bfm.ru
8 августа 2012, 09:22
Comac пытается свергнуть двоевластие Airbus и Boeing
Авиационная дуополия Airbus и Boeing готовится к обороне, наращивая заказы, но китайский Comac (Commercial Aircraft Corporation of China) может обострить конкуренцию в отрасли
"Двоевластие в сегменте самолетов вместимостью 100-150 пассажирских мест, подошло к концу, потому что на этот рынок выходят новые игроки", - это уже давно признавал Джим Олбау, до недавнего времени президент и генеральный менеджер подразделения Boeing Commercial Airlines. С ним соглашались и коллеги из Airbus.
В битве за рынок узкофюзеляжных самолетов вместимостью более 100 пассажиров Airbus и Boeing готовятся конкурировать с канадской Bombardier, китайской Comac и российской "ОАК".
"Они могут бросать миллиарды на авиастроительные проекты"
Поскольку авиастроительные программы требуют больших бюджетов и часто реализуются с проблемами и задержками, то в наилучших условиях среди потенциальных преследователей Airbus и Boeing оказывается государственная компания КНР Comac, пишет британская The Financial Times. Основное внимание приковано к семейству C919 компании Comac, рассчитанных на 158-174 посадочных мест. Начало их эксплуатации было намечено на 2016 год.
Источник, близкий к Airbus, заявил The Financial Times, что из всех новичков [Comac] будет представлять самую серьезную конкуренцию, и не потому, что у них самая высокая квалификация на сегодня, а потому что они располагают большими финансовыми возможностями, чем кто бы то ни было другой. "Они могут бросать миллиарды на авиастроительные проекты, не думая о финансовом результате", - приводит британская газета мнение эксперта.
Что противопоставит российская ОАК
С российской стороны конкурентом на этом рынке является "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), созданная в соответствии с указом президента в 2006 году и объединяющая несколько авиастроительных компаний страны, в том числе "Сухой".
Самолет Sukhoi Superjet 100 произведен в сотрудничестве с западными компаниями, включая итальянскую Finmeccanica. Авионика и двигатели - от французских компаний Thales и Safran. Вслед за Superjet должен появиться в 2017 году узкофюзеляжный MC-21 корпорации "Иркут", также входящей в ОАК. Семейство самолетов MC-21 вместимостью до 212 пассажиров в зависимости от модели составит близкую конкуренцию "рабочим лошадкам" Airbus A320 и Boeing 737, отмечает The Financial Times.
Компания-производитель Superjet 100 получила заказы из разных стран более чем на 170 машин.
В мае 2012 года самолет SSJ-100 в ходе демонстрационного полета врезался в отвесный склон горы Салак в Индонезии, в результате чего погибли все 48 находившихся на борту человек, в том числе экипаж из восьми россиян. После трагедии эксперты говорили, что эта катастрофа - "большой удар" для продвижения нового самолета на рынок и серьезный урон для репутации самолета.
Канадцы смотрят на Китай
Наиболее продвинутую альтернативу самолетам дуополии может представить Bombardier. Но увеличение портфеля заказов на модернизированные экономичные версии основных моделей европейского и американского авиагигантов - A320neo и 737 Max - свидетельствует, что потенциальному предложению канадской компании непросто привлечь широкую поддержку.
Bombardier, по данным The Financial Times, получила заказы на 138 самолетов CSeries, которые рассчитаны на 100-149 пассажирских кресел. Чтобы упрочить позиции на рынке, в марте Bombardier подписала соглашение с Comac - оно позволит компаниям экономить на издержках за счет сотрудничества по отдельным аспектам программ CSeries и C919, комментирует издание.
Для канадской компании это расширит перспективы продаж на емком китайском рынке. The Financial Times также приводит слова руководителя Bombardier Ги Аши о том, что партнерство с Comac позволяет "выровнять" рыночные позиции с Boeing и Airbus: "Мы небольшая компания, которая конкурирует с двумя гигантами. Они будут делать все возможное, чтобы мы не смогли пошатнуть дуополию".
Для китайской стороны это сотрудничество может принести дополнительные производственные возможности и укрепить авторитет. В Comac делают акцент на то, что их машины надежны, подчеркивая, в частности, что во многом они созданы с применением западных технологий, например, C919 планируется оснастить двигателями, подобными тем, которые предполагается использовать в 737 Max.
В китайской компании говорят, что уже 12 клиентов разместили заказы или выразили намерение приобрести самолеты C919 - в общей сложности 280 единиц. Большинство - китайские авиаперевозчики и лизинговые компании, внутренний рынок может быть главным источником сделок для Comac в предстоящие годы. Но есть и интерес из-за рубежа, отмечает FT. Ирландский лоукост-перевозчик Ryanair в прошлом году достиг договоренности о сотрудничестве в области создания 200-местного C919.
Возможно, Airbus и Boeing не грозит прямая атака на их дуополию до 2020 года, а к тому времени они уже могут приблизиться к совершенно новым технологиям узкофюзеляжных самолетов, которые позволят сделать еще один скачок в области энергоэффективности.
Пока же американцы по-прежнему стремятся обогнать европейцев. "В этом или следующем году мы обойдем Airbus по числу переданных заказчикам самолетов и будем удерживать эту позицию несколько лет", - заявил на пресс-конференции в Фарнборо Джим Макнерни, глава правления американского авиастроительного гиганта. Пока лидерство в этой дисциплине удерживает Airbus. В 2011 году европейцы передали заказчикам 534 лайнера, в то время как заводы американцев покинули 477 крылатых машин....
Авторские права на данный материал принадлежат «bfm.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 29, 2024
Франция разместила в Румынии три истребителя Rafale
Март 29, 2024
Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар ведут переговоры с Пакистаном о покупке авиакомпании PIA
Март 29, 2024
Ученые ПНИПУ разработали новый вид звукопоглощающих конструкций для самолетов
Март 29, 2024
5300 пассажиров воспользовались авиамаршрутом Киров - Казань с момента запуска