О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты столицы ожидает коллапс

В последние годы аэропорты Москвы с трудом справляются с растущим пассажиропотоком. Нехватка ВПП парализует их работу

В последние годы аэропорты Москвы с трудом справляются с растущим пассажиропотоком. Для обеспечения спроса на перелеты в "Шереметьево" и "Домодедово" запланировано строительство двух новых взлетных полос. Но уже ясно, что их строительство закончится после того, как произойдет вывод из эксплуатации старой ВВП в "Домодедово". В результате в 2016 году аэропорты столицы смогут обслуживать меньше пассажиров, чем сегодня.

Как свидетельствуют расчеты Международной организации гражданской авиации IATA, если построить еще по одной ВВП в "Шереметьево" и "Домодедово", то пропускная способность всех аэропортов Москвы к 2020 году составит 96,5 млн пассажиров. Но даже это не поможет принять всех пассажиров. Дефицит пропускной способности лишь немного сократится и за 8 предстоящие лет неудовлетворенный спрос достигнет 98,4 млн пассажиров.

Первоначально предполагалось завершить ввод в эксплуатацию ВВП-2 в "Домодедово в четвертом квартале 2016 года. На этот же год намечен вывод из эксплуатации выработавшей ресурс ВПП-1. Ситуация усугубляется тем, что к 2016 году не будет построена и введена в эксплуатацию новая полоса в "Шереметьево". Третью полосу в Шереметьево планировалось ввести в эксплуатацию в сентябре 2012 года. Но сегодня очевидно, что по оптимистическому прогнозу это произойдет в 2017 году, а по пессимистическому - не ранее конца 2018 года.

В результате Московский авиационный узел (МАУ) останется с 5 работающими полосами. Как свидетельствуют расчеты IATA Airport Development Reference Manual, из-за этого только в 2016 году МАУ, пассажиропоток которого достигнет 84,5 млн человек, не сможет обслужить от 12,5 до 15,6 млн пассажиров.

Мнение экспертов однозначно: если вовремя не построить новую полосу в "Домодедово" - этот аэропорт просто встанет.

В Минтрансе знают о проблеме. "Сейчас главное приступить к строительству полосы", - заявили в пресс-службе министерства, уклонившись от более подробных комментариев.

В правительстве видят глобальное решение проблем развития аэропортовой инфраструктуры в том, чтобы собрать столичные аэропорты в единый московский авиаузел (МАУ). К середине ноября будут подготовлены документы по созданию Единой новой компании (ЕНК) на базе трех столичных аэропортов.

Этот вариант не идеален. Расчеты показывают, что для достижения безубыточности ЕНК потребуется увеличение тарифов на взлет-посадку не менее чем в три раза, что, в свою очередь, неизбежно отразится на стоимости авиабилетов. С учетом того, что тариф за услугу по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов является регулируемым, необходимо будет привлечь госфинансирование, например, в виде субсидий, порядка 135 млрд рублей до 2030 года. А это, для сравнения, более чем в два раза выше суммы дефицита средств на строительство новых полос "Домодедово" и "Шереметьево".

Известно, что рост цен на билеты на 1% ведет к снижению пассажиропотока на 0,7%. Проблема и в том, что от момента учреждения ЕНК до начала эффективной работы пройдет еще немало времени, а пока работы по расширению инфраструктуры недопустимо затягиваются.

Особо критическое положение сложилось в "Домодедово". В рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" на строительство новой ВПП в аэропорту было заложено 14,6 млрд рублей, из которых 3 млрд рублей надо было выделить уже в этом году. Главгосэкспертиза одобрила все проектные работы. Но финансирование до сих пор не началось, хотя ранее первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов потребовал от Росавиации ускорить строительство.

Одна из причин задержки в том, что участки под стройку так и не выкуплены у собственников. А государство не имеет право финансировать проекты на частных землях. Поэтому ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово" не может объявить конкурс среди строителей и начать оплату работ.

В начале августа его гендиректор Денис Нуждин предложил Игорю Шувалову решение этой проблемы. Компания готова потратить собственные 2,4 млрд рублей на выкуп земельного участка под строительство ВПП и сдать его в аренду государству за символический 1 рубль. Наличие арендного договора станет достаточным основанием для получения разрешения на строительство ВПП и открытия финансирования.

Ответа на это предложение пока не последовало. Но по мнению аналитика ИК "Инвесткафе" Андрея Шенка, оно заслуживает как минимум рассмотрения и сторонам необходимо договориться о взаимовыгодном сотрудничестве.

Главный экономист ИК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов указывает, что пассажиропоток и грузопоток в московских аэропортах постоянно увеличиваются, и если не нарастить их пропускные возможности, то "рано или поздно наступит коллапс".

"Для развития авиаперевозок в московском регионе нужно строить инфраструктуру, в том числе новые ВПП, терминалы, ТЗК и так далее. И в "Шереметьево" и в "Домодедово" запланировано построить новые ВПП, но эти проекты катастрофически задерживаются. Уже ясно, что ВВП-1 в "Домодедово" будет выведена эксплуатации раньше, чем построена новая полоса. Поэтому избежать ухудшения транспортной ситуации уже практически невозможно", - заключил экономист....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка