Автор: Константин Богданов
Опубликовано: 14.06.2012, 18:12
 

Закупая российские Ми-17, Пентагон знает, что нужно Афганистану


Пентагон продолжает наращивать закупки российских вертолетов для оснащения ВВС Афганистана. Одновременно с этим американские политики и чиновники негодуют по поводу поставок российского оружия в Сирию и призывают прекратить сотрудничество с российской оружейной монополией "Рособоронэкспортом". Кажущаяся двойственность поведения объясняется нешироким спектром возможных решений американского командования и мощным голосом военно-промышленного лобби.

Возвращение "великолепной восьмерки"

Министерство обороны США намерено закупить дополнительную партию из десяти вертолетов Ми-17 для последующей передачи в афганские ВВС. Это будет уже вторая партия новых машин российского производства, которые будут покупаться Вашингтоном у бывшего оппонента по холодной войне.

О своего рода беспрецедентном контракте российских авиастроителей с американским военным ведомством было объявлено в 2011 году. Предметом была поставка 21 вертолета Ми-17В-5 в боевом оснащении. Общий объем сделки оценивался в 375 млн долларов.

Ми-17В-5 - это экспортная версия заслуженного вертолета Ми-8 в версии Ми-8МТВ-5 (с двигателями ТВ3-117ВМ). "Восьмерки" за долгие годы эксплуатации в СССР и за рубежом де-факто сделались стандартом для неприхотливого и надежного многоцелевого вертолета. Эти машины отлично показали себя в довольно жестких геоклиматических условиях Афганистана во время нахождения там советского воинского контингента.

Опцион по этому контракту составлял еще 12 машин на общую сумму в 217 млн долларов, причем имеются сведения, что две машины из него уже заказаны. По-видимому, заказывая еще десять машин, американцы решили добрать уже заключенный контракт целиком, пока есть возможность. На то явно была причина.

Власть меняется, "вертушки" остаются

"Если приехать в Афганистан и полетать на Ми-17, то сразу станет понятно, почему этот аппарат так важен для будущего Афганистана", - авторитетно заявил Washington Post бригадный генерал ВВС США Майкл Боэра, ответственный за переоснащение афганской авиации. - "Забудьте, что они [Ми-17] - русские. Они отлично работают в Афганистане".

(Кстати, действительно отлично работают. Канадский контингент международных сил безопасности, особо не афишируя, брал эти машины в аренду у российских компаний и использовал на юге Афганистана. Остались довольны.)

Понятно, что на вариант с российскими вертолетами США пошли не от хорошей жизни. В сущности, это неплохо характеризует ситуацию, в которой оказались патроны нового "демократически избранного" правительства Афганистана, решая задачу оснащения и обучения афганских вооруженных сил. Задачи решать надо, а чем и как - вопрос.

Попытка выудить из третьего мира максимум пригодных "восьмерок" ни к чему особо хорошему не привела. До 2011 года афганские ВВС получили около полутора десятков подержанных машин этого класса, в основном из Чехии и Словакии. Как видим, этого не доставало. К тому же, поставки подержанных Ми-17, собираемых по всем миру с бору по сосенке, велись совершенно непрозрачно, через довольно мутные посреднические фирмы, а по деньгам это выходило сопоставимо с прямым контрактом на новые машины российского производства.

Практически все афганские летчики так или иначе - выходцы из системы советско-афганского военного сотрудничества. Им прекрасно знакомо семейство вертолетов Ми-8, из которого и происходит Ми-17. Начальник штаба афганских ВВС генерал Абдул Вахаб Вардак, например, - как раз вертолетчик, учился в Союзе на Ми-8 и горячо поддерживает дальнейшие закупки этой техники.

Линейные пилоты, доставшиеся проамериканскому правительству Хамида Карзая от просоветского правительства Мохаммада Наджибуллы (транзитом через десять лет безвластия, беззакония и последовавших за ними талибов) находятся на пределе возможного использования. Им уже сильно за сорок, и чтобы использовать их хоть как-то, нужно дать им технику, которую они знают.

Динамика укрепления афганских ВВС и так оценивается американскими аналитиками невысоко: по их мнению, ВВС эти обретут более или менее подходящую боеспособность не ранее 2015-2016 годов, а до того основную лямку придется тянуть американским авиаторам. А это - ненужные расходы на технику и еще более неуместные потери личного состава.

Значит, нужно дать афганцам знакомую им технику, чтобы они уже сейчас могли хоть что-то делать, и одновременно тренировать молодежь на будущее. Так что выбор был невелик, и он сделан чисто прагматически. Дальше в дело вмешались прагматические же соображения иного плана: сложно сбалансированная внутриамериканская симфония начала распадаться на разные по тональности звучания.

Эта музыка будет вечной

Сенат в Америке используется для того, чтобы отстаивать интересы различных частных лиц в государственных коридорах. Начиная от рядовых избирателей и заканчивая финансово-промышленными конгломератами.

Естественно, как только всплыл вопрос о закупках Ми-17, американская "оборонка" ощетинилась: как так - всю жизнь наши сателлиты брали только у отечественного производителя, а тут инозаказчик, да еще и русские?

Первым торпеду под контракт попытался запустить алабамский сенатор Ричард Шелби, большой ревнитель американского авиастроения. Эта линия сопротивления использовала аргументы "неподходящего" технического оснащения вертолетов, их непригодность к решению поставленных задач, а также "нескоординированность" программы закупок.

Когда стало понятно, что упрямых американских военных, которые хорошо понимают, что им на самом деле надо, не переубедить, в ход пошла артиллерия другого калибра. По весне 2012 года семнадцать американских сенаторов внезапно осознали, что закупать вертолеты у "Рособоронэкспорта" никак невозможно - ведь российская монополия поставляет оружие "кровавому сирийскому режиму" Башара Асада.

"[Американских налогоплательщиков] нельзя ставить в положение, при котором они косвенно субсидируют массовые убийства сирийских граждан", - негодовали парламентарии в письме к министру обороны Леону Паннетте. И тут же добавляли как бы вскользь: "деньги налогоплательщиков тратятся на покупку российских вертолетов, вместо того чтобы закупать для афганских военных машины американского производства".

Эта музыка будет вечной, и чем сильнее обостряются противоречия Вашингтона и Москвы вокруг Сирии, тем больше мы будем слышать заявлений о недопустимости сотрудничества с русскими торговцами смертью. На этом фоне трудно оценить объем крови, который лобби Конгресса выпьет из Белого дома, решая свои, чисто домашние задачи - от поддержки "отечественного производителя" до укрепления внутриполитических позиций.

А выбора у покровителей нового Афганистана не так чтобы уж много. Был бы выбор - новенькие российские Ми-17 точно не оказались бы в привычном им пыльном воздухе афганских предгорий.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 июня 2012 года | Дайджест публикаций за 14 июня 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Сенатор, Ми-8 (в процессе тестирования)