О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Оторваться от земли

ЦСР ГА разработал Программу развития региональной авиации в рамках пилотного проекта в ПФО. В чем суть этой программы и какова ситуация с авиаперевозками в регионах, рассказал генеральный директор ЦСР ГА А.Корень

Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) разработал Программу развития региональной авиации в рамках пилотного проекта в Приволжском федеральном округе на период до 2025 года, которая в дальнейшем может быть реализована и в других регионах России. В чем суть этой программы и какова ситуация с авиаперевозками в регионах, "РБГ" рассказал генеральный директор ЦСР ГА Антон Корень.

- Какова основная идея программы развития региональных перевозок?


- Под руководством и координацией полномочного представителя президента РФ в ПФО была разработана программа, которая, по сути, не имеет аналогов у нас в стране. Суть программы в соединении высокочастотным авиасообщением всех основных региональных центров макрорегиона. Предложен новый принцип субсидирования: сейчас действуют две основные программы субсидирования авиаперевозок из федерального бюджета - из Дальнего Востока в центральные города России и программа субсидирования региональных авиаперевозок в четыре федеральных округа, которые основаны на предоставлении субсидий при ограничениях по возрасту пассажиров до 23 лет и более 55-60 лет, что не стимулирует развитие делового пассажиропотока, формируемого экономически активным населением, а также выхода авиалиний на самоокупаемость. В то время как в новой программе субсидии предоставляются без ограничений по возрасту пассажиров.

Кроме того, в программе мы применили трансферные и транзитные схемы при формировании межрегиональной маршрутной сети, позволяющие значительно экономить средства федерального бюджета, заложили принципы высокой частоты авиасообщений, в том числе необходимой для бизнес-пассажиров и развития деловых связей.

- Можно ли обойтись без субсидий?

- Бизнес и окупаемость начинается при эксплуатации 50-местных самолетов на авиалиниях, где спрос достаточный для высокочастотного авиасообщения. Зачастую при хорошо развитой наземной транспортной инфраструктуре и конкуренции со стороны железнодорожного и автомобильного транспорта субсидируются перевозки на самолетах емкостью 50-70 кресел, даже на авиалиниях из регионов в Москву. При этом спроса на региональных авиалиниях не всегда достаточно для заполнения таких воздушных судов, и, чтобы не возить воздух, необходимо применять 8- и 19-кресельные машины. В Якутии, например, недавно для перевозки между улусами начали применять 4-местные самолеты.

Здесь главный принцип - найти баланс между спросом и удельными затратами на пассажира, так как при снижении емкости кресел увеличиваются затраты на перевозку 1 пассажира, при построении маршрутной сети также необходимо подобрать на линию самолет, адекватный величине спроса. А субсидии - это вынужденная мера из-за нескольких факторов: отсутствие эффекта экономии на масштабе при небольшой вместимости самолетов, низкого платежеспособного спроса и того, что население у нас в стране просто отвыкло летать.

- Руководство страны уделяет внимание развитию региональных авиаперевозок?

- На данный момент все заинтересованные органы власти, отраслевые региональные авиаперевозчики и экспертные организации готовятся к совещанию у премьер-министра Дмитрия Медведева по вопросу развития региональных перевозок. ЦСР ГА также участвует в подготовке двух докладов от разных федеральных органов власти. Суть всех предложений сводится к двум основным направлениям - снижение себестоимости региональных авиаперевозок при реализации мер, которые государство в лице федеральных и региональных властей может позволить реализовать в виде льгот по таможенным пошлинам, налогам и отчислениям, ставкам землепользования, снижению сертификационных требований и реализации других регулятивных мер, и второе направление - создание системы государственной поддержки в рамках единого федерального перечня региональных авиалиний, по аналогии с системой существующей в экономически развитых странах, в частности в США.

- Как вы оцениваете ситуацию в целом с региональными авиаперевозками?

- Доля региональных авиаперевозок, то есть перевозок на воздушных судах для региональных и местных авиалиний в нашей стране составляет около 17%, местных - в пределах субъектов РФ - 2,5%. 12 лет назад приостановилось падение объемов перевозок в этом сегменте, но и развития также не наблюдается. Происходит стагнация при отсутствии эффективных мер государственной поддержки. Ранее в Советском Союзе показатели объемов региональных и местных авиаперевозок были в разы выше. Только местные авиаперевозки составляли около 23% от суммарных по всей стране. Но необходимо учитывать, что ранее был более платежеспособный спрос населения и отраслей экономики, выделялись субсидии в виде плановых фондов. Сейчас другие экономические условия ведения авиаперевозочного бизнеса: при меньших располагаемых доходах населения реальная себестоимость авиаперевозок на этих линиях в среднем только на 40% покрывается платежеспособным спросом и практически отсутствует государственная поддержка на межрегиональных авиалиниях. При этом отмечу, что пути решения по эффективному развитию этого сегмента - в системном государственном подходе.

- В каком состоянии аэродромы?

- Сегодня в России 315 аэродромов, и практически все они способны принимать региональные и местные воздушные суда малой вместимости. Конечно, необходима серьезная модернизация аэродромной сети, так как износ в среднем составляет около 70%, средств четырех федеральных целевых программ на все аэропорты не хватает. Необходимо пересмотреть принципиальный подход к формированию источников финансирования строительства и реконструкции аэродромов. Прежде всего целесообразно рассмотреть применение модели, рекомендованной Международной организацией гражданской авиации ICAO, когда затраты оплачивают не все налогоплательщики, а преимущественно пользователи услуг воздушного транспорта. В России можно использовать дополнительный инфраструктурный сбор, аккумулировать средства в специальном фонде и далее направлять их на модернизацию аэродромов. Опять же аналогичная модель работает в США.

- Должны ли регионы участвовать в субсидировании авиалиний?

- В мире существует две основные модели государственной поддержки авиаперевозок: наиболее сопоставимая с нашей страной - это модель США, когда субсидируются авиаперевозки из федерального бюджета при возможности софинансирования из региональных бюджетов, а также канадская модель, при которой субъекты Федерации самостоятельно финансируют выпадающие доходы от авиаперевозок в пределах данных регионов. Наиболее рациональная для нашей страны модель - совместное финансирование субсидий из федерального бюджета и за счет средств бюджетов субъектов РФ на авиаперевозки между столицами регионов, а также субсидирование регионами местных перевозок в пределах субъектов Федерации самостоятельно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская Бизнес-газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка