О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Объединенные аэропорты Российской Федерации

Д.Медведев предложил не множить казенные предприятия, создаваемые на базе убыточных региональных и местных аэропортов. Их должно быть восемь - по одному в каждом федеральном округе

Дмитрий Медведев предложил не множить казенные предприятия, создаваемые на базе убыточных региональных и местных аэропортов. Их должно быть восемь - по одному в каждом федеральном округе. На эту модель будет опираться субсидирование региональной авиации.

Казенные аэропортовые предприятия следует объединить в масштабах федеральных округов. Такое предложение сделал премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании по вопросам развития региональных авиаперевозок. Министерству транспорта поручено проработать этот вопрос.

Премьер констатировал, что общий объем перевозок российских авиакомпаний растет, но региональное сообщение остается на прежнем уровне: около 4,5 млн пассажиров с 2003 года. "Даже крупные города крайне редко связаны прямыми рейсами, - добавил премьер. - Чаще всего через Москву. Особенно если нет железных дорог и автодорог". Причин у такой ситуации несколько: это и устаревший парк самолетов, и отсутствие у компаний возможностей по его обновлению, и недостаточное использование регионами программы субсидирования авиаперевозок.

Еще одна причина - отсутствие аэродромной инфраструктуры, способной обеспечить авиаперевозки на безопасном и относительно недорогом уровне.

В реестре аэродромов гражданской авиации 315 аэродромов, 230 из них относятся к категории региональных и местных. Федеральные целевые программы на 2012-2015 годы выделяют на региональные аэропорты 23,74 млрд рублей. Это позволит провести реконструкцию в 33 аэропортах, в том числе построить или отремонтировать 33 взлетно-посадочные полосы, сообщало Министерство транспорта в материалах "круглого стола" по региональной авиации, состоявшегося в Совете федерации в июне.

Кроме этого государство субсидирует федеральные казенные предприятия на базе аэропортов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. На это бюджет выделяет ежегодно почти 2,5 млрд рублей.

"На базе 50 аэропортов регионального и местного значения создано шесть федеральных казенных предприятий", - сообщил Медведев. Это "Аэропорты Севера", "Аэропорты Чукотки", "Аэропорты Камчатки", "Аэропорты Красноярья", "Аэропорты Сахалина" и "Аэропорт Амдерма".

"Сами аэродромы получают субсидии на частичную компенсацию расходов, связанных с оказанием услуг по обеспечению вылета и посадки воздушных судов", - добавил премьер.

Это позволяет поддерживать ставки аэропортовых сборов на доступном для компаний уровне и, соответственно, сдерживать рост пассажирских тарифов. Размер ставок сборов за обеспечение взлета-посадки воздушных судов в аэропортах, входящих в "Аэропорты Севера", ниже в 3,8 раза расчетной себестоимости предоставляемых услуг, рассчитали в Минтрансе. По "Аэропортам Камчатки" - в 2,3 раза, по "Аэропортам Чукотки" - в 3,35 раза ниже.

Создание казенных предприятий, говорят в Минтрансе, позволило привести аэропорты в соответствие сертификационным требованиям, обновить парк аэродромной техники, провести работы по капитальному ремонту и реконструкции и стабилизировать финансово-экономическое положение аэропортов.

Сейчас ведется работа по созданию еще четырех казенных предприятий: "Аэропорт Кызыл", "Аэропорты Приамурья", казенные предприятия на базе северных аэропортов Хабаровского края.

Но, по оценке профильного ведомства, на содержание и развитие аэропортовых казенных предприятий необходимы дополнительные деньги: в 2013 году - 936,9 млн руб., в 2014 году - 970,2 млн руб., в 2015 году - еще 1176,9 млн рублей.

"В целях оптимизации расходов, прежде всего на управленческий персонал, нам нужно проработать вопрос об объединении этих федеральных казенных предприятий, которые существуют, во всяком случае, в масштабах федеральных округов. Это можно было бы сделать", - сказал Медведев.

Министр транспорта Максим Соколов после совещания пояснил, что речь идет об оптимизации структур по округам: "По некоторым округам есть несколько различных казенных предприятий, что было продиктовано спецификой организационно-правовой формы их создания. В первую очередь это относится к Дальневосточному федеральному округу, где у нас несколько ФКП". "Действительно, можно подумать о более эффективной структуре, ведь, естественно, каждое предприятие имеет директора, бухгалтера, аппарат управления…" - добавил глава ведомства, обещав оперативно отработать поручение премьера.

Для сокращения издержек министр предлагает дать некоторое послабление аэропортам. "Необходимо внести изменения в закон о транспортной безопасности без ущерба для безопасности, - пояснил Соколов. - Прописать минимальные требования для региональных и местных аэродромов и посадочных площадок - такие, которые соответствуют реальным угрозам. Иначе затраты для содержания таких аэродромов непомерно высоки как для самих аэродромов, так и для авиакомпаний".

Еще одна мера - применение системы скидок на оплату аэропортовых сборов и тарифов при запуске новых маршрутов. Минтранс уже утвердил и зарегистрировал в Минюсте соответствующий приказ об аэронавигационных аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов.

Минтранс сейчас прорабатывает решение развития аэропортовой сети на основе модели из 12 узловых аэропортов. Сеть не будет включать магистральные маршруты: "Это будут маршруты между 12 узловыми (не Москва и не Петербург) и более мелкими аэропортами", - пояснил Соколов.

"Вместе с главами субъектов и бизнес-сообществом в течение полугодия проработаем модель, чтобы субсидирование (региональных перевозок. - "Газета.Ru") в 2013 году уже опиралось на эту модель", - добавил министр.

По расчетам ведомства, объем субсидий на один округ должен составлять около 700 млн рублей с учетом максимального объема в целом на страну - 5 млрд. "Но мы постараемся на первых порах уложиться где-то в 2,5-3 млрд в целом на страну, - сказал Соколов. - Сегодня у нас есть 1,5 млрд. Если заявим еще 1,5-1,8 млрд рублей (на 2013 год. - "Газета.Ru"), считаем, что на первое время для раскатки региональных маршрутов будет достаточно"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка