Коммерсантъ
26 июля 2012, 10:27
Сергей Чемезов вживляет чипы
"Ростехнологии" получат от государства активы в электронике и пожаротушении
То, что Минпромторг настаивает на скорейшем внесении в капитал "Ростехнологий" очередного имущественного взноса, следует из письма замминистра Алексея Рахманова в Минэкономразвития (копия документа от 17 июля есть в распоряжении "Ъ"). В нем чиновник просит коллег рассмотреть "в возможно короткий срок" доработанный совместно с "Ростехнологиями" проект соответствующего указа президента, в котором учтены все замечания Минфина. Речь идет о передаче госкорпорации госпакетов акций 16 предприятий, получения которых она добивается более года. В большинстве из них "Ростехнологии" уже являются акционерами. Так, госкорпорация претендует на 27,82% акций ОПК "Оборонпром", где ей уже принадлежит 58,32%. Свой пакет в санкт-петербургском НПЦ "Ригель", занимающемся разработкой и производством литий-ионных аккумуляторов, она намерена увеличить еще на 35,75% (сейчас у "Ростехнологий" - 34,33%).
ГК "Ростехнологии" создана указом президента в 2007 году на базе ФГУП "Рособоронэкспорт". В июле 2008 года государство внесло в ее капитал в качестве имущественного взноса акции 420 предприятий, а также денежный взнос в размере 78,9 млрд руб. Сейчас в состав "Ростехнологий" входят 562 предприятия (более 300 из них участвуют в выполнении гособоронзаказа), а также АвтоВАЗ, КамАЗ, "ВСМПО-Ависма", ООО "Скартел" (работает на рынке под брендом Yota). Количество сотрудников - более 600 тыс. человек.
Как следует из пояснительной записки к проекту указа, госпакет в размере 11,45% акций зеленоградского ОАО "НИИМЭ и Микрон", одного из крупнейших производителей интегральных схем в Восточной Европе, нужен "Ростехнологиям" для увеличения их пакета в ОАО "Ангстрем" с 25 до 38%. Пакет этого ОАО находится на балансе ОАО "Российская электроника" ("Росэлектроника"), дочерней структуры "Ростехнологий", в начале июля объявившей об увеличении своего пакета в "Ангстреме" до 31% (другие акционеры: ОАО "Ситроникс" - 10,96%, ЗАО "Контрактфинансгрупп" - 25%, ООО "Ангстрем Инвест" - 25%). Сейчас "Росэлектроника" реализует на базе "Ангстрема" инвестпроект стоимостью 1,8 млрд руб. по созданию производства сверхбольших интегральных микросхем (СБИС) для нужд "Росатома" и Роскосмоса.
Действующая технологическая линия ОАО "НИИМЭ и Микрон", располагающая оборудованием для производства СБИС с проектными нормами 180 нм, является единственной в России. Производство ориентировано на выпуск электронных загранпаспортов, электронных карт и билетов. Однако, как указано в пояснительной записке, выполнение заказов оборонно-промышленного комплекса "напрямую не допускается". Передача "Ростехнологиям" госпакета акций ОАО "НИИМЭ и Микрон" позволит "произвести трансфер такой технологии на вновь создаваемые в ОАО "Российская электроника" технологические линии на площадях ОАО "Ангстрем", ФГУП "НЗПП с ОКБ" и ФГУП "НЛП Восток", предназначаемые для производства ЭКБ (электронно-компонентная база.- "Ъ") военного назначения", говорится в документе.
Самый крупный госактив, на который претендуют "Ростехнологии",- 100% акций ОАО "Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования" (Курганская область). В пояснительной записке отмечается, что госкорпорация планирует развивать на базе этого предприятия производство пожарной техники, включив его в состав холдинга "РТ-Авто".
Выпуском такой техники в рамках "Ростехнологий" уже занимается группа "КамАЗ", но объем ее производства незначителен: 76 единиц пожарной техники из 1743 штук, выпущенных в России в 2009 году. Кроме того, КамАЗ производит специальное шасси, на базе которого выпускается около 40% всей отечественной пожарной техники. Варгашинский завод занимает примерно 13% рынка (230 единиц в 2009 году), и 50% его продукции выпускается на шасси КамАЗа. Передача предприятия "Ростехнологиям" приведет к созданию "оптимального центра компетенции для развития направления "Пожарная техника"", говорится в документе.
"Самую крупную долю российского рынка пожарной техники занимают автомобили на шасси "Урала", который входит в группу ГАЗ",- отмечает Михаил Пак из "Атона". По его оценкам, на втором месте - техника на шасси КамАЗа. "При этом рынок достаточно перспективный, в первую очередь в преддверии масштабных госзакупок, которые будет осуществлять МЧС",- говорит он. По данным аналитика, сейчас износ парка пожарной техники составляет около 40%, на его обновление до 2015 года МЧС планирует потратить около 17 млрд руб. "В первую очередь конкуренция за тендеры будет происходить между "Уралом" и КамАЗом, но не исключено, что в нем могут принять участие иностранные производители грузовой техники, такие как Volvo, Scania и MAN",- считает господин Пак.
В самих "Ростехнологиях" признают, что рынок средств пожаротушения (ежегодно в России их производится на сумму не менее 5 млрд руб.) представляет определенный интерес. "До сих пор такого направления, как пожаротушение, в госкорпорации не было, хотя определенные наработки у нас есть",- заявил вчера "Ъ" первый заместитель руководителя "Ростехнологий" Алексей Алешин. В качестве примера он привел проект по созданию противопожарной авиабомбы, реализацией которого занимается входящее в "Ростехнологии" ГНПП "Базальт". Речь идет об авиационном средстве пожаротушения АСП-500, с помощью которого можно будет локализовать лесные пожары на площади до 1 тыс. кв. м при температуре воздуха в районах очага возгорания от -5°С до +45°С. "Такая бомба содержит небольшой заряд и жидкость, с помощью которой происходит тушение пожара",- пояснил "Ъ" господин Алешин. Предполагается, что АСП-500 можно будет сбрасывать с самолетов гражданской авиации типа Ил-76 и Ан-12, каждый из которых может доставить в зону пожара более 100 бомб, обеспечивая его тушение на площади более 10 га....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 24, 2024
В Ростове-на-Дону утвердили спецзону для экспериментальной авиации
Апрель 24, 2024
Развитие отрасли беспилотной авиации в России