотеатре. Ощущения были сильные: от надвигающегося заправочного конуса, летящего впереди самолета, мне хотелось отмахнуться, спрятаться.

- Изображение закабинной обстановки, смещаясь влево и вправо с частотой 120 Гц, моделирует картинку за окном так, будто мы видим ее в реальности, - поясняет разработчик. - Это позволяет нам оценить точное расстояние до предметов или субъектов. Летчики четко чувствуют это расстояние, получают правильный навык и потом в реальном полете будут уверенно попадать штангой в конус шланга дозаправщика.

Наша новая стереоскопическая система визуализации была впервые в мире представлена зрителям летом 2011 года на МАКСе (Международном авиакосмическом салоне). Дело в том, что наша работа является составной частью большого проекта по созданию тренажера совместно с корпорацией "МиГ". Посмотреть, как она работает, в павильон ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) сбежались все американские летчики. И вот один из шеф-пилотов военного "Боинга", испытав систему, сказал: "Тренируясь у нас, я получал неправильные навыки и в полете вынужден был переучиваться. С вашим же тренажером привыкать к работе в реальности не придется, это уже стопроцентное попадание в действительность".

Иностранцы опробовали новый тренажер с нашей стереоскопической системой визуализации лишь частично. Сегодня идет работа над созданием цилиндрического большого экрана для 3D-изображения, специалисты работают над стыковкой частей изображения.

Кому-то может показаться, что создатели тренажеров только повторяют технологию создателей всевозможных 3D-, 5D- и 7D-кинотеатров. Но это не так.

По словам Александра Ефремова, внешнюю обстановку синтезируют с помощью компьютеров. Это сложнейшая работа, для которой пишется специальный софт - графическая программа, которая помогает выстраивать из элементов любые сцены и проецировать их на экран. Кроме того, отличается и математическая модель самолета, реализованная на пилотажных стендах и тренажерах. Такая модель значительно точнее реализует динамику полета самолета.

- А как еще можно повысить достоверность ощущения настоящего полета?

- Для этого тренажеры и пилотажные стенды помимо системы визуализации имеют систему подвижности. Работа таких систем построена на обмане, - рассказывает Александр Викторович. - Пилоту сначала даются начальные ощущения путем быстрого перемещения в какую-нибудь сторону. Затем кабина плавно возвращается в исходное положение. Но зрительный орган и вестибулярный аппарат уже среагировали как надо, они обманулись и "находятся в полете".

Еще я выяснила, что меня просто пожалели, лишив "удовольствия" испытать настоящую перегрузку. К примеру, военные летчики во время тренировок надевают специальные костюмы, сильно сжимающие тело, - так имитируют большую перегрузку. По словам разработчиков, с такой наземной техникой летчикам можно не совершать реальных тренировок - из тренажерного кресла смело отправляться в настоящий полет.

Детище МАИ недавно было продемонстрировано в Объединенных Арабских Эмиратах, где система вызвала большой интерес, но еще приятней осознавать то, что первый тренажер нового поколения появится именно у наших военных летчиков: институт уже создает его совместно с корпорацией "МиГ" для самолета корабельного базирования "МиГ-29К"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка