О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Виктор Помыткин - штурман "летающей атомной лодки"

Генерал-майор В.Помыткин - о небе, риске и крыльях Родины

12 августа Россия готовится отметить столетие Дальней авиации. Наш гость генералмайор, штурман первого класса Виктор Помыткин. Лучшие годы его жизни совпали с расцветом Дальней, как её называли.

Советскому штурману принадлежит рекорд того времени по продолжительности полётов тридцать шесть с половиной часов в воздухе! В Иркутске он стал "самым молодым старым генералом" Дальней авиации, надевшим свои погоны… в сорок один год.

Он побывал у нас в редакции и рассуждал, нужны ли в век компьютерных технологий "железные птицы" дальнего действия и что поможет вернуть парней в лётные училища, чтобы крылья Родины вновь стали могучими. Ведь это в его время проблем с набором в лётчики не было - самолётами грезил каждый мальчишка.

"Разве можно увидеть на земле такие красоты неба, как в воздухе? Этого никакой писатель никогда не опишет. Это надо видеть, надо чувствовать", - делится мыслями Виктор Павлович в своей книге. Написанный штурманом двухтомник "Вспоминая - размышляю" - о небе, о боевых товарищах и о стране. Наш герой рассказывает, что лётчиком он хотел быть всегда, с самого раннего детства. В школе мечтал стать первым космонавтом и даже чуть расстроился, когда 12 апреля 1961 года всполошённая учительница сообщила, что советский человек - в космосе, и фамилия его "не то Гагаркин, не то Уточкин".

Разучились рисковать

- Я ушёл на пенсию в пятьдесят лет, а выслуга лет к тому времени составила… пятьдесят два года, ведь год лётной службы у нас считался за два, - рассказывает иркутский генерал-майор.

…Глаза цвета неба. Белоснежная рубашка. Ботинки начищены до блеска - ни пылинки. В нём нет ни капли военной неповоротливости или кондовости - живой юмор, эрудиция, обаяние...

- Сегодня однозначно размыт престиж профессии. Лётчиков и штурманов приравняли к рабочим, хотя они всегда считались интеллигенцией, - рассуждает генерал дальней авиации. - Хромает и зарплата, и обеспечение квартирами, а чтобы мальчишки вновь захотели летать, нужно всё это в комплексе. А сейчас - посмотрите - даже "Роскосмос" вынужден объявлять набор добровольцев в космонавты! Кроме того, мне кажется, у нынешнего поколения пропала романтика. Ценности изменились, и молодёжь не хочет рисковать. Не все, конечно, но большинство ведь охотнее идёт на экономистов и менеджеров…

Сам генерал Дальней авиации своей жизнью рисковал не раз. Он просто объясняет, что "штурман - это то же самое, что лётчик, только лётчик взлетает и садится, а штурман в военной авиации ведёт самолет по маршруту, пускает ракеты и бросает бомбы". Ещё в студенчестве во время учебного полёта на Ту-16 будущий штурман дважды выводил самолёт из грозы. По невнимательности пилота, не услышавшего сообщение с земли, машина оказалась в грозовом кольце. Чтобы вырваться из него, пришлось проходить между двумя грозовыми облаками, которые уже начали сливаться в одно. А после, уже заходя на посадку, самолёт снова нырнул в грозу.

- Нас било со всех сторон, а потом резко бросило вниз, и я видел, как быстро побежала стрелка высотомера - самолёт стал падать. Успела мелькнуть единственная мысль: "Жениться я так и не успел". Мы с моей Таней тогда только подали заявление, - вспоминает Виктор Павлович. - Мой инструктор-штурман тогда уже попрощался с жизнью - отключился от связи и накрылся курткой. Когда самолёт вышел из падения, до земли оставалось четыреста метров.

"Летучие корабли"

Побитую и перекошенную крылатую машину с дырой в киле тогда списали на землю. А Виктор Помыткин снова и снова возвращался в небо. На своём Ту-95 - "Летающей атомной подводной лодке" - он поднимался в воздух с оружием, в сотни раз более мощным, чем взорванная в Хиросиме атомная бомба. Генерал вспоминает, что во время многочасовых полётов накатывала такая усталость, что он не мог даже говорить. Он, выпускник политической академии, лектор-общественник, член философского кружка при МГУ, ещё студентом не боявшийся спорить с генералами. И когда его экипаж поставил рекорд того времени по продолжительности полётов - 36 с половиной часов с двумя дозаправками в воздухе, лётчики и штурман едва могли вымолвить несколько слов.

Корреспондент: - Вспоминали тогда свои мальчишеские мечты о небе?

Виктор Помыткин: - Думал, что если бы снова предложили выбор, опять пошёл бы в своё штурманское училище, ничего не меняя, - генерал улыбается, как мальчишка.

Всё это время, в самые трудные моменты с ним была его Татьяна. Старший сын Артур стал лётчиком. Отслужив в Чечне, он рано ушёл на пенсию, а всю свою лётную жизнь поднимался в небо на тех же турбовинтовых "летучих кораблях" Ту-95, что и отец.

- Когда я впервые увидел этот самолёт, то спросил, когда заменят эту устаревшую технику. (Ту-95 - рекордсмен по продолжительности авиационной жизни, появился в российской дальней авиации полвека назад. - Авт). На что один инженер мне ответил: "Сынок, да ты на нём ещё до пенсии доработаешь", - вспоминает Виктор Павлович. - Но он ошибся, на этом самолёте отлетал ещё и мой сын, и если внук пойдёт в лётчики, тоже его застанет. Старшему внуку "самого молодого иркутского генерала" сейчас четырнадцать лет. Хочет ли он быть лётчиком, пока не уверен.

…Наш герой верит, что когда-нибудь на земле не будет войн. Что появится глобальное правительство, которое станет думать о будущем в масштабах планеты, и что даже за последние полвека мы далеко шагнули в этом вопросе. Но пока он убеждён, что России нельзя без Дальней авиации, которую не заменят ни ракетные войска, ни передовые технологии. И в минуту опасности "крылатые атомные подлодки" снова поднимутся в небо.

Досье

Виктор Помыткин родился 10 июня 1948 года в деревне Черноречье Челябинской области. Окончил ПТУ № 32 города Челябинска, затем - Челябинское высшее военное училище штурманов. Обучался в Военно-политической академии имени В. Ленина. С 1989 года - член Военного совета и начальник политического отдела 30-й воздушной армии, базировавшейся в Иркутске. Генерал-майор авиации, военный штурман первого класса. Летал на самолётах Ли-2, Ту-16, Ту-22, Ту-95, Ан-26.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка