О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпания "Ак Барс Аэро" долетела до антимонопольного законодательства

Аэропорт "Бугульма" (базовый для "Ак Барс Аэро" и входящий в ее состав) станет отдельным юридическим лицом - того требует антимонопольное законодательство

Как стало известно газете "БИЗНЕС Online", аэропорт "Бугульма" (базовый для "Ак Барс Аэро" и входящий в ее состав) станет отдельным юридическим лицом - того требует антимонопольное законодательство. При этом бугульминский авиаперевозчик намерен сохранить контроль над воздушными воротами нефтяного Татарстана. Эксперты считают требования ФАС формальными, поскольку "Бугульма" узкоспециализирован и не интересен другим авиакомпаниям. В "Ак Барс Аэро" же уверены, что у аэропорта приличный потенциал, и даже намерены инвестировать в строительство новой взлетно-посадочной полосы.

"До последнего не хотели этого делать"

Как рассказал газете "БИЗНЕС Online" генеральный директор ОАО "Ак Барс Аэро" Петр Трубаев, авиакомпания будет отделять аэропорт в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства. "Этот вопрос возник именно сейчас потому, что мы становимся большой компанией, а есть определенные обороты, которые подпадают под требования антимонопольного законодательства", - рассказал глава "Ак Барс Аэро". При этом он признал, что руководство компании не в восторге от такого поворота событий: "Мы до последнего не хотели этого делать, но настолько объемы выросли (новые самолеты приходят; за первое полугодие 2011-го мы по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли по перевозкам на 24 процента), что любые сделки, например по приобретению определенного оборудования, надо согласовывать с антимонопольными органами, а они не будут согласовывать, пока у нас аэропорт не будет выделен в отдельную структуру. Конечно, разделение - нежелательный элемент, но законодательство есть законодательство".

Вместе с тем Трубаев уверен, что, и став ООО, "Бугульма" будет подчиняться "Ак Барс Аэро". "Таким же образом авиакомпания "Татарстан" (АКТ) некогда владела аэропортом "Бегишево", - проиллюстрировал ситуацию руководитель бугульминского авиаперевозчика, - такая же примерно схема будет и здесь". При этом, по его словам, "Ак Барс Аэро" будет проще, чем АКТ с "Бегишево", поскольку "Бугульма" в силу естественных вещей - аэропорт одной авиакомпании: "У нас само по себе так, так оно и будет, по большому счету, поскольку транзита как такового нет".

Как "передел" оформится юридически, пока не ясно. "Выделение в отдельное структурное подразделение, наверное, так правильно сказать, - отметил Трубаев. - Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Предварительное решение совета директоров уже есть, думаю, это произойдет к концу года".

"Бугульма" будет существовать, пока есть нефть

Участники рынка также считают "полноценное" разделение "Ак Барс Аэро" и "Бугульмы" нецелесообразным.

"Если аэропорт "Бугульма" остается в составе "Ак Барс Аэро", не вижу разницы для антимонопольной службы, - сказал в беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" генеральный директор ОАО "Казанское авиапредприятие" Магомед Закаржаев. - Точно так же в свое время "Бегишево" был филиалом, структурным подразделением авиакомпании "Татарстан", на которую шло давление - выделить аэропорт из своего состава… И потом, в таких делениях должно быть разумное начало. Какой смысл отделять аэропорт, где базируется несколько самолетов и вертолетов, и вряд ли кто туда соберется летать? Так только можно лишнюю бюрократию создать. Словом, должен быть экономический смысл: большой аэропорт, многие авиакомпании собираются из него летать. Но я не слышал, чтобы кто-то собирался открывать рейсы в Бугульму, и его не пускали".

"Во всем мире практика такая - аэропорты отдельно работают, это хозяйствующие субъекты, обеспечивающие взлет, посадку, обслуживание пассажиров, авиакомпании в них просто получают услуги, - рассказал газете "БИЗНЕС Online" руководитель татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта "Росавиации" Шавкат Умаров. - Аэропорт - это одно, а авиакомпания - другое. Но я думаю, что "Ак Барс Аэро" как была хозяином "Бугульмы", так и останется. Это небольшой провинциальный аэропорт, который будет существовать, пока есть нефть".

"Закон говорит: авиакомпании и аэропорты должны быть разделены, чтобы исключить монополизацию, - разъяснил газете "БИЗНЕС Online" председатель совета директоров ГК "Тулпар" Азат Хаким. - Но я считаю, что в связке "Ак Барс Аэро" - "Бугульма" экономической необходимости в этом разделении нет, ведь транзитным этот аэропорт никогда не будет, хабом - тоже. Но… законодательство для всех едино, поэтому они вынуждены его исполнять. Считаю, "Ак Барс Аэро" оставит аэропорт в своей структуре как отдельное юридическое лицо, вот и все. И, думаю, это антимонопольщиков устроит - формально закон будет соблюден".

В сентябре облетают новую систему посадки

Между тем Трубаев уверен, что у "Бугульмы" неплохие перспективы.

Напомним, в апреле 2010 года в Бугульме было открыто новое здание аэровокзала. Как заявил тогда Трубаев, теперь аэропорт в состоянии обслуживать территорию с населением 500 тыс. человек, и благодаря новому аэровокзалу "Ак Барс Аэро" надеется привлечь в "Бугульму" жителей соседних Альметьевска, Заинска и других городов, которые перестали пользоваться услугами аэропорта из-за их низкого качества (расстояние от "Бугульмы" до Азнакаево - 35 км, до Лениногорска - 38 км, до Альметьевска - 64 км). Тогда же о перспективах порта высказался президент РТ Рустам Минниханов: "Инвестиционная составляющая любой экономической зоны - наличие инфраструктуры. Это же касается и нефтяного края республики. Бугульма - его научный и промышленный центр. Необходимость аэропорта здесь велика. Он дает серьезные преимущества для привлечения инвесторов - как отечественных, так и иностранных. Наконец, это удобство для местных жителей, показатель высокого уровня их жизни".

5 марта этого года "Ак Барс Аэро" получила от Европейского агентства авиационной безопасности сертификат PART-145, позволяющий самостоятельно осуществлять комплексное техническое обслуживание самолетов СRJ200 в "Бугульме". В компании надеются, что оснащение и географическое положение базы привлечет на обслуживание авиакомпании Центральной и Восточной части РФ.

Давно говорилось о необходимости модернизации аэропортовой инфраструктуры. На днях Трубаев рассказал газете "БИЗНЕС Online", что на федеральные деньги уже установлена система посадки с одним курсом, в сентябре будет ее облет. В планах - система посадки с обоими курсами и достройка новой полосы. Сегодня используется ВПП длиной 2 тыс. м, позволяющая принимать Ан-24, Ан-32, Ан-74, Як-40, Ту-134, CRJ200, Bombardier Challenger 600 и все более легкие самолеты. Но еще в 1987 году начали строить ВПП длиной 2870, рассчитанную на борта размерности Ту-154. Но в 1990 году из-за нехватки денег проект тормознули. Любопытно, что на покрытую только слоем асфальта новую полосу несколько раз садились самолеты - экипажи принимали эту ВПП за основную. После этого на нее через каждые 200 м нанесли белые кресты… Так вот, полосу "Ак Барс Аэро" намерена достраивать за свои деньги.

Приблизились к показателям СССР

"А вот достройкой новой полосы, конечно, придется самим заниматься, - рассказал газете "БИЗНЕС Online" Трубаев, - во всяком случае, первым этапом".

"Не совсем понимаю, зачем в "Бугульме" нужна еще одна, большая полоса, - говорит Хаким. - По большому счету, "Бугульма" - тупик. Это аэропорт конкретно для нужд нефтяников. Рядом - аэропорты Самары, Уфы, Казани, "Бегишево" с гораздо более развитой маршрутной сетью. Развивать еще один аэропорт буквально в 100 километрах от вышеперечисленных - в мировой практике мало таких случаев (когда рядом мегаполисы - это другой вопрос). Но, видимо, у "Ак Барс Аэро" свои планы".

"Потенциал аэропорта "Бугульма" - это мобильность населения региона, - отметил Закаржаев. - А "Бугульма" всегда был аэродромом нефтяников. Проблема и в том, что в небольшом Татарстане - три аэропорта: два международных и региональный, который после строительства полосы тоже, наверное, будет претендовать на этот статус (когда-то такой разговор был). И все они - в радиусе 300 километров. В любом случае они конкурируют друг с другом. Может быть, и не прямо, но если бы не "Бугульма", отправки из "Бегишево" возросли бы, и наоборот. Или если бы не "Бегишево", более половины его отправок шли бы из Казани".

"Да, в том регионе испокон веков была авиация, но чтобы появился массовый поток пассажиров - не думаю, - считает Умаров. - Впрочем, если в "Бугульму" будут приходить транзитные авиакомпании, да ради Бога, для аэропорта это было бы только хорошо".

Трубаев уверен, что вложения оправданны: "Если вторую полосу ввести в строй, перевозки возрастут, потому что она позволит принимать более вместительные воздушные суда, и поток увеличится. А поток там и сегодня есть - недаром мы второй рейс в Москву ввели. И потенциал загрузки у "Бугульмы" приличный, сегодня мы вышли на уровень перевозок времен СССР, хотя и не пикового периода. Словом, потенциал есть".

Напомним, что "Ак Барс Аэро" также летает из "Бугульмы" в Санкт-Петербург (два раза в неделю), Сочи, Нижневартовск и Сургут. Как сообщили газете "БИЗНЕС Online" в пресс-службе "Ак Барс Аэро", за первое полугодие 2012-го авиакомпания перевезла из "Бугульмы" 13659 пассажиров и 6247 т груза. За аналогичный период прошлого года - 12950 человек и 4644 т груза. Соответственно, рост составил 6% и 35%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка