Автор: Юрий Костузик
Опубликовано: 02.08.2012, 17:10
 

День рождения в День десантника: вертолету Ми-8 - 50 лет


Ровно 50 лет исполняется сегодня со дня дебюта легендарного вертолета Ми-8. 2 августа 1962 года опытный образец впервые поднялся в воздух.

Хотя сам прототип к тому времени существовал уже год. Он отличался от того Ми-8, который знаем мы, одним двигателем и четырехлопастным несущим винтом. Затем последовал второй прототип. Лишь после множества доработок Ми-8 вышел в серию - это произошло в 1965 году. Еще 2 года пришлось ждать признания военных.

Первые годы безвестности

Сегодня в это трудно поверить, но Ми-8 - самый массовый двухдвигательный вертолет в истории авиации - в начале 60-х был очень холодно принят военным руководством. Большие звезды считали, что с боевыми задачами вполне мог справиться и Ми-4, предшественник "восьмерки".

Ситуация изменилась в июне 1965 года. Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле Бурже одну из самых представительных экспозиций. И приличную ее часть заняло конструкторское бюро Миля: Ми-8, Ми-6, а также летающий кран Ми-10. Но именно "восьмерка" произвела сенсацию.

Советские генералы осознали и исправились: вертолет таки приняли на вооружение, и он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский, как машина радиоэлектронной борьбы, летающий командный пункт, а также постановщик мин.
Афганская война

Самые первые дни активных боевых действий в Афганистане убедили советское командование, что "восьмерка" незаменима. Этот вертолет выдерживал немыслимые условия эксплуатации. Некоторые машины продолжали летать с десятками дыр в фюзеляже и с не прошедшими балансировку лопастями винта. Ветераны описывают случай, когда два кандагарских Ми-8Т задели друг друга винтами в воздухе. Машины посадили в пустыне, поврежденные лопасти подравняли подручным инструментом на глазок - и вертолеты вернулись на базу. Такого авиация еще не знала.

В условиях войны Ми-8 эксплуатировались везде и всюду. Тяжелых Ми-24 не хватало, и "восьмерки" использовали даже для ударных действий, например, огневой поддержки высаженных ими же десантов. Их оснащали бомбами и ракетами типа С-5, а иногда обвешивали броней и противотанковыми ракетами "Скорпион-П". Правда, эта модификация не пользовалась особым успехом: слишком тяжела была для разреженного горного воздуха Афганистана.

Помимо официальных модификаций, сами летчики старались модернизировать свои машины настолько, насколько это было возможно в полевых условиях. Например, на "восьмерки" стали устанавливать зеркала заднего вида - они позволяли видеть заднюю полусферу и быстрее реагировать на попадания, а иногда и избегать их. Местные умельцы также научились укреплять топливные баки Ми-8 с помощью полиуретана - это практически к нулю сводило возможность пожара при попадании в бак.

К сожалению, не все было идеально в этом вертолете. Около 50% смертей приходилось на долю пилотов: вражеские снайперы стреляли прямо через ничем не защищенное стекло. К середине 80-х процент жертв-летчиков от общего числа погибших в Ми-8 приближался уже к 80%.

Бесславный для СССР Афганистан "восьмерки" покидали последними. Лишь получив доклад о выходе всего контингента, Ми-8 сняли пять групп прикрытия и поставили в войне точку.

История продолжается

Сегодня Ми-8 - наиболее распространенные в мире транспортные вертолеты. По количеству модификаций "восьмерки" вот уже много лет абсолютные рекордсмены, а модернизация 80-го года привела к созданию одной из самых совершенных машин - Ми-8МТ (при поставках на экспорт - Ми-17). Не самый массовый, этот вертолет используется в 20 странах мира. Эксплуатантами всей линейки Ми-8 официально считаются более 50 государств.

Несмотря на многозадачность, "восьмерка" для военных пилотов остается в первую очередь десантным вертолетом. Она участвовала в немыслимом количестве военных кампаний по всему миру, среди которых две афганских и две чеченских войны, конфликт в Карабахе, ирано-иракская война и еще с десяток других. Для десантников этот вертолет - один из главных символов их рода войск.

 

Дайджест прессы за 2 августа 2012 года | Дайджест публикаций за 2 августа 2012 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Интерфакс-Запад». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ми-8Т, Ми-8 (в процессе тестирования)