О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летопись кубанской авиации

Бывших военлетов не бывает, как бывших гвардейцев или мушкетеров. Военная и гражданская авиация - словно два слоя одной высокой атмосферы, меж собой тесно сплетенные. Сплетение - в судьбах, событиях

Бывших военлетов не бывает, как бывших гвардейцев или мушкетеров. Военная и гражданская авиация - словно два слоя одной высокой атмосферы, меж собой тесно сплетенные. Сплетение - в судьбах, событиях. Включая драматические события последнего - нет, по-летчицкому, крайнего месяца - ликвидацию последствий "крымской трагедии".

Генерал Бобылев и его "воздушная армия"

Уже ранним утром 7-го июля подняли в воздух вертолеты МИ авиаторы, испытанные кадры ВВС, а ныне летчики краевой организации ДОСААФ, командиры воздушных судов Валерий Чернов, Игорь Иванов, Эдуард Заборов и их экипажи. Сыграли свою роль и руководители Краснодарского аэроклуба: Игорь Пришлюк, Юрий Кечин. Без этого опыта ВВС не обошлась ни одна задача: от мониторинга паводковой ситуации до доставки воды и продуктов, от наведения поисковых сил до эвакуации многих десятков пострадавших. И в словах недавней губернаторской благодарности - искренность, рациональная оценка, даже надежда: "Без действий… штаба, возглавленного начальником Южного управления Росавиации В.С. Исаевым и председателем РО ДОСААФ по Краснодарскому краю С.Ю. Бобылевым, невозможно было руководить полетами столь большого количества воздушных судов, при этом обеспечить безопасность спасательных работ...". И вряд ли потребность в таких суперпрофессионалах закончится ликвидацией последствий крымской трагедии…

Имя генерал-майора Сергея Бобылева пользуется доброй славой не только на Кубани. В уникальном пути талантливого лидера и летчика - чуть ли не все роковые испытания нашей страны в последние десятилетия, от Афгана до Спитака и далее.

Афганский опыт Сергея Юрьевича - не просто яркие, порой уникальные воспоминания и приоритетные обобщения, но вектор движения вперед. Чтоб новое поколение защитников не наступало на старые грабли. Это вектор, в котором сегодня военная авиация нуждается, пожалуй, как никогда. Причем он многогранен и вполне закономерен: объемлет и кадры, и технические подвижки, и вообще растущую интенсивность взаимосвязей между боевым опытом и стратегией оборонной организации.

При чем тут интенсивность? При многом. Ритм боевых действий неуклонно усиливается: в Великую Отечественную 120 боевых вылетов за четыре года были подвижничеством, заслугой уровня Героя Советского Союза. Спустя 30 лет такие результаты становились нормой: в том же Афганистане нередки были 500 боевых вылетов за год.

- Летали, - вспоминает С.Ю. Бобылев, - бесперебойно днем и ночью… И у вертолетчиков, равно как и в Чечне, интенсивность деятельности была выше, чем, скажем, у истребителей.

Техническая подвижка - к примеру, устранение недостатков, выявленных в Афгане у Ми-8, в конструкции Ми-171, усиление защиты, появление двух боковых дверей. Это вроде бы частное усовершенствование, как и множество иных, - в русле общей великой миссии, принципиального роста роли вертолетной авиации. Только ей под силу такие разнообразные задачи: от высадки десанта в самых "нужных" местах - до эвакуации людей оттуда, откуда, кажется, вообще невозможно вырваться…

Вся служба в Афгане - эпизоды, поразительные даже для самых бывалых. Вот один из множества: обеспечение вывода батальона десантников из ущелья Бамеан. Сперва нужно было высадить охранение (тех, кто помешает "духам" сбивать наших) - кроме вертолетчиков, естественно, эту задачу никто не обеспечивает. А когда вывод батальона был завершен - оказалось, что нескольких наших командиров нужно забирать уже с совершенно недосягаемой, вообще запрещенной для таких машин точки в горах, на высоте 4,5 километров. Решение пришлось принимать влет, без положенного согласования - вмиг в маечках полетели - и сняли, спасли командиров, включая комполка. Затем спасенные к нам в расположение приходят - и только тут комэска узнает о нашем полете. Чуть с выговором за это дело не остались…

Другой случай, вошедший позже в учебники для академий, произошел в районе трагически известной Черной горы, ставшей могилой для сотен наших ребят.

- Ведущего первой из наших машин, - вспоминает Сергей Бобылев, тогда еще капитан, - сбили стингером; мой ведущий Владимир Федченко помчался туда - спасать, если тот жив, и я за ним. Вдруг справа - знак: стингер уже летит к нам..! Поразит неминуемо? Не-ет… Удалось уйти. Вот каким маневром: на предельно малой скорости, в сторону солнца, и сразу - ножницы. То есть душманская ракета держала один наш вертолет, и удалось ножницами, вразнотык это перебить…

Потом спецназ нашел там аж три контейнера от стингеров - то есть сколько же смертей удалось предотвратить!

Незабываемы и другие эпизоды: спасение будущего ингушского лидера Аушева - его вывоз в Кабульский госпиталь в октябре 86-го (он обеспечивал вывод подразделений из Кала-Ланга близ Панджшера и был повторно тяжело ранен - возможно, в дальнейшей судьбе тогда еще полковника Руслана, в отличие от Джохара, это спасение сыграло стабилизирующую роль…). И спасение афганского летчика в невероятной ситуации, за что Бобылев был удостоен высшей военной афганской награды, которая давно выписана, но все еще идет к Сергею Юрьевичу... Восток - дело не только тонкое, но и долгое…

Со светлой печалью говорит генерал-майор Бобылев об ушедших боевых друзьях. Сергей Донович Пряников, комэска, человек великой души, во время одной из операций был ведущим всей группы. Вертолет в бою получил множество повреждений, но высадку десанта обеспечил полностью... Тяжело раненного в сбитой машине, обгоревшего комэска почти чудом удалось вывезти. Ребята так верили, что - выживет! Но в госпитале Сергея Пряникова не смогли вернуть к жизни…

Вспоминается и характерный эпизод более чем 20-летней давности: Ярославский вокзал в Москве. Вдруг какой-то парень обращается к ждущему электричку Сергею Юрьевичу: это у вас в Афгане, в Панджшере, белые "зэшки" были? (а белые защитные шлемы, вместо темных, кое-кто из летчиков носил - для разнообразия…). Так вы ж меня от смерти спасли!.. Оказывается, парня, с тяжелейшим ранением, вывез из ущелья именно вертолет Бобылева, когда от потери крови боец был почти за гранью... В Москву же парень приехал с невестой и матерью (купить кольца к свадьбе) - и Бог свел со спасителем, и встреча их затянулась до утра. Таких спасенных в военную и мирную пору - тысячи. Только у одного Бобылева.

Его сын Дмитрий поддерживает честь фамилии: в эти недели он, летчик-штурман, был одним из самых активных авиаспасателей, спасителей. С. Бобылеву удалось собрать достойнейших профессионалов, и образ воздушной армии для этих сил вполне подходит. В авиации кубанского ДОСААФа - асы высочайшего класса, с серьезным опытом службы в ВВС. Нет, наверное, машин, которые им недоступны. Взять хотя бы легендарный Су-25 - чудеса творили на нем в разных концах планеты. И словно о них сказал на днях главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев: "Само название "Грач", данное этому самолету в Афганистане, о многом говорит. "Грачи" прилетели - и все рады!.. кроме противника разве что".

Созвездие столетия

На днях главком повторил точку отсчета, от которой военно-воздушные силы Отечества ведут свой путь, - это создание 12 августа 1912 г. специального органа управления авиацией и воздухоплаванием в составе русской армии.

В истории российских ВВС сияют имена покорителей неба, так или иначе связанных с Кубанью в разные века и десятилетия: Евдокии Бершанской и Евгении Жигуленко, Виктора Ткачева и Михаила Короткова, Петра Мирошниченко, Сергея Попова, тысяч других.

И военная авиация страны с первых лет, с начала прошлого века, немыслима без кубанских оборонцев. Уже в начале 1920-х Общество друзей воздушного флота, прообраз ДОСААФа, имело отделения на Кубани. (Об этом повествует в яркой книге "Во славу Родины" Ф.И. Колесников, один из выдающихся руководителей ДОСААФа Кубани прошлых лет). На средства ОДВФ, а они поступали от членских взносов, от акций во время массовых гуляний, карнавалов, был построен самолет "Красный черноморский партизан". ОДВФ помогло окончить летную школу легендарному Владимиру Коккинаки, в юности - новороссийскому популярному спортсмену. Старт в небо будущему Герою Советского Союза, лауреату высших премий страны, генерал-майору авиации, испытавшему около 70 типов самолетов, дала именно оборонная организация. На Кубани стали всенародными "недели Воздушного флота", насыщенные пропагандой военных знаний.

Для многих направлений деятельности регионального ДОСААФа опорными являются Краснодарский аэроклуб и Красноармейский АТСК. Из стен Краснодарского аэроклуба, берущего начало с первых авиамодельных кружков в 1924 г., вышло немало летчиков, прославивших нашу авиацию. Это и первый трижды Герой Советского Союза маршал авиации А.И. Покрышкин, руководивший в послевоенные годы и оборонной организацией страны. Ведь именно здесь, на Кубани, раскрылся талант выдающегося летчика.

Кстати, правильно, что в краевом центре есть памятник Покрышкину, равно как и Е. Бершанской. А ведь и другие военные летчики заслужили монументы, мемориалы - для города воинской славы, к статусу которого стремится Краснодар, воздвигнуть их было бы делом чести.

И нынче во всем мире военные летчики изучают знаменитую формулу, которую Покрышкин открыл для наступательного воздушного боя: "Высота - Скорость - Маневр - Огонь". Она стала основой деятельности всей советской авиации и по существу в ВОВ предопределила исход борьбы за господство в воздухе. За бои на Кубани Покрышкин был дважды удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Среди воспитанников Краснодарского аэроклуба - дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Владимир Алексеенко, Герой Советского Союза летчик-истребитель Александр Лаухин, Герой Советского Союза летчик-штурмовик Борис Падалко.

Но обо всем по порядку. 1930-е годы - новый подъем во взаимных усилиях ВВС и оборонной организации. Он коснулся авиамодельного спорта, подготовки парашютистов, планеристов, создания аэроклубов. С этим содружеством связаны великие имена. Михаил Водопьянов, будущий Герой Советского Союза, принимал активное участие в становлении Краснодарского аэроклуба. Его первым комиссаром стал прославленный Петр Игнатов, партизан Великой Отечественной. Опытные инструкторы, наставники А. Лазарев, А. Тюпа, А.Стецко и другие подготовили десятки наших летчиков, блеснувших мастерством в воздушных боях 1940-х годов. Газета "На страже", орган центрального совета ОСОАВИАХИМа, предшественника ДОСААФа, сообщала в 1935-м году: "За последний год Краснодар стал известен как центр рекордов авиамоделизма".

Тогда же путевку в небо получили в Армавирском аэроклубе будущие Герои Советского Союза летчики Александр Бражников, Виктор Ветров, Иван Голубничий. В этом ряду - и выпускник Ейского авиаучилища Федор Радус, совершивший рискованную посадку на лед Финского залива и спасший трех боевых товарищей. В послевоенные десятилетия связь ВВС и ДОСААФа Кубани обрела новые черты. Аэроклубов становилось больше, личный состав комплектовался из опытных авиаторов, участников прошедшей великой войны. Авиавыставки, встречи с ветеранами, освоение техники, экскурсии, авиапраздники - не перечесть тех форм работы, которым и сегодня следует учиться.

Воспитанницей ДОСААФа, точнее его ранних "состояний" ОСОАВИАХИМа-ДОСАРМа, считала себя жившая на Кубани Герой Советского Союза Евгения Жигуленко, ослепительно красивая даже в старости, непобедимая, ставшая режиссером и обессмертившая подруг, их подвиги в киношедеврах "В небе "ночные ведьмы" и "Без права на провал". Кстати, штурманом в одном из этих подразделений была прославленная абхазка Мери Авидзба, начавшая свой путь в небо в ДОСАРМ, удостоенная орденов Отечественной войны первой и второй степеней, совершившая 477 боевых вылетов!

И нынешние светила тоже сияют в юбилейном созвездии. В будни и торжества. Душа самых ответственных акций - полковник запаса Андрей Мартынов, заместитель по авиации председателя краевого ДОСААФ. У ветерана ВВС, свежего, по-юному стремительного, за плечами столько свершений, что не всякий век их вместит. На целый сериал хватило бы тех событий в его жизни, о которых напоминает лишь одна из многих наград, высший орден Республики Абхазия - Орден Леона. Мартынов - авиапедагог милостью Божией, давший крылья многим воспитанникам, среди которых офицеры и руководители, молодые и возрастные. А сам он в эти дни хотел бы поздравить Виктора Севастьянова, ныне генерал-майора, в прошлом летчика-инструктора, чей дар и опыт был так полезен всем, кто рядом. Боевой друг Мартынова - Александр Зернов, овеянный славой летчик, орденоносец, спортсмен, талантливый организатор повседневных усилий, побед, подвижек. Словно о нем написаны строки Кронида Обойщикова, недавно ушедшего поэта, а в годы войны - героического летчика: "Пилот на высоте везде: и на суше, и на воде!" Под руководством Зернова Краснодарский краевой спортивно-стрелковый клуб ДОСААФ стал уникальным центром подготовки стрелков в федеральных масштабах.

Таков и Владимир Ведерников - олицетворение всего лучшего в нашей авиации. Полковник запаса, талантливый инженер-ветеран ВВС, руководитель, за штурвал он сел в зрелом возрасте. Естественно, в краевом ДОСААФе! Знаменательна судьба его сына Дмитрия, окончившего ту же Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского, что и Владимир Николаевич, ныне офицера, служащего в авиации. Давнее военно-воздушное братство живо и теперь. Николай Ковалев, ныне в Бутурлиновке, земляк Ведерникова Юрий Половинченко, работающий теперь в Таганроге, Валерий Кречко, замкомандующего 4-й воздушной армии, другие сокурсники - их плечо словно рядом, их сердечная поддержка помогает сегодня в самые сложные минуты.

Нить времен в ВВС не рвется, вопреки всем преградам…Связь ДОСААФа и ВВС - обоюдная: военная авиация привлекает из оборонной организации неплохо подготовленные кадры. Даже совсем юные. Вот свежая картинка: раннее утро; с турецкой стороны воровски врывается в воздушное пространство Армении - а значит, всей ОДКБ - самолет F-15, столь любимый в странах НАТО. Отлично обученный в ДОСААФе кубанский хлопчик фиксирует сигнал - далее информация идет оперработникам - и вот воздушная тревога. Парубок - простите, капитан ВВС - из Старокорсунской поднимает в небо Армении - ОДКБ - наш самолет, а супостат во все лопатки, то бишь крылья, улепетывает. И как не сказать нашему хлопчику-капитану: спасибо за небо! Пускай оно остается защищенным хотя бы еще один век....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец - Краснодар». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка